Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Эволюция понятия «управление человеческими ресурсами»).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами
1.1 Эволюция понятия «управление человеческими ресурсами»
1.2 Управление человеческими ресурсами
2. Исследование управления человеческими ресурсами на примере ПАО «Сбербанк»
2.1 Организационная структура ПАО «Сбербанка»
3. Пути совершенствования управления человеческими ресурсами в ПАО «СБЕРБАНК»
3.2 Направления совершенствования управления человеческими ресурсами в ПАО «Сбербанк»
– инновационность.
«МЫ – КОМАНДА»:
– управление результатом и ответственность,
– развитие команд и сотрудничество.
«ВСЕ – ДЛЯ КЛИЕНТА»:
– клиентоцентричность
В 2017 году мы провели коммуникационную кампанию по новой модели компетенций, разработали гайд по развитию компетенций. Программы обучения руководителей и специалистов актуализированы под новую модель компетенций.
Мы формируем такую среду, в которой каждый сотрудник несет ответственность за свое развитие и карьеру. А банк, в свою очередь, предоставляет сотрудникам широкие возможности для обучения и развития. По результатам опроса вовлеченности сотрудников-2017 банк как работодатель на 8 п. п. превышает ожидания сотрудников в части предоставляемых возможностей профессионального развития и обучения.
Сбербанк развивает инструменты обучения и развития как для специалистов, так и руководителей банка. Специалисты обучаются на очных и дистанционных программах в региональных учебных центрах и в центральном аппарате. Для руководителей действуют Корпоративный университет Сбербанка и Виртуальная школа. В начале 2018 года для специалистов Сбербанка будет реализована возможность изучать открытые материалы, курсы и лекции спикеров в Виртуальной школе Корпоративного университета. Мы совершенствуем программы Корпоративного университета, внедряя в учебный процесс инновационные технологии виртуальной реальности, адаптивного, социального и микрообучения.
В 2017 году более 26 тыс. руководителей прошли обучение в Корпоративном университете Сбербанка и более 220 тыс. специалистов – в учебных центрах.
Для повышения эффективности обучения в 2017 году мы разработали комплексные образовательные программы, охватывающие сразу несколько важных направлений развития специалистов. Обучение по данным программам было пройдено различными группами сотрудников:
5 тыс. специалистов ЕРКЦ блока «Розничный бизнес»;
2,5 тыс. клиентских менеджеров канала «Сбербанк Премьер» и 0,5 тыс. клиентских менеджеров канала «Сбербанк Первый» блока «Розничный бизнес»;
3,5 тыс. клиентских менеджеров канала «Малый и микробизнес» блока «Корпоративный бизнес»;
4 тыс. сотрудников инкассаторской службы.
В 2017 году проект комплексной системы профессионального обучения для массовых должностей блока «Розничный бизнес» получил золото в номинации «Новые подходы» и серебро — в номинации «Федерация» престижной национальной премии «HR-бренд».
Мы разрабатываем и внедряем дополнительные программы обучения в связи с расширением роли ИТ-технологий в деятельности Сбербанка. Так, в 2017 году для развития цифровых навыков руководителей и специалистов начала работу Академия технологий и данных Корпоративного университета. В Виртуальной школе запущен сегмент Академии, содержащий различные дистанционные курсы. Доступ к сегменту имеют более 35 тыс. сотрудников. Мы продолжим расширять портфель программ Академии с привлечением экспертов и преподавателей из ведущих российских университетов и индустрии.
Выстраивать понятный и ясный Путь сотрудника помогает также система наставничества и менторинга. Это помогает лучше определить приоритеты и составить индивидуальные планы развития.
Важно, чтобы каждый сотрудник понимал от каких факторов зависит его продвижение в банке. Мы регулярно проводим обучающие мероприятия по построению карьеры «Сбербанк: территория возможностей». Каждый сотрудник может видеть на внутреннем портале актуальные вакансии Сбербанка, а с 2018 года их можно будет увидеть в системе Success Factors.
