Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Эволюция понятия «управление человеческими ресурсами»).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами
1.1 Эволюция понятия «управление человеческими ресурсами»
1.2 Управление человеческими ресурсами
2. Исследование управления человеческими ресурсами на примере ПАО «Сбербанк»
2.1 Организационная структура ПАО «Сбербанка»
3. Пути совершенствования управления человеческими ресурсами в ПАО «СБЕРБАНК»
3.2 Направления совершенствования управления человеческими ресурсами в ПАО «Сбербанк»
1.2 Управление человеческими ресурсами
Решение вопросов эффективного использования ресурсов, применения самых современных технических и технологических разработок на предприятиях различных отраслей не возможно без квалифицированного персонала Лишь рабочий персонал, отлично разбирающийся в вопросах экономики предприятия, способен справится с подобными задачами. Стратегия ведения бизнеса, организационная среда влияют на выбор определенной модели управления. Эффективная модель управления человеческими ресурсами в одной организации - не означает ее успех в другой компании. На практике большинство руководителей российских организаций делают акцент на поддержание и развитие производства, сферы маркетинга, уделяя недостаточное внимание мотивационному аспекту в управлении человеческим капиталом, аргументируя это нехваткой средств.
Предприимчивость, инициатива, знания, умения, трудовые навыки, ценности и мотивация работников любой компании на сегодняшний день стали все более значимым ресурсом. Несомненно, что управлять человеческими ресурсами организации должны компетентные специалисты – менеджеры по персоналу. Во время экономических кризисов предприятия рискуют не только финансовыми ресурсами, но и, потерей квалифицированного персонала, а это не менее важно, т.к. без квалифицированных работников невозможно сохранить конкурентные позиций на рынке и выйти из кризиса.
Удержание и правильная мотивация эффективных кадров становится необходимостью в антикризисном управлении компанией. Желание удержаться на «гребне успеха», новые предложения конкурентов, изменение спроса потребителей, меняющиеся технологии, рост информации, жесткие условия рынка, конкуренция – все это побуждает предприятие постоянно улучшать и развивать профессионализм и знания своих работников.
Квалификация персонала, работающего в сфере услуг, требует постоянного развития. Множество методик её повышения и профессиональной переподготовки персонала в настоящее время позволяют реализовывать программы переподготовки кадров, как без отрыва от производства (обучение внутри фирмы), так и с отрывом от производства в специализированных центрах или с помощью стажировок на предприятиях более высокого класса. В антикризисном управлении руководителю необходимо обратить на это внимание и рассмотреть систему стимулирования и мотивации персонала, приспособленную под современную реальность нестабильной экономической ситуации. В настоящее время не существует программы управления человеческими ресурсами, которая была бы эффективна для любой организации. С каждым годом определяются новые теории управления людьми.
В современных условиях экономики, оценивая роль и значение интеллектуального капитала в процессе создания новой стоимости и получения прибыли ученые, особое внимание обращают на человеческий капитал, который включает врожденные способности и талант, знания и умения, навыки сотрудников, а также образование и приобретенную квалификацию. Расходы на их получение (через образование, внутрифирменное обучение и т.д.) принесут со временем ощутимую прибыль и предприятию и работникам, и предпринимателю[1].
Прирост дохода, полученный благодаря приобретенным знаниям и навыкам персонала, и есть прибыль на человеческий капитал. Отсюда следует, что процесс обучения и повышения квалификации должен быть непрерывным. Совокупность трудового потенциала сотрудников организации и есть человеческие ресурсы, а воплощенный в людях человеческий капитал в форме их образования, квалификации, знаний и опыта – трудовой потенциал[2]. Состав персонала любой организации неоднороден, даже в самой маленькой организации приходится выполнять множество видов деятельности, а для этого требуются сотрудники, которые владеют разнообразными профессиями, опытом, квалификацией, занимающие разные должности. Состав персонала организации представлен на рис.1.
Рисунок 1 – Структура человеческих ресурсов организации [3]
Многогранность и уникальность человеческих ресурсов неоспорима, а мотивация персонала является неотъемлемым источником повышения эффективности производства. Чрезвычайно высокая степень неопределенности в жизни каждого человека формируется из-за неустойчивой экономической ситуации. Из чего следует, что для того чтобы повысить эффективность работы предприятий, необходимо заниматься разработкой новых подходов к действующему управлению персоналом.
Создавать философии по управлению персоналом (формировать поведение отдельных работников по отношению к цели для развития предприятия), создавать совершенные службы управления персоналом, применять новые технологии в управлении персоналом, создавать совместные ценности, устанавливать нормы и установки поведения.
Для выполнения человеком (работником) порученной ему работы добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован или, говоря другими словами - мотивирован.
Мотивация трактуется, как процесс активизации мотивов работника - внутренняя мотивация, и как создание стимулов для их побуждения к эффективному труду - внешняя мотивация.
Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для объяснения мотивации понятия: потребности, мотивы, цели. Потребности являются причиной целенаправленных действий человека, (источником его активности).
Состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования и есть потребности. Мотивы побуждают человека к действию, направленному на результат (цель).
Целью, является желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек. Общая схема мотивационного процесса, отражающая его цикличность и многоступенчатость, а также взаимосвязь потребностей, мотивов и целей, представлена на рис. 2.
