Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в психологии
1.1. Понятие «стресс», его механизмы и основные теоретические подходы к его изучению
1.2. Профессиональный стресс, его факторы и профессиональные стрессоры
ГЛАВА 2. Гендерные аспекты переживания стресса
2.1. «Гендер» в психологии: гендерные различия и социализация
2.3. Гендерные особенности стресса
ГЛАВА 3. Практическое исследование гендерных различий переживания профессионального стресса
3.1. Предмет и объект исследования
3.2. Цель и задачи исследования
3.4. Описание выборки исследования
3.5.1. Методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (ПОТС)
3.5.2. Опросник «Дифференциальная оценка работоспособности» (ДОРС)
3.5.3. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В. Щербатых
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе исследуются гендерные различия проявлений профессионального стресса.
Актуальность исследования заключается в том, что стресс, а также профессиональный стресс – очень частое явление, которое в той или иной мере касается каждого человека.
В настоящее время практически каждый работающий человек пребывает в состоянии постоянного напряжения: нужно всё и везде успевать, принимать множество быстрых и глобальных решений, выполнять срочные задачи и идти к долгосрочным целям, справляться со сложностями, возникающими на рабочем месте, соответствовать своему месту, должности, статусу. Рабочий недельный, и даже месячный график может быть расписан, в связи с чем особенно остро ощущается нехватка времени на рабочем месте. Ежедневная работа развивает умения человека, его знания, навыки и способности, формирует в характере разные качества. Вместе с тем, она может негативно сказываться на личности, способствуя различного рода деформациям, в особенности людям, работающим на опасных, вредных работах или в жёстких экстремальных условиях.
Профессиональный стресс характеризуется психологической напряженностью, повышенной утомляемостью, раздражением, отсутствием возможности справляться с профессиональными нагрузками и пр. Перегруженность, организационные перемены, отсутствие мотивации на работе, эмоциональное и физическое истощение, конфликты с коллегами и т.д. – все это является причинами проявлений профессионального стресса, который так или иначе влияет на психическое и соматическое состояние человека.
Производственный стресс может приводить к потере здоровья, психологическим проблемам и различного рода личностным изменениям – он неизменно сказывается на всей жизни человека, в связи с чем возникает необходимость его своевременного выявления и стабилизации состояния.
Кроме этого, до сих во внимании ученых и психологов находится вопрос гендерных различий: реакции мужчин и женщин на ту или иную ситуацию различны. Исследования этих реакций могут помочь определить основные причины формирования различий между женщинами и мужчинами в проявлении стресса, что необходимо для грамотного выявления проблемы и индивидуального подхода.
Целью данной курсовой работы является выявление гендерных различий и теоретическое исследование гендерных особенностей проявления профессионального стресса.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть стресс и главные теоретические подходы к его изучению;
- охарактеризовать сущность профессионального стресса и его факторы;
- рассмотреть понятие «гендер» в социальной психологии;
- проанализировать гендерные аспекты переживания стресса;
Объектом исследования являются различия в проявлении стресса у мужчин и женщин, предметом — гендерные различия профессионального стресса.
Гипотеза исследования: мужчины подвержены стрессу меньше, чем женщины. В том числе имеются содержательные гендерные особенности переживания профессионального стресса.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список используемых источников и литературы и приложение.
Характеристика основных источников и оценка их надежности:
Учебное пособие «Психология состояний» под редакцией А.О. Прохорова соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации[1]. Оно может служить основным источником при подготовке к экзаменам по общей психологии или другим квалификационным испытаниям.
Книга «Гендерная психология» Шона Бурна (Берна)[2] рассматривает гендер с позиции социальной психологии и является бесспорным интересом из-за актуальности исследуемых вопросов, при том что в нашей стране изучение этой проблемы еще только начинается. Книга базируется на тщательном анализе многочисленных научных исследований.
Сборник «Социально -психологической диагностики развития личности и малых групп»[3] рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ и является учебным пособием, который наиболее комплексно и систематически излагает социально-психологические методы диагностики развития личности.
Книга Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции» (СПБ: Питер, 2006 г.) является учебным пособием и соответствует основным положениям Госстандарта по психологии.[4] В книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в психологии
1.1. Понятие «стресс», его механизмы и основные теоретические подходы к его изучению
Стресс является одним из наиболее характерных психических состояний человека. Данный научный термин часто используется в литературе и в быту, так как теория стресса объясняет многие явления повседневной жизни: реакций человека на неожиданные или опасные ситуации, последствий переживания кризисных или экстремальных событий, развитие самых различных психических и соматических (сома — по-гречески «тело») заболеваний. Различные аспекты стресса изучаются в области психологии, медицины, социологии, физиологии и других наук.
