Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в психологии
1.1. Понятие «стресс», его механизмы и основные теоретические подходы к его изучению
1.2. Профессиональный стресс, его факторы и профессиональные стрессоры
ГЛАВА 2. Гендерные аспекты переживания стресса
2.1. «Гендер» в психологии: гендерные различия и социализация
2.3. Гендерные особенности стресса
ГЛАВА 3. Практическое исследование гендерных различий переживания профессионального стресса
3.1. Предмет и объект исследования
3.2. Цель и задачи исследования
3.4. Описание выборки исследования
3.5.1. Методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (ПОТС)
3.5.2. Опросник «Дифференциальная оценка работоспособности» (ДОРС)
3.5.3. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В. Щербатых
Согласно «пирамиде потребностей» популярного американского психолога Абрахама Маслоу (Рис.1), влечение к самореализации находится на самой вершине человеческих желаний, являясь высшей мерой развития личности.[40]
Выражение данной потребности опирается на удовлетворение всех предшествующих потребностей: пока человек не займется тем, что ему по душе, он не обретет душевного равновесия». Это говорит о том, что профессиональный стресс будет неизбежен, если человек будет ежедневно заниматься тем, что ему категорически не нравится.
Рис. 1. «Пирамида потребностей» А.Маслоу[41]
Стоит так же отметить такой феномен в психологии, как «профессиональное выгорание», когда слишком большое количество работы на работе может привести к синдрому физического и эмоционального истощения. Этот синдром называется выгоранием. Профессиональное выгорание — это «неблагоприятная реакция на стресс на работе, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.[42] Более того, выгорание является основным фактором низкой профессиональной морали, частых прогулов и низкой производительности, физической болезни и дистресса, злоупотребления алкоголем и наркотиками, конфликтов в семье и различных психологических проблем». К основным симптомам выгорания относятся[43]:
1. Ухудшение чувства юмора.
2. Пропуск отдыхов и перерывов на обед.
3. Недостаток времени и отсутствие отпусков.
4. Учащение жалоб на здоровье: усталость, раздражительность, мышечное напряжение, расстройства желудка.
5. Социальное отвержение: отгороженность от сотрудников, знакомых, членов семьи.
6. Изменение продуктивности: увеличение количества прогулов, опозданий, использование больничных и снижение эффективности деятельности.
7. Усиленное употребление алкоголя, транквилизаторов и других медикаментов, влияющих на настроение.
8. Внутренние изменения: эмоциональное истощение, снижение самооценки, депрессия, фрустрация и чувство «загнанности».
Выводы по главе 1
Стресс – продукт нашего образа мысли и оценки ситуации, знаний собственных возможностей и ресурсов. Совокупность симптомов, которые свидетельствуют о развитии стресса – это «синдром стресса», который бывает неспецифическим, генерализованным и адаптационным.
Стресс делится на внешние факторы (например, ограничения во времени), и внутренние, т.е. личностные, (особенности темперамента, высокий уровень личностной тревожности, агрессивности и пр.).
Профессиональный стресс — это влияние стрессоров, которые связаны с работой, личностных характеристик человека, а также стрессоров, которые воздействуют вне работы, — все это в совокупности может приводить к появлению симптомов профессиональной болезни или серьезного заболевания.
Для организаций вопрос профессионального стресса актуален, потому что плохое здоровье сотрудников, их неспособность принять решения и прогулы влияют на эффективность деятельности всей компании.
Существуют объективные и субъективные факторы стресса: к первым относятся производственная среда и тяжелые условия работы, ко вторым – внутриличностные (например, самореализация, потребность в признании) и межличностные (например, взаимоотношения с коллегами) стрессы.
Причин для появления профессионального стресса немало: когда цели работы неясны, когда существует конфликт требований, предъявляемых им, когда работы слишком много или слишком мало, когда на сотруднике лежит ответственность за работу других людей.
Самореализация, признание, социальные потребности, потребность в безопасности, физические потребности – основные критерии «пирамиды потребностей» А.Маслоу, необходимые для человека, где влечение к самореализации находится на самой вершине человеческих желаний. Это означает, что профессиональный стресс будет неизбежен, если человек будет ежедневно заниматься тем, что ему «не по душе».
Феномен «профессиональное выгорание» – синдром психического и физического истощения. Это стрессовая реакция на работу, выражающаяся ухудшением чувства юмора, сокращением отдыха и обеденных перерывов, учащением жалоб на самочувствие, отходом от общественной жизни, снижением производительности труда, ощущением «загнанности».
ГЛАВА 2. Гендерные аспекты переживания стресса
2.1. «Гендер» в психологии: гендерные различия и социализация
Определение в психологии гендера (gender)— это биологически-социальная характеристика, с помощью которой дается определение понятиям «женщина» и «мужчина».
Социальная психология — это наука, которая изучает способы влияния общества на поведение, мысли и чувства конкретного человека, а социальная психология гендера — ее подраздел, занимающийся исследованием социальных норм, которые обуславливают, каким образом реагирует на половые различия человек, группа или культурное сообщество в целом.[44] Это огромное поле для изучения предрассудков, дискриминации, установок, самовосприятия, самоуважения.
