Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в психологии

1.1. Понятие «стресс», его механизмы и основные теоретические подходы к его изучению

1.2. Профессиональный стресс, его факторы и профессиональные стрессоры

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. Гендерные аспекты переживания стресса

2.1. «Гендер» в психологии: гендерные различия и социализация

2.2. Гендерные стереотипы

2.3. Гендерные особенности стресса

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. Практическое исследование гендерных различий переживания профессионального стресса

3.1. Предмет и объект исследования

3.2. Цель и задачи исследования

3.3. Гипотеза исследования

3.4. Описание выборки исследования

3.5. Методы исследования

3.5.1. Методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (ПОТС)

3.5.2. Опросник «Дифференциальная оценка работоспособности» (ДОРС)

3.5.3. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В. Щербатых

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

По совокупности собранных данных большая часть сотрудников (98,5%) переживает стресс на рабочем месте: 67% респондентов имеют выраженный уровень стресса; каждый третий оператор (30% от выборки) отмечает высокий/предельно высокий уровни напряженности, испытывая разнообразные негативные устойчивые симптомы стресса. Сотрудники контакт-центра нуждаются в полноценном отдыхе: более 60% операторов не были в отпуске за последний год.

Анализ результатов по методике ДОРС продемонстрировал, что доминирующим неблагоприятным функциональным состоянием у выборочной совокупности в целом и по подгруппам операторов является переживание выраженной монотонии, которая развивается в условиях однообразной работы с частым повторением рабочих операций и обедненной внешней средой, проявляется в снижении сознательного контроля за исполнением деятельности и переживаниями скуки/сонливости.

Операторы исходящего обзвона по сравнению со специалистами «входящего» направления достоверно различаются по показателям монотонии, утомления и психического пресыщения. В то время как сотрудники, принимающие входящие звонки, наряду с монотонией имеют повышенную психическую напряженность.

3.5.3. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В. Щербатых

Результат авторской методики «Тест на профессиональный стресс» Ю.В. Щербатых показал, что для мужчин и для женщин основными источниками стресса являются субъективные причины, когда причина стресса заключается в личном отношении к проблемам, при этом уровень восприятия этих факторов у женщин выше, чем у мужчин. Женщины обеспокоены отсутствием взаимопонимания с клиентами, остро реагируют на проблемы, которые возникают в работе, быстрая реакция забирает много сил из-за непредсказуемости обстановки. Мужчины в свою очередь подмечают собственные просчеты в работе, их напрягает чрезмерный контроль руководства.

Шесть женщин из четырнадцати знают специальные приемы для снятия стресса (аутогенная тренировка, медитация, дыхательные упражнения, мышечная релаксация и пр.), мужчины не владеют техниками вовсе. При этом желание изучить данные приёмы в коллективе имеет место быть.

Из диаграммы, изображенной на Рис. 4, видно, что основными источниками стресса, связанного с «человеческим фактором» в данной работе, являются, в первую очередь, клиенты. Вторым стрессором выступает руководство. Что интересно, как и в случае с первой предложенной методикой перцептивной оценки стрессоустойчивости, мы снова можем видеть, что стрессу больше подвержены женщины, нежели мужчины.


По опроснику Ю.В.Щербатых мужчины и женщины отметили отдельные источники профессионального стресса. На Рис.5 представлены основные стрессоры в их работе. Вся таблица опросника представлена в Приложении № к курсовой.

Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о наличии гендерных различий профессионального стресса у операторов IT контакт-центра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассматривались гендерные различия проявлений профессионального стресса, где в качестве объектов исследования выступили операторы контакт-центра.

Основываясь на анализе использованной литературы, можно сказать, что стресс – это разного рода психическое напряжение, вызванное воздействием стрессогенных факторов, а профессиональный стресс – феномен, который оказывает влияние на состояние сотрудников и деятельность всей компании в целом.

