Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
3.1 Матрица БКГ
Матрица БKГ - инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Данный инструмент теоретически обоснован. В его основу заложены две концепции: жизненный цикл товара и эффекта масштаба производства или кривой обучения.
«Звезды» занимают лидирующее положение и одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жесткого контроля за этими ресурсами со стороны руководства. По мере замедления темпов роста развития отрасли «звезды» превращаются в «дойных коров», а затем в «собак». Стратегия звезды направлена на увеличение или поддержку доли на рынках. Основная задача заключается в поддержании отличительных преимуществ продукции организации в условиях растущей конкуренции.
Разделим основной ассортимент на группы:
- Кофе
- Напитки, питьевая вода.
- Шоколад, кондитерские изделия.
- Мороженое.
- Каши, готовые завтраки, детское питание.
- Корма для животных
«Звезды» занимают главные позиции и требуют не малых объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также полного контроля за этими ресурсами со стороны руководства. При замедлении темпов роста развития отрасли «звезды» постепенно переходят в «дойных коров», а затем в «собак». Стратегия звезды направлена на увеличение или поддержание доли на рынках. Основная задача заключается в поддержании преимуществ продукции организации в условиях растущей конкуренции.
«Дойная корова» занимает важное положение. Сбыт стабилен без дополнительных затрат, поэтому организация приносит прибыли больше, чем требуется ресурсов, для поддержания доли на рынке. Стратегия направлена на поддержание существующего положения как можно дольше. Основные задачи организации сводятся к предложению новых моделей товаров с целью стимулирования лояльных клиентов к повторным покупкам, периодически «напоминающей» рекламе и новым ценовым скидкам.
«Дикая кошка» имеет слабое воздействие на рынок. Как правило, для нее характерны слабая поддержка покупателями и неясные конкурентные преимущества. Ведущее положение на рынке занимают конкуренты. Стратегия имеет альтернативы - интенсификация усилий организаций на данном рынке или уход с него. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции требуются большие средства.
«Собаки» характеризуются ограниченным объемом сбыта. За длительное время пребывания на рынке им не удалось завоевать симпатии потребителей, и они существенно уступают конкурентам по всем показателям. Стратегия заключается в ослаблении усилий на рынке или ликвидации.
Следует также рассчитать следующие показатели, характеризующие портфель продуктов компании:
· объемы продаж общие и по ассортиментным и товарным группам;
Объем продаж растворимого кофе Нескафе составил 2,3 млрд. рублей за 2013 год.
· доля в общем объеме продаж среди товаров -лидеров;
Составила 19-20%
· степень диверсификации ассортимента (доля товаров/ассортиментных групп, не имеющих технологической близости с базовым товаром);
В ассортимент входят несколько основных групп товаров, а следовательно диверсификация тоже достаточно высока.
· уровень маркетинговой комплексности ассортимента высок, так как ассортимент очень широк и товаров схожего назначения много.
Стратегия фокусирования М. Портера в том, чтобы выбрать определенный сегмент в области, и действовать исключительно на него, чтобы покупатели выделяли компанию на фоне конкурентов. То есть , задача компании выглядеть привлекательно именно для этого сегмента покупателей. Майкл Портер выделяет одну важную угрозу - конкуренты могут найти узкий сегмент рынка, на котором работает компания, еще больше улучшив свой товар. Именно такую стратегию выбрала компания "Nestle". За несколько лет фирменные марки корпорации часто становились лидерами рынка в своем сегменте. "Nestle" растет в Европе быстрее, чем такие гиганты по производству потребительских товаров, как Unilever.
