Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты) (ООО «Бизнес-мастерская Инессы Фирсовой»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании полученных данных можно составить характеристику воздействия каждого из пунктов внешней среды на предприятие и спланировать программы, которые необходимы чтобы снизить негативное влияние факторов и извлечь максимум от позитивного влияния.

2.3 SWOT-анализ

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, исходящих из её ближайшего окружения (внешней среды):

  • сильные стороны (strengths) — преимущества организации;
  • слабости (weaknesses) — недостатки организации;
  • возможности (opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • угрозы (threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

SWOT-анализ является внутренним инструментом принятия решений для организации, которая работает на рынке с плотной конкуренцией. С помощью такого анализа выявляются проблемные поля по сравнению с конкурентами, а также возможности и угрозы внешней среды.

Результаты данного анализа в последствии используются в качестве базы для разработки взаимосвязанного комплекса стратегий, мероприятий по конкурентной борьбе, оптимизации бизнес-процессов и т. д. [13; с. 231]

Рассмотрим составленный SWOT-анализ.

Таблица №2.

Матрица корреляционного SWOT-анализа компании «Бизнес-мастерская Инессы Фирсовой».

ВОЗМОЖНОСТИ

1. Повышение окупаемости

2. Высокий уровень спроса

УГРОЗЫ

1. Снижение уровня заработка, высокая инфляция

2. Переход сферы обучения в онлайн

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1. Высокое качество товаров

2. Профессионализм сотрудников

3. Известность в сфере обучения и оценки

1. Как воспользоваться возможностями?

Сделать акцент на качестве товаров и высокой квалификации сотрудников. Участвовать в различных мероприятиях, с целью увеличить популярность.

2. За счет чего можно снизить угрозы?

Перевести некоторые услуги на онлайн-платформу, сделать возможность выбора. Показать ценность предоставляемых услуг в глазах потребителей.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Высокая себестоимость товаров

2. Отсутствие слаженной системы маркетинга

3. Не охвачен весь спектр услуг

3. Что может помешать воспользоваться возможностями?

Отсутствие четкого плана действий и анализа внешнего рынка.

Рост себестоимости товаров.

4. Какие самые большие опасности для организации?

Появление более обращенных к рынку конкурентов, предложение аналогичных услуг по более низкой стоимости.


Данная матрица SWOT-анализа представляет с собой сведённые данные, которые мы получили от ведущих специалистов организации. Она позволяет сформулировать перечень первоочередных мероприятий, которые компания должна провести для организации системы маркетинга, отвечающей своим требованиям [1].

2.4 Экономическое обоснование маркетинговых решений.

Маркетинговые решения, как и любое изменение в функционировании системы, нуждаются в обоснованности. Также изменения в системе управления предприятием должны быть экономически эффективными, что говорит о необходимости и правильности применения этих преобразований. [14]

На текущий момент не существует общепринятой и научно доказанной методологии по расчету влияния изменений в управлении предприятием на итоговые показатели работы, однако, основываясь на исследованиях отечественных и зарубежных ученных, можно сделать сказать, что совершенствование системы управления предприятием в общем счете дает прирост прибыли около 30 процентов; совершенствование же маркетинговой деятельности ведет к увеличению прибыли в среднем на 10 процентов. Именно от этого показателя мы и будет в дальнейшем вести расчеты.

Для расчёта эффекта, который будет заметен после совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии и маркетинговых мероприятий, рассчитаем величину планируемой выручки и затраты на проведение планируемых маркетинговых мероприятий.

Для создания единой службы маркетинга в данном предприятии необходимо:

  1. Принять на работу соответствующий персонал:
  • Нанять специалиста в сфере аналитики, который мог бы регулярно проводить маркетинговый анализ;
  • Нанять специалиста, компетентного в сфере рекламы и увеличения сбыта товаров/услуг.

Рассчитаем затраты на зарплату работникам отдела в месяц.

V з/п = S з/п х 5чел.

S з/п - затраты на зарплату одного специалиста, руб.;

V з/п - затраты на зарплату всего отдела, руб.;

V з/п = 25 000 х 5 = 125 000 рублей.

  1. Необходимо обеспечить сотрудников техническим оборудованием. К уже имеющемуся докупить:

Sоб = Sкомпл. х 5к

Sоб – стоимость уже усовершенствованного оборудования

Sп – стоимость необходимых для работы программ (оплата за год на пользователя)

5к – пять компьютеров


Sоб = 7 800 х 5 = 39 000

  1. Рассчитаем итоговые затраты на внедрение отдела маркетинга

Sи = Vз/п + Sоб.

Sи = 125 000р + 39 000р = 164 000 руб.

Теперь рассчитаем затраты на предложенные мероприятия.

  1. Провести обучающие мероприятия для уже имеющихся сотрудников:
  • Вводная часть относительно каналов привлечения клиентов и рекламы.

Sоб. = Sсам + Змер.

где, Sоб.– итоговые траты за обучение, руб.;.

Sсам – затраты на книги и обучающие материалы, руб. 2200 рублей х 5чел.

Зтр. – з/п приглашенного извне эксперта, 7 000 руб/день х 3 дня

Sоб. = 6600р + 21 000р = 27 600 руб.

  1. Создать web–страницу в интернете для возможности проведения некоторых мероприятий дистанционно и расширения круга потенциальных клиентов.

Для создания web –страницы нам потребуется веб –дизайнер и программист, который разработает и создаст эту страницу (в целях экономии это может быть один человек).

Зв-д = 12 000руб.

где, Зв-д –заработная плата программиста и веб – дизайнера, руб.

