Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в психологии

1.1. Понятие «стресс», его механизмы и основные теоретические подходы к его изучению

1.2. Профессиональный стресс, его факторы и профессиональные стрессоры

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. Гендерные аспекты переживания стресса

2.1. «Гендер» в психологии: гендерные различия и социализация

2.2. Гендерные стереотипы

2.3. Гендерные особенности стресса

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. Практическое исследование гендерных различий переживания профессионального стресса

3.1. Предмет и объект исследования

3.2. Цель и задачи исследования

3.3. Гипотеза исследования

3.4. Описание выборки исследования

3.5. Методы исследования

3.5.1. Методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (ПОТС)

3.5.2. Опросник «Дифференциальная оценка работоспособности» (ДОРС)

3.5.3. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В. Щербатых

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе исследуются гендерные различия проявлений профессионального стресса.

Актуальность исследования заключается в том, что стресс, а также профессиональный стресс – очень частое явление, которое в той или иной мере касается каждого человека.

В настоящее время практически каждый работающий человек пребывает в состоянии постоянного напряжения: нужно всё и везде успевать, принимать множество быстрых и глобальных решений, выполнять срочные задачи и идти к долгосрочным целям, справляться со сложностями, возникающими на рабочем месте, соответствовать своему месту, должности, статусу. Рабочий недельный, и даже месячный график может быть расписан, в связи с чем особенно остро ощущается нехватка времени на рабочем месте. Ежедневная работа развивает умения человека, его знания, навыки и способности, формирует в характере разные качества. Вместе с тем, она может негативно сказываться на личности, способствуя различного рода деформациям, в особенности людям, работающим на опасных, вредных работах или в жёстких экстремальных условиях.

Профессиональный стресс характеризуется психологической напряженностью, повышенной утомляемостью, раздражением, отсутствием возможности справляться с профессиональными нагрузками и пр. Перегруженность, организационные перемены, отсутствие мотивации на работе, эмоциональное и физическое истощение, конфликты с коллегами и т.д. – все это является причинами проявлений профессионального стресса, который так или иначе влияет на психическое и соматическое состояние человека.

Производственный стресс может приводить к потере здоровья, психологическим проблемам и различного рода личностным изменениям – он неизменно сказывается на всей жизни человека, в связи с чем возникает необходимость его своевременного выявления и стабилизации состояния.

Кроме этого, до сих во внимании ученых и психологов находится вопрос гендерных различий: реакции мужчин и женщин на ту или иную ситуацию различны. Исследования этих реакций могут помочь определить основные причины формирования различий между женщинами и мужчинами в проявлении стресса, что необходимо для грамотного выявления проблемы и индивидуального подхода.

Целью данной курсовой работы является выявление гендерных различий и теоретическое исследование гендерных особенностей проявления профессионального стресса.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть стресс и главные теоретические подходы к его изучению;
  • охарактеризовать сущность профессионального стресса и его факторы;
  • рассмотреть понятие «гендер» в социальной психологии;
  • проанализировать гендерные аспекты переживания стресса;

Объектом исследования являются различия в проявлении стресса у мужчин и женщин, предметом — гендерные различия профессионального стресса.

Гипотеза исследования: мужчины подвержены стрессу меньше, чем женщины. В том числе имеются содержательные гендерные особенности переживания профессионального стресса.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список используемых источников и литературы и приложение.

Характеристика основных источников и оценка их надежности:

Учебное пособие «Психология состояний» под редакцией А.О. Прохорова соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации[1]. Оно может служить основным источником при подготовке к экзаменам по общей психологии или другим квалификационным испытаниям.

Книга «Гендерная психология» Шона Бурна (Берна)[2] рассматривает гендер с позиции социальной психологии и является бесспорным интересом из-за актуальности исследуемых вопросов, при том что в нашей стране изучение этой проблемы еще только начинается. Книга базируется на тщательном анализе многочисленных научных исследований.

Сборник «Социально -психологической диагностики развития личности и малых групп»[3] рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ и является учебным пособием, который наиболее комплексно и систематически излагает социально-психологические методы диагностики развития личности.

Книга Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции» (СПБ: Питер, 2006 г.) является учебным пособием и соответствует основным положениям Госстандарта по психологии.[4] В книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в психологии


1.1. Понятие «стресс», его механизмы и основные теоретические подходы к его изучению

Стресс является одним из наиболее характерных психических состояний человека. Данный научный термин часто используется в литературе и в быту, так как теория стресса объясняет многие явления повседневной жизни: реакций человека на неожиданные или опасные ситуации, последствий переживания кризисных или экстремальных событий, развитие самых различных психических и соматических (сома — по-гречески «тело») заболеваний. Различные аспекты стресса изучаются в области психологии, медицины, социологии, физиологии и других наук.

