Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в психологии

1.1. Понятие «стресс», его механизмы и основные теоретические подходы к его изучению

1.2. Профессиональный стресс, его факторы и профессиональные стрессоры

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. Гендерные аспекты переживания стресса

2.1. «Гендер» в психологии: гендерные различия и социализация

2.2. Гендерные стереотипы

2.3. Гендерные особенности стресса

Выводы по главе 2

ГЛАВА 3. Практическое исследование гендерных различий переживания профессионального стресса

3.1. Предмет и объект исследования

3.2. Цель и задачи исследования

3.3. Гипотеза исследования

3.4. Описание выборки исследования

3.5. Методы исследования

3.5.1. Методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (ПОТС)

3.5.2. Опросник «Дифференциальная оценка работоспособности» (ДОРС)

3.5.3. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В. Щербатых

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

В дальнейшем, понятие «стресс» стало использоваться для описания состояний человека, находящегося в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом и психологическом уровнях. Особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие.[18]

В научной психологии до настоящего времени единой концепции стресса не выработано, поэтому существуют противоречия и сложности в определениях и категориях. Однако, различные определения стресса во многом дублируются и пересекаются со сферами изучения таких понятий, как «личность», «способности», «адаптация», «дезадаптация» и пр. В современной психологии существует тенденция к дифференцированию понятия «психологический стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний.[19] В качестве одного из вариантов такой классификации, в частности, рассматривают: межличностный психологический стресс, который характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой; профессиональный стресс связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда и т.д.; социальный или общественный психологический стресс связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами; семейный психологический стресс включает все трудности по поддержанию семьи: супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и т.п.; внутриличностный психологический стресс отражает «Я-конфликт», нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование; экологический психологический стресс возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды: суровые климатические условия, скученность проживания и т.д.[20]

Важно понимать, что любой тип психологического стресса включает в себя как общие, характерные для других видов стресса факторы, так и специфические, характерные только для данного типа стресса факторы. Принципиальным является разделение на внешние факторы – объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничения во времени, нагрузки информационного характера и т.п.), и внутренние (субъективные), личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, особенности темперамента, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и пр.).[21]


В обыденном сознании понятие стресса однозначно связывается с негативными переживаниями человека, оказавшегося в тяжелых жизненных ситуациях. Распространенное выражение «Все болезни от нервов» трансформировалась: «Все болезни от стрессов».[22] Действительно, исследование историй болезни 96 000 вдовцов и вдов, переживших смерть жены или мужа, осуществленное в 1987 г., выявило, что риск умереть в течение недели после стресса, вызванного смертью близкого человека, возрастает вдвое. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра должна быть в два раза больше. По материалам американского журнала «Психология сегодня», от стрессов страдают примерно 40% японских учителей, 20% рабочих Великобритании, 45% наемных рабочих США.[23]

В бытовой практике, да и в научном обиходе ситуация стресса чаще всего рассматривается только со стороны негативных переживаний, сопровождающих это состояние. При этом особое внимание уделяется состоянию хронического стресса, оказывающего патологическое влияние на здоровье человека.[24]

Обобщая сказанное и основываясь на анализе используемой литературы, можно сказать о следующих трёх основных значениях понятия стресс, которые используются в современной психологии: это любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение (стрессор, стресс-фактор);[25] это субъективная реакция, отражающая внутреннее состояние напряжения и возбуждения (эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке – копинг-стратегии); это физическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие; значимой функцией которой является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению человеком этих состояний.

1.2. Профессиональный стресс, его факторы и профессиональные стрессоры

Профессиональный стресс – это стресс, связанный с работой, с профессиональной деятельностью. В данном случае стрессы затрагивают не только самого человека, но и весь производственный процесс, а так же его эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации, и, если говорить о бизнесе, прибыль, которую получает организация. Рабочие стрессы нарушают дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Даже в крупных и хорошо управляемых организациях отмечается разрушающее воздействие профессионального стресса.[26] Поэтому в решении профессиональных стрессов заинтересован не только сам работник, но и специалист по персоналу, и руководитель организации, и собственник (человек, получающий прибыль в организации).


Многочисленные исследования за рубежом показывают, что психологический стресс является существенной причиной не только уровня жизни человека и эффективности работы, но и эффективности деятельности организации: потери от этих стрессов в мире достигает сотни миллионов долларов ежегодно.[27]

С развитием промышленного производства началось изучение влияния условий труда на здоровье человека. Сначала эти вопросы освещались в рамках практической медицины и являлись исследованиями соматических профессиональных заболеваний, а позднее приобретали гигиенический аспект. Благодаря этим исследованиям были сформированы санитарно-гигиенические требования к условиям труда, которые были направлены на предупреждение заболеваний и производственных травм.[28]

С начала изучения этой темы в психологии особое внимание уделяется вопросам адаптации и дезадаптации людей в рамках различных профессий, проблемам утомления и состояниям психической напряженности (Шафранова, 1925; «Психология утомления», 1929; «Труд и здоровье…», 1985; Платонов, 1970).[29]

Выделяют различные виды стрессов, возникающих в трудовой деятельности: рабочий стресс, профессиональный стресс, организационный стресс.[30]

Рабочий стресс (в англоязычной литературе job stress, work stress) возникает по причинам, связанным с работой, – условия труда, место работы. Профессиональный стресс (occupational stress) – причины, связанные с профессией, родом или видом деятельности. Организационный стресс (organizational stress) – вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится.