По гендерным различиям важной отличительной особенностью женщин является меньшая объективность, а также подверженность внешнему влиянию, в то время как мужчинам присущи рационализм и неэмоциональность. В целом, мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам, поэтому в работе мужчины более компетентны и более выносливы в ситуациях стресса.

В соответствии с поставленной целью были изучены стресс, профессиональный стресс, гендер в психологии, а также гендерные особенности стресса. При этом последовательно решались все поставленные задачи.

В результате проведённого исследования подтвердилась гипотеза о том, что женщины больше подвержены стрессу, чем мужчины. Кроме того, исследования показали, что имеются так же и содержательные гендерные особенности переживания профессионального стресса.

Для мужчин и для женщин контакт-центра компании «PNN Soft» основными источниками стресса являются субъективные причины, когда причина стресса заключается в личном отношении к проблемам, при этом уровень восприятия этих факторов у женщин выше, чем у мужчин. Женщины обеспокоены отсутствием взаимопонимания с клиентами, остро реагируют на проблемы, которые возникают в работе, быстрая реакция забирает много сил из-за непредсказуемости обстановки. Мужчины, в свою очередь, подмечают собственные просчеты в работе, их напрягает чрезмерный контроль руководства. Эти данные подтверждают выдвинутую гипотезу о наличии у мужчин и женщин различий по содержанию воздействующих на сотрудников социально-психологических факторов.


Такие состояния развиваются в условиях однообразной работы и проявляются в скуку/сонливость. По совокупности собранных данных большая часть сотрудников (98,5%) переживает стресс на рабочем месте: 67% респондентов имеют выраженный уровень стресса; каждый третий оператор (30% от выборки) отмечает высокий/предельно высокий уровни напряженности, испытывая разнообразные негативные устойчивые симптомы стресса.

Основываясь на результатах, полученных в ходе нашего исследования, можно сказать, что женщины справляются с профессиональной ситуацией стресса менее успешно, чем мужчины, поэтому весомое значение в рамках женской психологической помощи в преодолении стресса имеет повышение уверенности в себе, своей самооценки, степени самоуважения.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, что приводит к неблагоприятным функциональным состояниям, ведущим к снижению работоспособности и, как следствие, возникает утомление, монотония, психическое пресыщение, напряженность, эмоциональное выгорание. Разного рода стрессогенные факторы не только влияют на эффективность труда, но и сказываются на всей жизни человека, изменяя его психическое и соматическое состояние. Поэтому имеет очень большое значение умение выявить проблему и ее причины, знать пути решения борьбы со стрессом и поддерживать психологическое и профессиональное здоровье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барабанщикова В. В. Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы. М., 2016. 44 с.

2. Бем С.Л. «Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов» / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2004. – 336 стр.

3. Бендас Т.В. «Гендерная психология» ил. — (Учебное пособие) СПб.: Питер, 2006. – 431 с.

4. Берн Ш. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender : Пер. с англ. - 2-е изд .- СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с. 

5. Бодров В. А. «Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер Сэ, 2006 – 528 с.

6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика». – 2-е изд. СПб.: Питер, 2008 – 258 с.

7. Гиллиган К. «Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин» - М.: Изд. Республика, 1992. – 380 с.

8. Гринберг Д. «Управление стрессом». – 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с.


9. Журавлева А. Л., Сергиенко Е. А. «Стресс, выгорание, совладание в современном контексте». – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011 – 512 с.

10. Ильин Е.П. «Пол и гендер» (Мастера психологии ) СПб.: Питер, 2010. – 688 с.

11. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. -2012. -No 9. -С. 243-246.

12. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.

13. Куваева И. О. Профессиональный стресс у операторов контакт-центров // Изв. Урал. гос.ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 4 (81). С. 88–94.

14. Леонова А. Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14 : Психология. 2007. № 1. С. 87–103.

15. Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний: сб. ст. Казань, 2002. Вып. 4. С. 326–343.

16. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. «Психопрофилактика стрессов» – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. – 123 с.

17. Майерс Д. «Социальная психология: учеб. пособие». - СПб.: ПИТЕР, 2000. – 684 с.

18. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. «Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса». – СПб.: Сентябрь, 2001. - 260 с.

19. Маслоу, А. «Мотивация и личность = Motivation and personality : пер. с англ.» – 3-е издание. Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 352 с.

22. Носкова О. Г. Психология труда. 5-е изд. М., 2009. 384 с.

Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., 21. Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 624 с.

22. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. «Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп». - М.: Изд-во Института Психотерапии - 490 с. 2002.

23. Шевченко Л.А. «Гендерная психология Учебное пособие». – Харьков: МИТ, 2004. – 100 с.

24. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПБ: Питер, ил. – (Серия «Учебное пособие»): 2006. – 256 с.

Приложение № 1

Причины стресса

События, пережитые в течение последних 12 месяцев

Оценка в «единицах жизненных перемен»

На уровне профессиональной жизни

1.

Потеря постоянной работы

62

2.

Изменение профессии или работы

50

3.

Существенное изменение в ответственности на работе (рост по службе, понижение и т.п.)

47

4.

Значительные изменения в распорядке и условиях работы

43

5.

Неприятности с начальством

48


Приложение № 2

Тест на профессиональный стресс*

Продолжение Таблицы № 2

Таблица составлена по опроснику Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции» – СПБ: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). С. 184.

*В случае, где респонденты отвечали по 10-балльной шкале, цифровое значение бралось средним арифметическим.

  1.  Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 624 с.

  2.  Берн Ш. Гендерная психология. – М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 стр.

  3.  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. «Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп». - М.: Изд-во Института Психотерапии - 490 с. 2002.

  4.  Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПБ: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). С. 184.

  5.  Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 409.

  6.  Журавлева А. Л., Сергиенко Е. А. «Стресс, выгорание, совладание в современном контексте». – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011 – С. 6.

  7.  Бодров В. А. «Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер Сэ, 2006 – С. 4.

  8.  Бодров В. А. «Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер Сэ, 2006 – С. 14.

  9.  Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика». – 2-е изд. СПб.: Питер, 2008 – С. 24.

  10.  Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 409.

  11.  Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика». – 2-е изд. СПб.: Питер, 2008 – С. 18.

  12.  Бодров В. А. «Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер Сэ, 2006 – С. 21.

  13.  Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 415.

  14.  Журавлева А. Л., Сергиенко Е. А. «Стресс, выгорание, совладание в современном контексте». – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011 – С. 33.

  15.  Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 415.

  16.  Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 418.

  17.  Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 419.

  18.  Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 421.

  19.  Бодров В. А. «Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер Сэ, 2006 – С. 38.

  20.  Бодров В. А. «Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер Сэ, 2006 – С. 35.

  21.  Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика». – 2-е изд. СПб.: Питер, 2008 – С. 52.

  22.  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. «Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп». - М.: Изд-во Института Психотерапии 2002 – С. 105.

  23.  Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика». – 2-е изд. СПб.: Питер, 2008 – С. 55.

  24.  Бодров В. А. «Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер Сэ, 2006 – С. 38.

  25.  Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 421.

  26.  Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика». – 2-е изд. СПб.: Питер, 2008 – С. 9.

  27.  Марищук В. Л., Евдокимов В. И. «Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса». – СПб.: Сентябрь, 2001. – С. 14.

  28.  Бодров В. А. «Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер Сэ, 2006 – С. 58.

  29.  Носкова О. Г. Психология труда. 5-е изд. М., 2009. С. 52.

  30.  Гринберг Д. «Управление стрессом». – 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — С 204.

  31.  Бодров В. А. «Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер Сэ, 2006 – С. 64.

  32.  Бодров В. А. «Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер Сэ, 2006 – С. 88.

  33.  Гринберг Д. «Управление стрессом». – 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — С 220.

  34.  Леонова А.Б., Кузнецова А.С. «Психопрофилактика стрессов» – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. – С. 20.

  35.  Гринберг Д. «Управление стрессом». – 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — С 224.