Сотрудники имеют возможность расти как вертикально, так и внутри банка. В 2017 году состоялось 6 281 назначение на руководящие позиции, из них 6 175 человек – это внутренние кандидаты, 106 человек – внешние. В число внутренних переводов вошли 632 ротации, из которых 362 человека ротированы со сменой территории и 270 человек – со сменой функции.
Для поддержки внутренних продвижений высокопотенциальных сотрудников в Сбербанке создана биржа талантов на базе виртуальной школы, благодаря которой стало возможным рассмотрение талантливых сотрудников для кросс-функциональных и кросс-территориальных ротаций. Также в 2017 году мы утвердили новый подход к работе с Кадровым резервом Сбербанка и организовали работу по развитию кадровых резервистов.
Важным событием 2017 года стал запуск системы карьерного консультирования: мы сформировали пул карьерных консультантов, которые прошли программу обучения, разработанную специально для Сбербанка. В 2018 году карьерное консультирование будет включено в планы развития кадровых резервистов. Также в 2017 году мы разработали базовые принципы построения карьеры в Agile и планируем их внедрение в 2018 году.
Оценка и вознаграждение. В компании считают, что важным аспектом развития персонала является наличие прозрачной системы оценки результатов деятельности. Все сотрудники регулярно проходят оценку эффективности их работы, результаты которой влияют на карьерное продвижение сотрудника и на переменную часть заработной платы. При этом, принимая решение о повышении сотрудника, мы стремимся учитывать не только результативность работы, но также и соответствие его поведения ценностям Сбербанка.
Не менее важным фактором при взаимодействии с сотрудниками является предоставление регулярной обратной связи. По результатам опроса вовлеченности-2017 половина сотрудников получают полезную обратную связь не реже 1 раза в неделю. Руководители раз в год проходят кадровые комиссии, а топ-менеджмент обсуждает персональные результаты в рамках перфоманс-диалога с Президентом – как правило, по итогам каждого квартала.
Оценка результативности сотрудников
Результативность различных категорий сотрудников оценивается по специальным критериям:
оценка руководителей включает два параметра: выполнение установленных КПЭ (ключевых показателей эффективности в рамках текущей и проектной деятельности) и ППР (приоритетных проектов руководителя);
результативность специалистов определяется на основании оценки выполнения целей непосредственным руководителем;
сотрудники фронт-офисов получают оценки результативности на основе выполнения показателей продаж, уровня удовлетворенности клиентов и иных индикаторов.
Все цели разрабатываются на основе стратегических приоритетов и бизнес-плана Сбербанка и устанавливаются каскадно по вертикали от уровня членов Правления до руководителей и специалистов. Мы продолжаем внедрять автоматизированные системы, повышающие объективность планирования и прозрачность оценки количественных результатов работы.
Мы применяем систему оценки эффективности сотрудников «5+», которая включает два индикатора: личная результативность и соответствие корпоративным ценностям. Сотрудники получают две буквенные оценки по шкале от А («значительно превосходит ожидания») до E («неудовлетворительно»).
В 2017 году эта система оценки улучшена: сроки проведения квартальной оценки сокращены до одного месяца с момента завершения квартала; автоматизирован расчет премии на основе выставляемых оценок. В 2018 году будет усилен контроль за предоставлением обратной связи и объективностью оценок руководителей.
Удержание и расставание
Сбербанк проводит отдельную работу по анализу факторов и причин ухода сотрудников. Результаты используются для совершенствования взаимодействия с сотрудниками и повышения привлекательности Сбербанка как работодателя. Кроме того, в 2017 году был разработан процесс выходного интервью для более системного анализа причин ухода сотрудников. Мы благодарны бывшим сотрудникам за работу у нас и учитываем их обратную связь.
В 2017 году мы разработали и внедрили в операционную деятельность модели по оттоку Менеджеров по продажам и консультантов блока «Розничный бизнес». В частности, модели по оттоку помогают спланировать будущую текучесть персонала (кто и когда может уйти) и, соответственно, спрогнозировать будущую потребность в новых сотрудниках. Модели оттока по другим специальностям находятся в разработке и планируются к пилотированию.
