Файл: Корпоративная культура в организации (Методы оценки корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРОТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Роль корпоративной культуры
1.2 Методы оценки корпоративной культуры
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «СНЕГИРИ»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка корпоративной культуры
2.1 Краткая характеристика организации
Объектом исследования является предприятие г. Екатеринбурга, Мебельная фабрика Снегири, являющаяся розничной компанией. ООО «Снегири» является торговой сетью. Сферой ее деятельности является розничная торговля мебелью различных видов.
Рассмотрим организационную структуру предприятия.
Рисунок 3 - Организационная структура сети ООО «Снегири»
В данном случае существует пример смешанной линейно-функциональной структуры, совмещающей в себе черты линейной и функциональной моделей. Отличием ее является возможность руководства формировать компетентные группы специалистов по определенному направлению. Такие группы фактически являются советниками для решения отдельных возникающих проблем.
Достоинства структуры – повышение эффективности принятия управленческих решений, поскольку они подтверждаются мнением лучших специалистов компании. В то же время за руководителем сохраняется принцип единоначалия руководства, как и ответственность за принятое решение.
Однако и у такой комбинированной модели существуют недостатки. Дело в том, что такая структура способствует развитию бюрократизма в организации, имеющего свои последствия. К ним относится: увеличение времени, необходимого для принятия управленческого решения, снижение оперативности управления. Обусловлено это тем, что для принятия решения необходимо получить коллективный ответ консультационной группы, принимаемый в условиях совещания. При этом временнЫе затраты могут увеличиваться по причине того, что мнения экспертов могут не совпадать.
Структура управления единичным торговым предприятием достаточно проста, в отличие от всей сети, поэтому немного о ней расскажем. Так как магазинами управляют директора, то, следовательно, с них начинается вертикальная цепочка подчинения, в которую входит Заместитель директора. Заместителю директора подчиняется Главный бухгалтер, уборщица, Старший продавец-кассир. У последнего в подчинении находятся продавец, кассир-контролер и фасовщица (рисунок 4).
Директор
Заместитель директора
Уборщица
Старший продавец-кассир
Главный бухгалтер
Кассир-контролер
Фасовщица
Продавец
Рисунок 4 - Организационная структура филиала ООО «Снегири»
Для линейной организационной структуры определяющей чертой является то, что в каждом отделе – структурном подразделении предприятия существует свой руководитель, задачами которого является принятие полномочий в направлении работы отдела и руководство сотрудниками отдела. Согласно организационным и организационно-распорядительным документам предприятия, распоряжения линейного руководителя опускаются вертикально на более низкие уровни предприятия и являются обязательными к исполнению. В противном случае, к сотруднику применяются различные санкции. Интересным является то, что и линейный руководитель является сотрудником в отношении вышестоящего руководителя, которому и подчиняется, вплоть до первого лица компании [21].
Отличительной чертой данной организационной структуры является ее иерархичность. Разумеется, у данной структуры имеются достоинства и недостатки, как и у других структур организаций.
Так, достоинствами линейной организационной структуры является относительная простота структуры, а также полная ответственность за направление работы, возлагаемая на линейного руководителя.
Недостатками рассматриваемой структуры выступает предъявление иногда слишком высоких требований к руководителю, поскольку он обязан разбираться во многих направлениях работы, на которые делится сфера его руководства. Также данный руководитель обязан разбираться во всех текущих делах, т.е. в его работе достаточно рутины, «текучки». Также важным недостатком является низкая приспосабливаемость данной организационной структуры к условиям среды, что при российской неустойчивой экономической среде является чреватым значительными проблемами для предприятия.