Конечно же, компания ощутила влияние кризиса. В связи девальвацией рубля происходит небольшое удорожание продукции компании, но оно существенно отстает от уровня падения российской валюты по отношению к доллару и евро - часть издержек компания берет на себя (за счет внутренних ресурсов, оптимизации расходов). Более 80% продукции «Нестле», продаваемой в России, производится здесь же. Это ставит компанию в более выгодное положение по сравнению с другими иностранными компаниями - частично защищает от колебаний валюты. Но с другой стороны половина используемого сырья и ингредиентов импортируется. Причем четверть из них теоретически можно заменить российскими аналогами, но на практике это пока сложно осуществить. Большинство российских предприятий не могут выдерживать нужный уровень качества продукции в течение длительного времени и при больших объемах выпуска (а у компании «Нестле» очень высокие требования к используемому сырью). Но со временем все-таки предполагается эти 20% заменить продукцией российских производителей. Генеральная маркетинговая стратегия компании в связи с кризисом не менялась. Проводится работа над выходом на рынок новых продуктов невысокой ценовой категории (но при том же уровне качества). В частности в 2008 г. компания запустила производство кофе в мягкой упаковке. Такая продукция имеет более низкую себестоимость и соответственно конечную цену по сравнения с аналогами в стеклянной и жестяной упаковке, а значит, доступна большему числу россиян.
Заключение
Сохранение лидирующих позиций в условиях изменчивого рынка требует от компании достаточной подвижности. Это мы подробно разобрали на примере компании «Nestle» и ее богатой истории. В которой было много всего, и активный рост и кризис военного времени, и огромные финансовые убытки. Но правильная стратегия, постоянное рвение к развитию, к расширению своих границ, к увеличению линейки продукции привело к сохранению компании, ее громадному росту, мировой известности и узнаваемости.
Существующий ассортимент продукции дополняется постоянно, география деятельности — расширяется, первоначально это была 1 фабрика, а теперь это Всемирно известная компания, филиалы которой находятся по всему миру. Успешная маркетинговая деятельность помогала компании на протяжении всей истории, профессионализм и квалификация работников позволяют добиваться новых успехов. Формула та же самая, что и в любой стране мира: знать своего потребителя, знать, что он хочет и предоставить ему именно это, причем быстрее, чем конкуренты и по выгодной цене. Основной секрет не в том, чтобы знать эту формулу. Основной секрет в том, чтобы всю эту идеологию реализовать на практике. Ассортимент швейцарской корпорации Nestle на сегодня включает самые разные продукты и товары: шоколад, кофе, какао, йогурты, детское питание, корма для животных и многое другое. Каждый человек хотя бы раз покупал что-то из перечисленного – настолько велики объемы производства компании. Поэтому «Нестле» по праву входит в список самых крупных и успешных производителей на мировом рынке.
Список использованной литературы.
- Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 3. С. 27–33. © Е.И. Королева, А.М. Сухоруков, 2008 УДК 65.016 МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ Е.И. Королева, А.М. Сухоруков Консалтинговая группа «ИнБГ» – Модель Грейнера.
- https://www.psychologos.ru/articles/view/zhiznennyy-cikl-organizacii.-model-i.-adizesa
- http://adizes.ru/ichak-adizes/ - Ицхак Адизес.
- http://adizes.ru/adizes-methodology/life-cycle-of-organization/ - Жизненный цикл организации по Адизесу.
- Книга Ицхака Адизеса «Управление жизненным циклом корпорации».
- Книга Дениса Шевчука- Управление персоналом.
- Книга Дина Залозная. Д. В. Залозная М. В. Тарадина - Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент»
-
http://powerbranding.ru/biznes-analiz/olc-models/ ↑
-
- Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 3. С. 27–33. © Е.И. Королева, А.М. Сухоруков, 2008 УДК 65.016 МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ Е.И. Королева, А.М. Сухоруков Консалтинговая группа «ИнБГ» – Модель Грейнера.
-
http://adizes.ru/ichak-adizes/ ↑
-
https://www.psychologos.ru/articles/view/zhiznennyy-cikl-organizacii.-model-i.-adizesa ↑
-
https://www.psychologos.ru/articles/view/zhiznennyy-cikl-organizacii.-model-i.-adizesa ↑
-
Дина Залозная. Д. В. Залозная М. В. Тарадина - Учебное пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент» ↑
-
И.Адизес-«Жизненый цикл корпорации» стр 8. ↑