  36.  Бодров В. А. «Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер Сэ, 2006 – С. 124.

  37.  Куваева И. О. Профессиональный стресс у операторов контакт-центров // Изв. Урал. гос.ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 4 (81). С. 88–94.

  38.  Гринберг Д. «Управление стрессом». – 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — С 230.

  39.  Леонова А.Б., Кузнецова А.С. «Психопрофилактика стрессов» – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. – С. 50.

  40.  Маслоу, А. «Мотивация и личность = Motivation and personality : пер. с англ.» – 3-е издание. Санкт-Петербург: Питер, 2008. – С 34.

  41.  Маслоу, А. «Мотивация и личность = Motivation and personality : пер. с англ.» – 3-е издание. Санкт-Петербург: Питер, 2008. – С 36.

  42.  Гринберг Д. «Управление стрессом». – 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — С 250.

  43.  Куваева И. О. Профессиональный стресс у операторов контакт-центров // Изв. Урал. гос.ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 4 (81). С. 88–94.

  44.  Майерс Д. «Социальная психология: учеб. пособие». - СПб.: ПИТЕР, 2000. – С. 132.

  45.  Бем С.Л. «Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов» / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2004. – С.51.

  46.  Берн Ш. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender : Пер. с англ. - 2-е изд .- СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 2.

  47.  Williams, J.E. & Best, D.L. (1986). Половые стереотипы и межгрупповые отношения. В С.

    Worshel & W. G. Austin (Eds.), Психология межгрупповых отношений (стр. 244-259).

    Чикаго: Нельсон-Холл.

  48. Берн Ш. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender : Пер. с англ. - 2-е изд .- СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 39.

  49.  Клецина И. С. От психологии пола – к гендерным исследованиям. // Вопр. психол. 2003, № 1.

  50.  Майерс Д. «Социальная психология: учеб. пособие». - СПб.: ПИТЕР, 2000. – С. 549-550.

  51.  Гиллиган К. «Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин» - М.: Изд. Республика, 1992. – С. 117.

  52.  Берн Ш. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender : Пер. с англ. - 2-е изд .- СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 92.

  53.  Ильин Е.П. «Пол и гендер» (Мастера психологии ) СПб.: Питер, 2010. – С.86.

  54.  Берн Ш. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender : Пер. с англ. - 2-е изд .- СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 100-101.

  55.  Шевченко Л.А. «Гендерная психология Учебное пособие». – Харьков: МИТ, 2004. – С. 46.

  56.  Ильин Е.П. «Пол и гендер» (Мастера психологии ) СПб.: Питер, 2010. – С.90.

  57.  Шевченко Л.А. «Гендерная психология Учебное пособие». – Харьков: МИТ, 2004. – С. 34.

  58.  Майерс Д. «Социальная психология: учеб. пособие». - СПб.: ПИТЕР, 2000. – С. 247.

  59.  Бем С.Л. «Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов» / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2004. – С. 182.

  60.  Бендас Т.В. «Гендерная психология» ил. — (Учебное пособие) СПб.: Питер, 2006. – С. 362.

  61.  Майерс Д. «Социальная психология: учеб. пособие». - СПб.: ПИТЕР, 2000. – С.553.

  62.  Барабанщикова В. В. Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы. М., 2016. с 17.

  63.  Носкова О. Г. Психология труда. 5-е изд. М., 2009. С. 145–146.

  64.  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. «Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп». - М.: Изд-во Института Психотерапии - 2002. С. 175.

  65.  Леонова А. Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14 : Психология. 2007. № 1. С. 103.

  66.  Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний : сб. ст. Казань, 2002. Вып. 4. С. 326.

  67.  Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. -2012. -No 9. -С. 243.

  68.  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. «Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп». - М.: Изд-во Института Психотерапии - 2002. С. 175.

  69.  Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 226.

  70.  Куваева И. О. Профессиональный стресс у операторов контакт-центров // Изв. Урал. гос.ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 4 (81). С. 88–94.

  71.  Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПБ: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). С. 184.