Одним из показателей эффективного использования фондов предприятия является фондоотдача. Фондоотдача - это обобщающий показатель, характеризующий уровень использования основных фондов. Отдача основных фондов рассчитывается путем деления объема предоставленных услуг на среднюю стоимость основных фондов за анализируемый период. На предприятии по итогам 2017 года показатель фондоотдачи составил 2,81 руб., что на 0,3 руб. меньше, чем в 2016 году (3,08 руб.), что означает снижающую отдачу с 1 рубля фондов. Уменьшение показателя фондоотдачи свидетельствует о недостаточной эффективности использовании основных фондов. Расчеты показателей эффективности использования фондов приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели использования основных фондов за 2016 и 2017 годы[2]
Показатель |
Значение показателя, тыс.руб. |
Изменения |
||
---|---|---|---|---|
2016 г. |
2017 г. |
(+,-) |
% |
|
Объем продаж (выручка от реализации без НДС) |
212 910 |
239 580 |
26 670 |
12,53 |
Стоимость основных фондов |
69 097 |
85 192 |
16 095,0 |
23,29 |
Фондоотдача, руб./руб. |
3,08 |
2,81 |
-0,3 |
-8,73 |
Фондоемкость, руб/руб. |
0,32 |
0,36 |
0,03 |
9,57 |
Фондовооруженность, руб./чел. |
351 |
420 |
68,9 |
19,65 |
Показатель фондоемкости, обратный показателю фондоотдаче, возрастает с 2016 года с 32 % до 36 % в 2017 году. Показатель фондоемкости отражает потребность в основном капитале на единицу стоимости продукции. Определяется как отношение стоимости основных фондов к объему оказанных услуг. Как видно из расчетных данных таблицы 1, 2, компания имеет низкий показатель фондоемкости, то есть на один рубль реализованных услуг предприятие использует 3,6 % основных средств.
Фондовооруженность показывает по итогам 2017 года, что на 1 списочного работника предприятия приходится основных фондов на 420 тыс.руб., что на 19,6 % выше показателя 2016 года ( 351 тыс.руб.)
Ниже в таблице 3 представлены основные конкуренты ООО «Снегири».
Таблица 3 - Основные конкуренты ООО «Снегири»[3]
Фирма - конкурент |
Масштаб конкуренции |
Доля рынка |
Цены |
Возможность вести конкурентную борьбу |
---|---|---|---|---|
«Marvel» |
областной |
огромная |
высокие |
только за счёт цен |
«OCS» |
областной |
огромная |
высокие |
только за счёт цен |
«Merlion» |
городской |
средняя |
средние и низкие |
Небольшая, т.к. условия, которые может предложить покупателю компания ООО»Снегири», не лучше, чем те, которые предлагают «Merlion» и «Lanit» |
«Lanit» |
городской |
средняя |
средние и низкие |
|
«Landata» |
локальный |
низкая |
средние |
Есть, по нескольким критериям, и её надо использовать |
«Ritm» |
локальный |
низкая |
средние |
|
Прочие магазины |
городской и локальный |
низкая |
средние и низкие |
|
Различные интернет магазины |
областной и городской |
низкая |
средние и низкие |
Локальные конкуренты – компании, расположенные рядом с офисом ООО»Снегири».
Итак, из данных таблицы 3 можно заключить, что основными конкурентами являются магазины, находящиеся поблизости офиса компании ООО «Снегири», различные интернет магазины и такие фирмы, как «Landata» и «Ritm». Против последних единственное средство борьбы – это низкие цены (в среднем где – то на 10 – 20% ниже). Остальным же можно противопоставить также вполне конкурентоспособные цены, широкий ассортимент товара, оригинальный сайт, акции со скидками.
Что касается ценообразования, то предприятию нужны конкурентоспособные цены, которые были бы выше тех, по которым компания ООО «Снегири» продаёт свой товар постоянным клиентам, и ниже цен, которые предлагают покупателю основные игроки на рынке – «Marvel», «OCS» и остальные конкуренты («Landata», «Ritm» и другие). Целесообразно установить цены на уровне таких фирм – конкурентов, как «Merlion» и «Lanit».