Одни источники стресса относятся к работе, другие связаны с ролью нанятого в конкретной организации, третьи — с карьерным ростом, четвертые — с отношением к работе и пятые — со структурой и климатом в организации.

Вид взаимодействия со стрессорами на работе является личностной характеристикой. Стрессоры скорее привносятся в работу, а не появляются в результате, но в любом случае они неотъемлемая часть профессионального стресса. К таким характеристикам относятся: уровень тревожности, уровень нейротизма, толерантность к ситуациям неопределенности. Сюда же можно включить стресс, возникающий за пределами рабочего места. Такие внеорганизационные стрессоры появляются из семейных проблем, жизненных кризисов, финансовых трудностей и факторов окружающей среды. Все они создают сложности со здоровьем, что провоцирует развитие серьезных заболеваний.[31]


Если не управлять профессиональными стрессами, есть опасность скатиться в “яму” профессионального стресса, где не хочется работать, нет сил, где все плохо, непонятно и т.д. На самом деле поддерживать работоспособность человека можно на приличном уровне, если применять методики.

Очень важно, что профессиональные стрессы относятся к так называемым психологическим стрессам, то есть стресс-фактор не является физическим раздражителем: человек преломляет в своем сознании профессиональную проблему так, что она становится стрессом. Человек не понимает, как решить этот вопрос, он напрягается, раздражается, увеличивается количество конфликтов и т.д., то есть стресс находится “в голове”. Соответственно психологичесий стресс, связанный с начальниками, подчиненными, коллегами не напрямую приносит вред организму человека, а через то, как он переживает, мучается, раздражается.[32]

Исследователь Роберт Карасек и его коллеги, изучая профессиональный стресс, выявили профессии, где уровень стресса очень высок, возможность принятия решений крайне низка, а требования к работникам очень высоки. [33]Примеры психологических требований: быстрая работа и ее большой объем. Ниже перечислены виды деятельности с наиболее высоким и наименее низким уровнем стресса.

Максимальный уровень стресса: электрик, фальшивомонетчик, кассир, электронщик, повар.

Минимальный уровень стресса: архитектор, дантист, лесник, терапевт, сборщик деталей.

Т. Холмс с соавтором (1967) разработали перечень типичных жизненных ситуаций, которые вызывают стрессовое состояние на работе (Приложение № 1).[34]

Объективные факторы стресса могут быть разного типа:

  • Вредные характеристики производственной среды (химическая, металлургическая промышленности и т.д.).
  • Тяжелые условия работы (взрывы, угольная пыль, пожары и т.д.) рейтинг самых стрессовых профессий.
  • Форс-мажорные обстоятельства.

Субъективные факторы стресса[35]:

  • Межличностные стрессы (отношения на работе, конфликты, интриги, “подсиживания”).
  • Внутриличностные стрессы (выбор неправильной профессии, низкая самооценка в связи с плохим профессиональным опытом и т.д.).

На основе анализа использованной психологической литературы ниже описаны следующие основные профессиональные стрессоры.

Неудовлетворенность работой. Под этим подразумеваются заработок и условия работы (шум, плохое освещение, плохая вентиляция, большое количество сотрудников в одном помещении и т. д.).


Однако высокая зарплата и хорошие условия труда еще не гарантируют удовлетворенность работой. На данный показатель оказывает влияние и группа факторов, которая называется мотивационными факторами. В число этих факторов входит степень сложности заданий, объем работы, хорошо оцененной по выполнении, отношения между сотрудниками и степень побуждения взять на себя большую ответственность.[36]

Рабочая среда. Некоторые рабочие места характеризуются постоянной суетой, что является источником стресса. Опасные задания или распорядок работы, токсические вещества, высокий уровень шума, пыль, переохлаждение, неприятные запахи и другие факторы стресса могут привести к появлению заболевания и болезни[37].

Трудоголизм. Слишком большой объем работы, даже если он нравится, может быть источником профессионального стресса. Трудоголики много времени уделяют работе, часто едят за работой, предпочитают работу отдыху и могут работать всегда и везде. Это энергичные и напряженные люди, поэтому у них часто возникают проблемы со сном и отпуском.[38]

Ролевые проблемы. Для сотрудника для поддержания минимального уровня стресса важно четкое понимание своего «места» в организации и ощущение, что он в ней играет немаловажную роль. У работников, которым не хватает этих ощущений, может возникнуть множество ролевых проблем.

Ролевая перегрузка. Когда требования настолько высоки, нужно сделать очень много за короткое время, и работник чувствует, что не может справиться, – развивается стресс.

Ролевая недостаточность. Когда появляется несоответствие способностей работника и ожиданий организации: работнику не хватает сноровки, образования, навыка или опыта для работы.

Двусмысленность роли. Другой возможный источник стресса — ситуация, при которой не прояснены детали работы. Работник должен видеть возможности продвижения, приоритеты организации и то, что от него ожидается.

Ролевой конфликт. Когда два начальника ставят перед сотрудником разные цели. Это дилемма из разряда «сделаешь — плохо, не сделаешь — тоже плохо». Подобная ситуация — также фактор профессионального стресса.[39]

Основными потребностями в работе, которые определяют психическое состояние сотрудника на рабочем месте, являются так же: самореализация, признание, социальные потребности, потребность в безопасности, физические потребности.