Можно уверенно утверждать, что проблема стресса и коррекции стрессовых нарушений — одна из самых актуальных тем в современной психологии.[5] Напряженная социально-политическая обстановка, национальные конфликты и военные действия, аварии, землетрясения, катастрофы, насилие, безработица, неблагополучные отношения в семье — далеко не полный список стрессогенных факторов, которые травмируют психику человека и ведут к развитию хронического стресса.[6]
Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на взаимодействие личности и окружающего мира. Это продукт нашего образа мысли и оценки ситуации, знаний собственных возможностей и ресурсов. И в этом кроется понимание того, почему характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно тем же для другого.[7]
Изучение стресса имеет длительную историю. Тот факт, что не только физические, но и тяжелые психические переживания могут вызывать нарушения здоровья, был известен давно. Так, Р. Бартон еще в 1621 г. в труде «Анатомия меланхолии» описал развитие депрессивных расстройств в результате несчастного брака или обнищания[8].
Начало научного подхода к исследованию стресса положено работами таких исследователей, как Уолтер Кеннон и Ганс Селье.
Известный физиолог и психофизиолог, доктор медицины, профессор Гарвардского университета Уолтер Кеннон (1871–1945) в 1932 г. впервые описал реакцию организма в момент действия опасной ситуации (учащение сердцебиения, дыхания, напряжение мускулатуры), объяснив ее необходимостью настройки на «борьбу». По его мнению, при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина, побуждающий организм к активным действиям благодаря активизации вегетативной нервной системы.[9]
Ученый, врач и биолог из Канады Ганс Селье (1907–1982), продолжая учение У. Кеннона, первым сформулировал понятие «стресс». «Стресс это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» — писал Г. Селье. Он полагал, что слово «стресс», так же как «радость», «грусть» и «успех», трактуется всеми людьми по-разному. Вот почему дать его определение является затруднительным, хотя оно часто употребляется в нашей речи. В многочисленных исследованиях он конкретизировал обнаруженные закономерности и сформулировал теорию стресса, привел определение термина стресса и описал «адаптационный синдром».
По Г. Селье, «стресс» (с англ. «stress» — напряжение) — это состояние, развивающееся в особо сложных условиях при несоответствии приспособительных возможностей организма величине действующей на него нагрузки.[10]
Позднее термин стал использоваться для описания состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом, поведенческом, биохимическом уровнях.[11]
Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления подверглось значительным изменениям, связанным как с расширением сферы его применения, так, в основном, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы — причинности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса. Достаточно часто любое эмоциональное напряжение называют стрессом.[12]
Р. Лазарус ввел в научный обиход понятие «психологический стресс» — внимание акцентируется на психологических особенностях состояния и поведения субъекта стресса.
«Синдром стресса» (с греческого «синдром» — сочетание) — совокупность симптомов, которые сопровождают стресс и свидетельствуют о его развитии. Существуют различные названия этого синдрома: неспецифический, генерализованный, адаптационный.[13]
«Неспецифический синдром» означает, что невозможно найти причину стресса по изменениям, которые происходят в организме. Иначе говоря, факторы, вызывающие стресс — стрессоры, — могут быть различными, но организм не различает их и реагирует одинаковыми биологическими изменениями. К примеру, учащение сердцебиения и другие признаки волнения в равной степени могут возникнуть как в результате испуга, так и публичного оскорбления или известия о потере родного человека.
«Генерализованный синдром стресса» — совокупность изменений, происходящих при стрессе. Само название несет в себе такую трактовку, когда практически все нейроэндокринные структуры организма задействованы в процессе развития этого синдрома: стрессор активизирует деятельность гипофиза, щитовидной и паращитовидной желез, надпочечников, клеток поджелудочной железы, а также разных отделов коры больших полушарий головного мозга, гипоталамуса, таламуса, миндалевидного комплекса и гиппокампа.[14]
«Адаптационный синдром стресса» предполагает, что возникшая в организме совокупность реакций несет в себе приспособительный, адаптивный характер и ориентирован на преодоление стресса. Действительно, в эпоху становления человека, когда любой стрессор непосредственно связывался с физической опасностью для жизни, мгновенно стимулировались органы организма, которые ответственны за обеспечение борьбы «не на жизнь, а на смерть».[15] В настоящее время характер стрессоров существенно изменился, стресс в большей степени носит социальный и психологический характер, напрямую не угрожая жизни человека (к примеру, возникает при столкновении с препятствием к достижению цели, крахом надежд, разочарованием, оскорблением, обидой), но по-прежнему сопровождается совокупностью изменений, необходимых для борьбы.
Г. Селье определяет физиологический стресс как состояние, которое выражается у животного или человека при повышенной физической напряженности, температуры, выше или ниже обычной, болях, затруднениях дыхания и т.п. По Г. Селье, «адаптационный синдром» подразделяется на три стадии развития стресса: тревоги, адаптации (резистенции) и истощения.[16]
Стадия тревоги возникает при первичном возникновении стрессора; сначала у организма падает уровень резистентности (устойчивости, сопротивления), потом подключается механизм саморегуляции. Тревога затихает, активность выходит в норму, из-за чего множество стрессов может разрешиться на данной стадии.
Стадия резистентности возникает, когда стрессор воздействует продолжительно. В соответствии с напряжением функциональных систем расходуются адаптационные резервы.[17]
Стадия истощения означает неправильную деятельность механизмов регуляции и борьбы организма с очень длительным воздействием стрессора.