Кроме того, конкурентов можно оценить по критериям оценки и оценочной шкале, в которой «+» означает превосходство конкурента, «=« – конкурент не отличается от нас, «–» – наше предприятие превосходит конкурента по данному параметру.
Таблица 4 - Анализ основных конкурентов ООО «Снегири»[4]
Критерии оценки |
Конкуренты |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
«Marvel» |
«OCS» |
«Merlion» |
«Lanit» |
«Landata» |
«Ritm» |
|
Предприятие |
= |
= |
= |
+ |
+ |
= |
- доходность |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- финансы |
= |
= |
= |
+ |
+ |
= |
- инвестиции |
= |
= |
+ |
= |
= |
- |
- ресурсы |
+ |
+ |
= |
= |
- |
- |
- организация |
= |
= |
= |
+ |
+ |
+ |
Рынок |
= |
= |
= |
= |
- |
- |
- концепция маркетинга |
+ |
= |
= |
+ |
= |
= |
- ассортимент |
= |
= |
- |
- |
+ |
- |
- сервисные услуги |
= |
= |
= |
= |
- |
- |
- клиенты |
= |
= |
= |
= |
= |
+ |
- соотношение между ценой и качеством |
= |
+ |
= |
= |
= |
- |
Производство |
= |
= |
= |
= |
+ |
+ |
- удобство, доступность |
= |
= |
= |
= |
- |
- |
- инновационная способность |
= |
+ |
= |
= |
+ |
= |
- сроки обработки заказа |
+ |
= |
= |
+ |
+ |
- |
- качество |
= |
= |
= |
= |
+ |
|
- оригинальные разработки |
= |
+ |
- |
- |
= |
= |
Персонал |
= |
= |
= |
- |
- |
- |
- квалификация руководства |
+ |
= |
= |
= |
+ |
+ |
Продолжение таблицы 4
Критерии оценки |
Конкуренты |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
«Marvel» |
«OCS» |
«Merlion» |
«Lanit» |
«Landata» |
«Ritm» |
|
- квалификация сотрудников |
= |
- |
= |
- |
- |
- |
- гибкость при принятии решений |
= |
= |
= |
= |
+ |
+ |
- образование |
= |
= |
= |
= |
+ |
- |
- методы подготовки кадров |
= |
= |
- |
- |
- |
- |
Состав продукта/услуги |
= |
= |
- |
= |
- |
- |
Поставщики |
= |
= |
= |
= |
+ |
= |
Цены |
= |
= |
- |
- |
= |
|
Оптимальность решений |
= |
= |
- |
- |
- |
- |
Постоянные договора |
- |
= |
= |
= |
= |
+ |
ИТОГО |
= |
= |
=(-) |
=(-) |
= |
=(-) |
Сильные стороны |
Цена |
Цена |
Услуги |
услуги |
инвестиции |
Услуги |
Слабые стороны |
доходность |
услуги |
Цена |
доходность |
производство |
инвестиции |
Так, по результатам анализа видно, что предприятия превосходит своих конкурентов по параметрам широты ассортимента и уровню цен.
Приведем конкурентную карту рынка. Для этого проведем расчет долей и темпов их роста конкурентов предприятия (таблица 5).
Таблица 5 - Исходные данные для построения конкурентной карты рынка[5]
Конкуренты |
рыночная доля 2016 |
рыночная доля 2017 |
темпы прироста |
«Marvel» |
0,13 |
0,14 |
0,03 |
«OCS» |
0,15 |
0,13 |
0,02 |
«Merlion» |
0,14 |
0,16 |
0,03 |
«Lanit» |
0,13 |
0,15 |
0 |
«Landata» |
0,14 |
0,17 |
0,03 |
«Ritm» |
0,18 |
0,17 |
0 |
Среднее арифметическое |
0,15 |
||
Среднеквадратичное отклонение |
0,015 |
||
Нижнее значение |
0,14 |
||
Верхнее значение |
0,16 |