Наиболее ценным и редким кадрам делаются специальные предложения, чтобы удержать их в Группе. Кроме того, используются прогнозирование оттока, проактивное устранение причин оттока, долгосрочный элемент вознаграждения.
Особое внимание мы уделяем процедуре «расставания» с сотрудником, если его путь в Сбербанке по тем или иным причинам завершается. Мы стремимся сохранять хорошие отношения со всеми сотрудниками, с которыми нам приходится расставаться.
Банк реализует специальную Программу Outplacement, в рамках которой активно содействует дальнейшему развитию и трудоустройству сотрудников. В данной программе используются:
площадка обмена вакансиями (предложение всех вакансий в ПАО Сбербанк);
линия психологической поддержки;
переобучение сокращаемых сотрудников (стажировка в подразделениях);
карьерное консультирование;
сохранение социальных льгот (ДМС, КПП);
материальная помощь при релокации в другие регионы.
При реорганизации двух территориальных банков в 2017 году с нашей помощью было трудоустроено 1,8 тыс. сотрудников.
Также мы оказываем сотрудникам помощь в составлении резюме и трудоустройстве в компании-партнеры. В наши планы на краткосрочную перспективу включено развитие системы трудоустройства сокращаемых сотрудников. Для этого мы будем расширять сотрудничество с компаниями-партнерами, предоставлять сотрудникам возможность использования службы психологической поддержки. Будут разработаны обучающие курсы по составлению резюме, поиску вакансий и прохождению собеседования.
3. Пути совершенствования управления человеческими ресурсами в ПАО «СБЕРБАНК»
3.1 Применение модели принципа менеджмента качества «Взаимодействие людей» согласно ГОСТ Р ИСО 10014-2008
В стандарте ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» делается акцент на том, что устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, в том числе менеджмента человеческих ресурсов. Требования к менеджменту, компетенциям, вовлечению и мотивации рассматриваются в разделе 6.3 «Человеческие ресурсы» [5, с. 5-6].
В стандарте предполагается, что персонал, являясь важным ресурсом любой организации, своим активным участием повышает способность организации создавать ценность для заинтересованных сторон. Поэтому для высшего руководства необходимо формировать и поддерживать коллективное видение, коллективные ценности и внутреннюю среду. Согласно положениям ГОСТ Р ИСО 9004-2010, для организации важно, чтобы условия труда способствовали индивидуальному росту, обучению, передаче знаний и согласованности действий.
Менеджмент человеческих ресурсов должен планироваться, а также основываться на прозрачном, этичном и социально ответственном подходе. Для персонала необходимо создать такие условия и выделить процессы, которые позволят применять знания, опыт и навыки. Например, преобразование стратегических целей в индивидуальные производственные задачи, организация согласованности действий и стимулирование тесного взаимодействия между отдельными исполнителями.
Как и в ГОСТ Р ИСО 9001-2015, в этом стандарте большое внимание уделяется компетентности персонала. ГОСТ Р ИСО 10014-2008 «Менеджмент качества. Руководящие указания по достижению финансового и экономического эффекта» содержит руководящие указания по достижению экономического эффекта от применения принципов менеджмента качества, на которых основаны требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
В рассматриваемом стандарте установлено, что работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности (рисунок). Этот стандарт описывает необходимые средства и методы управления человеческими ресурсами в соответствии с циклом PDCA: начиная от планирования до улучшения.
Взаимодействие работников организации позволит получить значительный экономический и финансовый эффект, например, снижение стоимости и увеличение интеллектуального капитала. При оценивании требований к компетентности персонала организации и определении потребностей, связанных с ее повышением, необходимо обеспечивать проведение подготовки персонала для достижения целей в области качества, информируя работников об их вкладе в достижение результатов организации.
Именно стандарт ГОСТ Р ИСО 10015-2007 «Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению» содержит необходимые указания методического характера по планированию, проведению и мониторингу обучения и профессиональной подготовки персонала. Организация, принимая на себя обязательства перед персоналом и способная продемонстрировать стратегию повышения компетентности персонала, вызывает уважение и доверие потребителей [2, с. 2].