  1. Исследовать конкурентов – затрат не будет, так как наши помощники будут сами добывать информацию о конкурентах (т.е. ходить на открытые мероприятия, брать прайсы, листовки и т.д.).
  2. Рассчитать суммарные затраты на совершенствование маркетинговой деятельности исходя из предложенных мероприятий.

Sобщ. = Sи + Sоб.+ Sз.д.

Sобщ. = 164 000 р + 27 600 р + 12 000 р = 203 600 рублей.

Рассчитаем эффективность, ожидаемую после образования отдела маркетинга и предложенных мероприятий.

где, ЭФФЕКТИВНОСТЬ = Общая прибыль

ЭФФЕКТИВНОСТЬ = общая прибыль/сумму затрат.

Эффективность= 621 000/203 600= 3,05

Допустим, что разработанные предложения позволят увеличить прибыль предприятия на 5%. Подсчитаем, за сколько окупятся наши предложенные мероприятия.

Соз = З/П

где, Соз – срок окупаемости (месяцы),

З – сумма затрат (руб.),

П – ежемесячная прибыль от проекта (руб.)

Соз = 203 600 р/31 050 р = 6,5

Опираясь на описанные выше формулы, мы можем предположить, что все затраты на организацию маркетинговой деятельности на предприятии окупят себя в течение 6,5 месяцев. Я считаю, что это отличный показатель, а внедрение предложенных мероприятий поможет увеличить прибыль организации и повысит её эффективность.


3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Организация единой маркетинговой службы

На текущий момент в организации отсутствует единая служба маркетинга, и маркетинговые функции поручаются разным подразделениям, поскольку без них любое коммерческое и неторговое предприятие не сможет полно существовать. Это следует из самого определения: маркетинг – это деятельность, которая направлена на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. В широком смысле предназначение маркетинга состоит в «определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей». [10; с. 22.]

Первым шагом на пути создания службы маркетинга на предприятии является определение ее системы организации. Наиболее простой и распространенной организацией службы маркетинга является функциональная организация. В этом случае специалисты–маркетологи руководят разными маркетинговыми функциями и подчиняются руководителю службы маркетинга.

Функциональную организацию стоит выбирать, если производственная и сбытовая деятельность предприятия постоянна и однообразна, количество товаров и рынков невелико. Данный вид организации службы маркетинга основывается на разделении труда по функциям и их распределении на специальных работников. Подробнее с характеристиками можно ознакомиться в таблице №4 (в приложении).

На текущий момент ООО «Бизнес-мастерская Инессы Фирсовой» занимает два вида рынков в России:

• рынок оценки персонала;

• рынок обучения персонала и оказания услуг по фасилитации.

Благодаря анализу клиентов, их потребностей и особенностей перечисленных рынков, мы выявили схожесть среди них. Однако стоит учитывать, что сфера фасилитации в России на данный момент развита слабее, чем остальные сферы деятельности, занимаемые компанией.

Соответственно, организация единой службы маркетинга должна иметь признаки функциональной организации, поддерживать и своевременно отслеживать развитие функционирования данных рынков и появление новых конкурентов, чтобы не терять своей актуальности среди потребителей.


3.2. Выявление структуры новой службы

Чтобы иметь более точное понимание строения службы маркетинга, я предлагаю рассмотреть схему, приведенную ниже.

Директор по маркетингу

Отдел цифрового маркетинга

Группа экономического анализа и ценовой политики

Группа рекламы и стимулирования сбыта

Контент-менеджер

Группа маркетингового планирования и контроля

Изучим подробнее данную структуру, а также функции групп, обязанности сотрудников и их связь с другими подразделениями организации.

Основные тезисы, которые следует взять за основу во время создания

службы маркетинга таковы:

• служба маркетинга существует в качестве самостоятельного

подразделения (департамента);

• департамент маркетинга изнутри делится на группы,

которые выполняют различные маркетинговые функции;

• департамент маркетинга представляет собой своеобразный «интеллектуальный штаб» компании и в рабочем процессе руководит соответствующими подразделениями.

Директор по маркетингу. Руководит соответствующим департаментом. Среди обязанностей организация и управление всей деятельности компании в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта. Также директор по маркетингу является первым заместителем генерального директора и в случае необходимости выполняет его функции. Его прямые подчиненные – руководители групп департамента маркетинга, а в специальном отношении – директора департаментов, подразделений и служб, выполняющие маркетинговые функции и задачи в компании.

Группа экономического анализа и ценовой политики занимается мониторингом ситуации на рынки и внутри организации. Наиболее полным и всесторонним является внутренний анализ, проводимый данной группой. Также в их обязанности входит бухгалтерский учет, контроль, статистика, макро- и микроэкономика предприятия.

Группа рекламы и стимулирования сбыта – эта группа отвечает за планирование, организацию и контроль рекламной деятельности организации. Так же она занимается деятельностью в области продвижения услуг, стимулирования сбыта и поддерживает коммуникации с внешней средой [12; с.28].

Группа маркетингового планирования и контроля занимается выявлением сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализом уровня выполнения планов маркетинга, необходимых для правильного выбора целей и стратегий маркетинговой деятельности на следующий плановый период. Она контролирует результаты правильности и эффективности реализованной концепции маркетинга с помощью сравнения плановых и реальных величин и выяснения причин отклонений. Контроль может быть направлен на маркетинг в целом или на отдельные инструменты. В настоящий момент большая часть компаний практикуют три типа маркетингового контроля: контроль выполнения годовых планов, контроль прибыльности, стратегический контроль. [11; с. 702]