Рисунок 2 – Схема протекания мотивационного процесса
Комплекс условий, подталкивающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом, является целью мотивации. Материальное вознаграждение долгое время считалось наглядным, единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к эффективному труду. Ф. Тейлор, основатель школы научного менеджмента, разработал свою систему организации труда работников, которая доказывает связь между производительностью труда и его оплатой. Однако обнаружил и значительное влияние на производительность труда других факторов – психологических.[5]
В основе современных теоретических подходов к мотивации лежит исследование причин и механизмов целенаправленного поведения работника. С этого взгляда мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимная связь потребностей, мотивов и целей человека. Характерными проблемами в организациях, связанных с низкой мотивацией персонала являются:
– высокая текучесть кадров;
– высокая конфликтность;
– недобросовестное отношение к труду;
– слабая перспектива карьерного роста;
– некачественный труд (брак);
– неудовлетворение работой сотрудников;
– разногласия в отношениях между предпринимателем и работником;
– безынициативность сотрудников;
– низкий профессиональный уровень персонала;
– неудовлетворительный морально психологический климат и многие другие.
Таким образом, существенный потенциал предприятий заключен именно в кадрах. Какими бы ни были прекрасными идеи, новейшими технологии, благоприятными внешние условия, без хорошо подготовленного и правильно мотивированного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно.
Организации, которые используют на практике управление человеческими ресурсами, более эффективны, максимально приближенны к рынку, оказывают и производят услуги и товар, максимально удовлетворяющий потребности заказчика.
Такие компании располагают более совершенными системами мотивации работников, высоким уровнем удовлетворенности трудом, меньшим количеством прогулов. Долговременным фактором конкурентоспособности и адаптации фирмы в современных условиях экономики, становятся вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу.
2. Исследование управления человеческими ресурсами на примере ПАО «Сбербанк»
2.1 Организационная структура ПАО «Сбербанка»
ПАО Сбербанк — крупнейший игрок банковской сферы, имеющий филиалы и представительства во всех субъектах РФ. По статистическим данным на 1 января 2018 года банк имеет 94 филиала, из них один расположен в Индии (Нью-Дели). 6 лет назад организационная сеть включала 524 филиала. Ее сокращение вызвано оптимизационными процессами.
Структура управления Сбербанка состоит из следующих органов:
Общее собрание акционеров. Это высший руководящий орган кредитно-финансовой организации, курирующий основные виды деятельности банка. Собрание проводится 1 раз в год. В рамках этого мероприятия принимаются решения о распределении чистого дохода, порядке и объеме выплат собственникам бизнеса, стратегии развития кредитно-финансовой организации и другие.
Наблюдательный совет. Его члены избираются Общим собранием акционеров. Координирует деятельность финансового института. В частности, определяет приоритетные направления активной и пассивной политики, утверждает повестку Собрания акционеров, принимает решение об увеличении капитала и размещении свободных средств в ценные бумаги.
Правление банка. Это коллегиальный исполнительный орган, в компетенцию которого входят следующие задачи:
– обсуждение отчетов, поступающих от территориальных банков;
– формирование политики в области управления рисками;
– утверждение процентных ставок по депозитам для физических и юридических лиц;
– утверждение штатной численности сотрудников, принятие решения о слиянии, ликвидации подразделений;
– внедрение в деятельность розничного и корпоративного блока прогрессивные банковские технологии;
– разработку и внедрение внутренних документов, регулирующих деятельность банка и другие.
Президент банка. С 2007 года возглавляет банк Герман Греф. Именно он отвечает за обещания, представленные Общему собранию акционеров на ежегодном совещании. К основным управленческим функциям Президента, Председателя Правления банка можно отнести:
– организация работы всех структурных единиц;
– распределение обязанностей и зоны ответственности между заместителями;
– утверждения выпуска эмиссионных ценных бумаг;
– решение текущих вопросов и другое.
Под руководством Г. Грефа банк превратился из обычной сберегательной кассы в современный банк, на который ориентируются большинство участников банковской системы. Основа успеха топ-менеджера – внедрение современных технологий во все сферы деятельности банка.
Радикальная реформа предоставления заемных средств позволила Сбербанку увеличить кредитный портфель, удерживая при этом риски под контролем. Развитие дистанционных каналов обслуживания привело к безболезненному переводу клиентов в онлайн. При этом организация сумела сохранить и свою репутацию, и клиентскую базу, и провести оптимизационные мероприятия по сокращению филиалов и штата сотрудников.
Штаб-квартира банка расположена по адресу: г. Москва (Юго-западный административный округ), ул. Вавилова, д. 19. Это 26-этажное здание, построенное в 1996 году.
Организационная структура Сбербанка включает 4 главных блока:
Центральный аппарат. Основное предназначение — гибкое управление филиалами, дополнительными офисами, территориальными банками на основе единого подхода к оценке и ограничению процентного, курсового, балансового и рыночного рисков. Центральный аппарат разрабатывает нормативы и внутрибанковские акты, которыми должны руководствоваться на всех уровнях принятия решения.
В структуру центрального аппарата банка входят следующие основные подразделения:
– Казначейство;
– Депозитарий;
– Управление банковской системой;
– Управление операциями физических лиц;
– Управление операциями корпоративного блока;
– Финансовое управление;
– Управление стратегического планирования;