Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты) (ООО «Бизнес-мастерская Инессы Фирсовой»).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Исследование внешней среды как фактора, влияющего на маркетинговую деятельность предприятия
2.4 Экономическое обоснование маркетинговых решений.
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Организация единой маркетинговой службы
На основании полученных данных можно составить характеристику воздействия каждого из пунктов внешней среды на предприятие и спланировать программы, которые необходимы чтобы снизить негативное влияние факторов и извлечь максимум от позитивного влияния.
2.3 SWOT-анализ
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, исходящих из её ближайшего окружения (внешней среды):
- сильные стороны (strengths) — преимущества организации;
- слабости (weaknesses) — недостатки организации;
- возможности (opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- угрозы (threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
SWOT-анализ является внутренним инструментом принятия решений для организации, которая работает на рынке с плотной конкуренцией. С помощью такого анализа выявляются проблемные поля по сравнению с конкурентами, а также возможности и угрозы внешней среды.
Результаты данного анализа в последствии используются в качестве базы для разработки взаимосвязанного комплекса стратегий, мероприятий по конкурентной борьбе, оптимизации бизнес-процессов и т. д. [13; с. 231]
Рассмотрим составленный SWOT-анализ.
Таблица №2.
Матрица корреляционного SWOT-анализа компании «Бизнес-мастерская Инессы Фирсовой».
ВОЗМОЖНОСТИ 1. Повышение окупаемости 2. Высокий уровень спроса |
УГРОЗЫ 1. Снижение уровня заработка, высокая инфляция 2. Переход сферы обучения в онлайн |
|
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. Высокое качество товаров 2. Профессионализм сотрудников 3. Известность в сфере обучения и оценки |
1. Как воспользоваться возможностями? Сделать акцент на качестве товаров и высокой квалификации сотрудников. Участвовать в различных мероприятиях, с целью увеличить популярность. |
2. За счет чего можно снизить угрозы? Перевести некоторые услуги на онлайн-платформу, сделать возможность выбора. Показать ценность предоставляемых услуг в глазах потребителей. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. Высокая себестоимость товаров 2. Отсутствие слаженной системы маркетинга 3. Не охвачен весь спектр услуг |
3. Что может помешать воспользоваться возможностями? Отсутствие четкого плана действий и анализа внешнего рынка. Рост себестоимости товаров. |
4. Какие самые большие опасности для организации? Появление более обращенных к рынку конкурентов, предложение аналогичных услуг по более низкой стоимости. |
Данная матрица SWOT-анализа представляет с собой сведённые данные, которые мы получили от ведущих специалистов организации. Она позволяет сформулировать перечень первоочередных мероприятий, которые компания должна провести для организации системы маркетинга, отвечающей своим требованиям [1].
2.4 Экономическое обоснование маркетинговых решений.
Маркетинговые решения, как и любое изменение в функционировании системы, нуждаются в обоснованности. Также изменения в системе управления предприятием должны быть экономически эффективными, что говорит о необходимости и правильности применения этих преобразований. [14]
На текущий момент не существует общепринятой и научно доказанной методологии по расчету влияния изменений в управлении предприятием на итоговые показатели работы, однако, основываясь на исследованиях отечественных и зарубежных ученных, можно сделать сказать, что совершенствование системы управления предприятием в общем счете дает прирост прибыли около 30 процентов; совершенствование же маркетинговой деятельности ведет к увеличению прибыли в среднем на 10 процентов. Именно от этого показателя мы и будет в дальнейшем вести расчеты.
Для расчёта эффекта, который будет заметен после совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии и маркетинговых мероприятий, рассчитаем величину планируемой выручки и затраты на проведение планируемых маркетинговых мероприятий.
Для создания единой службы маркетинга в данном предприятии необходимо:
- Принять на работу соответствующий персонал:
- Нанять специалиста в сфере аналитики, который мог бы регулярно проводить маркетинговый анализ;
- Нанять специалиста, компетентного в сфере рекламы и увеличения сбыта товаров/услуг.
Рассчитаем затраты на зарплату работникам отдела в месяц.
V з/п = S з/п х 5чел.
S з/п - затраты на зарплату одного специалиста, руб.;
V з/п - затраты на зарплату всего отдела, руб.;
V з/п = 25 000 х 5 = 125 000 рублей.
- Необходимо обеспечить сотрудников техническим оборудованием. К уже имеющемуся докупить:
Sоб = Sкомпл. х 5к
Sоб – стоимость уже усовершенствованного оборудования
Sп – стоимость необходимых для работы программ (оплата за год на пользователя)
5к – пять компьютеров
Sоб = 7 800 х 5 = 39 000
- Рассчитаем итоговые затраты на внедрение отдела маркетинга
Sи = Vз/п + Sоб.
Sи = 125 000р + 39 000р = 164 000 руб.
Теперь рассчитаем затраты на предложенные мероприятия.
- Провести обучающие мероприятия для уже имеющихся сотрудников:
- Вводная часть относительно каналов привлечения клиентов и рекламы.
Sоб. = Sсам + Змер.
где, Sоб.– итоговые траты за обучение, руб.;.
Sсам – затраты на книги и обучающие материалы, руб. 2200 рублей х 5чел.
Зтр. – з/п приглашенного извне эксперта, 7 000 руб/день х 3 дня
Sоб. = 6600р + 21 000р = 27 600 руб.
- Создать web–страницу в интернете для возможности проведения некоторых мероприятий дистанционно и расширения круга потенциальных клиентов.
Для создания web –страницы нам потребуется веб –дизайнер и программист, который разработает и создаст эту страницу (в целях экономии это может быть один человек).