Можно уверенно утверждать, что проблема стресса и коррекции стрессовых нарушений — одна из самых актуальных тем в современной психологии.[5] Напряженная социально-политическая обстановка, национальные конфликты и военные действия, аварии, землетрясения, катастрофы, насилие, безработица, неблагополучные отношения в семье — далеко не полный список стрессогенных факторов, которые травмируют психику человека и ведут к развитию хронического стресса.[6]

Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на взаимодействие личности и окружающего мира. Это продукт нашего образа мысли и оценки ситуации, знаний собственных возможностей и ресурсов. И в этом кроется понимание того, почему характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно тем же для другого.[7]

Изучение стресса имеет длительную историю. Тот факт, что не только физические, но и тяжелые психические переживания могут вызывать нарушения здоровья, был известен давно. Так, Р. Бартон еще в 1621 г. в труде «Анатомия меланхолии» описал развитие депрессивных расстройств в результате несчастного брака или обнищания[8].

Начало научного подхода к исследованию стресса положено работами таких исследователей, как Уолтер Кеннон и Ганс Селье.

Известный физиолог и психофизиолог, доктор медицины, профессор Гарвардского университета Уолтер Кеннон (1871–1945) в 1932 г. впервые описал реакцию организма в момент действия опасной ситуации (учащение сердцебиения, дыхания, напряжение мускулатуры), объяснив ее необходимостью настройки на «борьбу». По его мнению, при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина, побуждающий организм к активным действиям благодаря активизации вегетативной нервной системы.[9]


Ученый, врач и биолог из Канады Ганс Селье (1907–1982), продолжая учение У. Кеннона, первым сформулировал понятие «стресс». «Стресс это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» — писал Г. Селье. Он полагал, что слово «стресс», так же как «радость», «грусть» и «успех», трактуется всеми людьми по-разному. Вот почему дать его определение является затруднительным, хотя оно часто употребляется в нашей речи. В многочисленных исследованиях он конкретизировал обнаруженные закономерности и сформулировал теорию стресса, привел определение термина стресса и описал «адаптационный синдром».

По Г. Селье, «стресс» (с англ. «stress» — напряжение) — это состояние, развивающееся в особо сложных условиях при несоответствии приспособительных возможностей организма величине действующей на него нагрузки.[10]

Позднее термин стал использоваться для описания состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом, поведенческом, биохимическом уровнях.[11]

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления подверглось значительным изменениям, связанным как с расширением сферы его применения, так, в основном, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы — причинности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса. Достаточно часто любое эмоциональное напряжение называют стрессом.[12]

Р. Лазарус ввел в научный обиход понятие «психологический стресс» — внимание акцентируется на психологических особенностях состояния и поведения субъекта стресса.

«Синдром стресса» (с греческого «синдром» — сочетание) — совокупность симптомов, которые сопровождают стресс и свидетельствуют о его развитии. Существуют различные названия этого синдрома: неспецифический, генерализованный, адаптационный.[13]

«Неспецифический синдром» означает, что невозможно найти причину стресса по изменениям, которые происходят в организме. Иначе говоря, факторы, вызывающие стресс — стрессоры, — могут быть различными, но организм не различает их и реагирует одинаковыми биологическими изменениями. К примеру, учащение сердцебиения и другие признаки волнения в равной степени могут возникнуть как в результате испуга, так и публичного оскорбления или известия о потере родного человека.


«Генерализованный синдром стресса» — совокупность изменений, происходящих при стрессе. Само название несет в себе такую трактовку, когда практически все нейроэндокринные структуры организма задействованы в процессе развития этого синдрома: стрессор активизирует деятельность гипофиза, щитовидной и паращитовидной желез, надпочечников, клеток поджелудочной железы, а также разных отделов коры больших полушарий головного мозга, гипоталамуса, таламуса, миндалевидного комплекса и гиппокампа.[14]

«Адаптационный синдром стресса» предполагает, что возникшая в организме совокупность реакций несет в себе приспособительный, адаптивный характер и ориентирован на преодоление стресса. Действительно, в эпоху становления человека, когда любой стрессор непосредственно связывался с физической опасностью для жизни, мгновенно стимулировались органы организма, которые ответственны за обеспечение борьбы «не на жизнь, а на смерть».[15] В настоящее время характер стрессоров существенно изменился, стресс в большей степени носит социальный и психологический характер, напрямую не угрожая жизни человека (к примеру, возникает при столкновении с препятствием к достижению цели, крахом надежд, разочарованием, оскорблением, обидой), но по-прежнему сопровождается совокупностью изменений, необходимых для борьбы.

Г. Селье определяет физиологический стресс как состояние, которое выражается у животного или человека при повышенной физической напряженности, температуры, выше или ниже обычной, болях, затруднениях дыхания и т.п. По Г. Селье, «адаптационный синдром» подразделяется на три стадии развития стресса: тревоги, адаптации (резистенции) и истощения.[16]

Стадия тревоги возникает при первичном возникновении стрессора; сначала у организма падает уровень резистентности (устойчивости, сопротивления), потом подключается механизм саморегуляции. Тревога затихает, активность выходит в норму, из-за чего множество стрессов может разрешиться на данной стадии.

Стадия резистентности возникает, когда стрессор воздействует продолжительно. В соответствии с напряжением функциональных систем расходуются адаптационные резервы.[17]

Стадия истощения означает неправильную деятельность механизмов регуляции и борьбы организма с очень длительным воздействием стрессора.