Вопросами гендера и гендерных различий занимались С.Бем, Д. Гилмор, Д. Спенс, И. Кон, Р. Сарсембаева, С. Ушакин и многие другие.[45]
Существует множество мнений как научных, так и ненаучных, подтверждающих, что понимание человека невозможно без признания существования различий мужской и женской психики. Игнорирование существования феномена гендерных различий как минимум нелогично, а проведение исследований по этой теме следует считать оправданным и очень необходимым. В психологии гендерный подход акцентируется на изучении именно социальных (а не биологических) аспектов пола и различий по половому признаку, имеющих место в разных социокультурных общественных системах.
На сегодняшний день исследования в области гендерных различий распространены во всем мире, включая (с 1990-х гг.) и Россию.[46] Результаты таких исследований наглядно показывают, что особенности женской и мужской полоролевой идентификации специфически влияют на положение человека в обществе, его личную и профессиональную судьбу.
Мы считаем мужчин и женщин абсолютно разными существами. Согласно Уильямс и Бест[47], мужчинам, в отличие от женщин, обычно присущи рационализм, амбициозность, независимость и неэмоциональность, в то время как женщины обладают характерной нежностью, чувственностью, эмоциональностью и общительностью. Такие представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре. Юморист Дейв Барри утверждал, что женщины нуждаются в любви, внимании, уважении, чтобы их слушали, желали, нуждались в них и верили им, а мужчинам нужен только билет на чемпионат мира по футболу.[48]
Большинство людей полагают, что гендерные различия в поведении людей вызваны биологическими отличиями между полами. Социальные психологи, в свою очередь, допускают присутствие ряда врожденных различий между мужчинами и женщинами, но убеждены, что они слабо влияют на поведении, в отличие от культуры и социализации.
Социобиологи и эволюционные психологи считают, что различия в поведении мужчин и женщин проявились в ходе естественного отбора, так как способствовали выживанию.[49] Так, женщина была ограничена в свободе перемещения, поскольку ей всегда нужно было ухаживать за младенцами, и так она взяла на себя остальные заботы, связанные с уходом за детьми и ведением хозяйства. В противоположность этому, для охоты и войны требовались сила, выносливость, мобильность, что сделало их занятиями мужчин. Также было важно, чтобы такими опасными делами занимались мужчины, а не женщины, поскольку потеря большого числа производительниц потомства грозила всей группе исчезновением.
Тем не менее, даже если данные отличия когда-то и способствовали выживанию вида, это еще не значит, что они сохранились в генетическом коде.
У человека различия начинают проявляться уже в детстве. Мальчики изо всех сил стремятся к независимости; они самоутверждаются вне связи с человеком, который опекает их; обычно таким человеком является мать. Девочки отдают предпочтение взаимозависимости; их самоидентификация происходит через социальные связи. Игры мальчиков — это преимущественно коллективная активность, девочки же предпочитают играть небольшими группами, причем в их играх меньше агрессии, больше коллективизма, имитации взаимоотношений и доверительных разговоров[50].
Социализация может приводить к развитию у мужчин и женщин различающихся психологических черт. Например, игрушки, разделенные по признаку соответствия тому или иному полу, могут воспитывать у девочек заботливое отношение к окружающим, а у мальчиков — настойчивость и дух соревнования.[51]
2.2. Гендерные стереотипы
Столетиями у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Их можно условно разделить на половые (различия, идущие от природы мужчины и женщины) и гендерные (различия, сформированные под влиянием социума).[52]
Половые стереотипы отражают представления о мужественности–женственности. В массовом сознании, женщины, в отличие от мужчин, ниже ростом, имеют меньшую массу тела, узкие плечи и широкий таз, меньшую мышечную силу. Распространено также мнение, что женщины выносливее мужчин и т. д.
Мужчин считают агрессивными, доминантными, уверенными в себе, независимыми, смелыми, грубыми, активными, женщин – зависимыми, кроткими, боязливыми, мечтательными, суеверными, эмпатичными, тревожными и эмоциональными.[53]
И. Броверман с соавторами попросили юношей и девушек дать характеристики типичным мужчине и женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств (табл. 1).[54]
Табл. 1. Стереотипы типичных черт мужчин и женщин
И. Броверман с коллегами изучил описания мужчин и женщин, данные клиническими практиками, психиатрами и социальными работниками. Обнаружилась общая для них установка, что компетентность больше присуща мужчине, чем женщине. Женщины же характеризовались как более послушные, менее объективные и подверженные внешнему влиянию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам.[55]
Дж. Макки и А. Шериффс пришли к выводу, что типично мужской образ – это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью.[56] Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом авторы считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчин признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т. п., женщин – формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т. п.[57]
2.3. Гендерные особенности стресса
Существуют разные реакции на стресс, а также типы поведения в ситуации стресса. Каждый человек реагирует по-своему. Частота возникновения, сила, интенсивность воздействия стрессовых факторов и индивидуально-психологические особенности личности влияют на выбор наиболее характерного для него способа преодоления стресса. Такие способы называются копингом или копинговыми стратегиями.[58]
Принято считать, что модели реагирования на действия стресс-факторов могут быть производными от процесса социализации, от стиля жизни личности, от воспитания и т.д. Так, отмечается, что женщины и мужчины воспринимают сложные ситуации и реагируют на стресс в соответствие с существующими особенностями восприятия их социальных ролей – это оправдывает социальные установки относительно их поведения.