Зв-д = 12 000руб.
где, Зв-д –заработная плата программиста и веб – дизайнера, руб.
- Исследовать конкурентов – затрат не будет, так как наши помощники будут сами добывать информацию о конкурентах (т.е. ходить на открытые мероприятия, брать прайсы, листовки и т.д.).
- Рассчитать суммарные затраты на совершенствование маркетинговой деятельности исходя из предложенных мероприятий.
Sобщ. = Sи + Sоб.+ Sз.д.
Sобщ. = 164 000 р + 27 600 р + 12 000 р = 203 600 рублей.
Рассчитаем эффективность, ожидаемую после образования отдела маркетинга и предложенных мероприятий.
где, ЭФФЕКТИВНОСТЬ = Общая прибыль
ЭФФЕКТИВНОСТЬ = общая прибыль/сумму затрат.
Эффективность= 621 000/203 600= 3,05
Допустим, что разработанные предложения позволят увеличить прибыль предприятия на 5%. Подсчитаем, за сколько окупятся наши предложенные мероприятия.
Соз = З/П
где, Соз – срок окупаемости (месяцы),
З – сумма затрат (руб.),
П – ежемесячная прибыль от проекта (руб.)
Соз = 203 600 р/31 050 р = 6,5
Опираясь на описанные выше формулы, мы можем предположить, что все затраты на организацию маркетинговой деятельности на предприятии окупят себя в течение 6,5 месяцев. Я считаю, что это отличный показатель, а внедрение предложенных мероприятий поможет увеличить прибыль организации и повысит её эффективность.
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Организация единой маркетинговой службы
На текущий момент в организации отсутствует единая служба маркетинга, и маркетинговые функции поручаются разным подразделениям, поскольку без них любое коммерческое и неторговое предприятие не сможет полно существовать. Это следует из самого определения: маркетинг – это деятельность, которая направлена на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. В широком смысле предназначение маркетинга состоит в «определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей». [10; с. 22.]
Первым шагом на пути создания службы маркетинга на предприятии является определение ее системы организации. Наиболее простой и распространенной организацией службы маркетинга является функциональная организация. В этом случае специалисты–маркетологи руководят разными маркетинговыми функциями и подчиняются руководителю службы маркетинга.
Функциональную организацию стоит выбирать, если производственная и сбытовая деятельность предприятия постоянна и однообразна, количество товаров и рынков невелико. Данный вид организации службы маркетинга основывается на разделении труда по функциям и их распределении на специальных работников. Подробнее с характеристиками можно ознакомиться в таблице №4 (в приложении).
На текущий момент ООО «Бизнес-мастерская Инессы Фирсовой» занимает два вида рынков в России:
• рынок оценки персонала;
• рынок обучения персонала и оказания услуг по фасилитации.
Благодаря анализу клиентов, их потребностей и особенностей перечисленных рынков, мы выявили схожесть среди них. Однако стоит учитывать, что сфера фасилитации в России на данный момент развита слабее, чем остальные сферы деятельности, занимаемые компанией.
Соответственно, организация единой службы маркетинга должна иметь признаки функциональной организации, поддерживать и своевременно отслеживать развитие функционирования данных рынков и появление новых конкурентов, чтобы не терять своей актуальности среди потребителей.
3.2. Выявление структуры новой службы
Чтобы иметь более точное понимание строения службы маркетинга, я предлагаю рассмотреть схему, приведенную ниже.
Директор по маркетингу
Отдел цифрового маркетинга
Группа экономического анализа и ценовой политики
Группа рекламы и стимулирования сбыта
Контент-менеджер
Группа маркетингового планирования и контроля
Изучим подробнее данную структуру, а также функции групп, обязанности сотрудников и их связь с другими подразделениями организации.
Основные тезисы, которые следует взять за основу во время создания
службы маркетинга таковы:
• служба маркетинга существует в качестве самостоятельного
подразделения (департамента);
• департамент маркетинга изнутри делится на группы,
которые выполняют различные маркетинговые функции;
• департамент маркетинга представляет собой своеобразный «интеллектуальный штаб» компании и в рабочем процессе руководит соответствующими подразделениями.
Директор по маркетингу. Руководит соответствующим департаментом. Среди обязанностей организация и управление всей деятельности компании в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта. Также директор по маркетингу является первым заместителем генерального директора и в случае необходимости выполняет его функции. Его прямые подчиненные – руководители групп департамента маркетинга, а в специальном отношении – директора департаментов, подразделений и служб, выполняющие маркетинговые функции и задачи в компании.
Группа экономического анализа и ценовой политики занимается мониторингом ситуации на рынки и внутри организации. Наиболее полным и всесторонним является внутренний анализ, проводимый данной группой. Также в их обязанности входит бухгалтерский учет, контроль, статистика, макро- и микроэкономика предприятия.
Группа рекламы и стимулирования сбыта – эта группа отвечает за планирование, организацию и контроль рекламной деятельности организации. Так же она занимается деятельностью в области продвижения услуг, стимулирования сбыта и поддерживает коммуникации с внешней средой [12; с.28].
Группа маркетингового планирования и контроля занимается выявлением сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализом уровня выполнения планов маркетинга, необходимых для правильного выбора целей и стратегий маркетинговой деятельности на следующий плановый период. Она контролирует результаты правильности и эффективности реализованной концепции маркетинга с помощью сравнения плановых и реальных величин и выяснения причин отклонений. Контроль может быть направлен на маркетинг в целом или на отдельные инструменты. В настоящий момент большая часть компаний практикуют три типа маркетингового контроля: контроль выполнения годовых планов, контроль прибыльности, стратегический контроль. [11; с. 702]