Файл: Организация общественной власти в первобытном обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Совет старейшин. Когда нужно было принять важное решение, затрагивающее жизнь всей деревни, руководители всех семей (родов) собрались вместе и поочередно высказывали свое мнение. Совет старейшин разрешил споры между родами, координировал действия семей общины при проведении сельскохозяйственных работ, решал санитарно-гигиенические вопросы в целях снижения уровня эпидемиологической опасности.

3. Вождь – это глава племени. Ими стали люди, которые отличались особыми качествами: силой, мужеством, мастерством, сильной волей, умением предвидеть наступление противника и защищаться от него. Если в районах земледелия в мирное время преобладало большинство старшин, а значение вождя резко возросло только во время войн, то северные народы, постоянно сражавшиеся за улучшение условий жизни, всегда играли ведущую роль.

4. Советы вождей. Они собирались, чтобы решить, продолжать ли затяжную осаду или вернуться домой, и разработать тактику боя.

5. В северных племенах созывались только воины. Вопросы, поставленные перед собранием, всегда были очень важны: о начале войны, заключении мира, передислокации со стоянки, осуждении земляка, покинувшего поле боя, и т.д. Как правило, известие о том, что вождь племени созывает людей вокруг деревни (лагеря) громким голосом. Собравшихся сажали рядами, а на особом возвышении были старейшины (вожди). Самый главный вождь сам или через вестника провозглашал единое или же совместное решение с другими вождями [10].

6. Жрецы (колдуны, ведуны, гадатели, знахари, шаманы). Не зная многого о мире и ежедневно убеждаясь в силе природы, люди боялись ее проявлений. Помогая "укротить" богов через культовые обряды и жертвоприношения, служители богам давали людям уверенность, что природа будет им благосклонна.

На более позднем этапе развития первобытного общества правительства начинают занимать более высокие позиции в обществе. Это проявилось не только в том, что менеджеры потребляли больше материальных продуктов, но и в их жилье, одежде и других внешних атрибутах власти, а также в особом психологическом отношении к ним людей.

Постепенно общество отходит от принципа равенства в работе и в быту, возникают различия в занятиях и состоянии людей. Управленческая работа попадает в особую категорию. Правительства первобытного общества сменяются государством.

Это надо запомнить

1. Первобытное общество - это не статичное, а развивающееся, хотя бы медленное общество. В процессе его развития и совершенствования инструментов труда можно наблюдать три этапа разделения труда:


1) скотоводство отделилось от земледелия;

2) выделилось ремесло;

3) появилась торговля.

2. Потребление, ранее основанное на принципе равенства, постепенно становится неравным. В частности, люди, осуществлявшие власть в первобытном обществе, имели большее материальное богатство.

3. Первобытное общество имело структуру. Выделялись роды (семьи, общины), которые объединялись во фратрии (селения), а они в свою очередь - в племена, образовавшие союзы племен, ставшие образом нации.

4. Власть в первобытном обществе принадлежала властям: старейшинам, вождям, советам старейшин, советам вождей, собраниям всех взрослых (воинов), священникам.

5. На более позднем этапе развития первобытного общества вожди начинают занимать более высокое положение. Это проявляется не только в более крупном материале продукта, который они потребляют. Им также выделяется жилье, одежда и другие внешние атрибуты власти, а также особое психологическое отношение людей [12].

Государственная (социальная) власть, существовавшая в предгосударственный период, имела следующие основные черты:

Власть носила социальный характер, исходила от всего общества (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода). Оно основывалось на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), то есть объединение людей по фактическим или предполагаемым кровным отношениям, а также общность имущества и труда. Род сформировался в период, когда беспорядочные сексуальные отношения были заменены семьей, основанной на коллективном, а затем и парном браке. Каждый род выступал как хозяйственный субъект, владелец средств производства, организатор общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (франтики, племена, племенные союзы). Поскольку род (родовое сообщество) играл решающую роль в жизни первобытного общества, эта эпоха стала известна как «первобытнообщинный строй», а её социальная организация - как родовая система.

Следовательно, социальная власть распространялась только внутри рода, выражала свою волю и базировалась на кровных связях.

Особого аппарата управления и принуждения не существовало (властные функции выполнялись как почетная обязанность, старейшины и начальники не освобождались от производительной работы, а выполняли и управленческие, и производственные функции параллельно - поэтому властные структуры не отделялись от общества).

На любые должности (начальника, старейшины) не повлияло социальное или экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, мужестве, опыте, уважении к согражданам.


Руководство не давало никаких привилегий.

Социальное регулирование осуществлялось специальными средствами, то есть моно-нормами.

В родовой организации, как и в любом обществе, было принуждение. Но она носила социальный характер, исходила от рода в целом, а не от специального аппарата. Принуждение состояло обычно в наложении повинностей на провинцию, крайняя форма - изгнание из общины. Особого аппарата принуждения, войны не было. Вооружённая сила состояла из всех людей, способных нести оружие.

Всё это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовой системе как примитивную общинную демократию, не знавшую ни собственности, ни классовых, ни кастовых, ни классовых различий, ни общественно-политических форм.

На поздних стадиях существования родовой системы начался процесс её разложения: отречение новых родовых общин от первоначальных, разделение больших родов на малые или большие семьи. Связи между ними поддерживались в виде более крупных образований братств (фратрий) и племен.

Племя, как правило, имело свою территорию, название, язык или диалект однородной основы с языком объединённых племён, общие для племени религиозные и бытовые обряды.

Возникновение государств среди разных народов также объясняется другими причинами, помимо социально-экономических. Для этой фазы характерно переселение различных народов. В результате на одной территории селились разные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровные связи. Новые условия также требуют создания новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного, так и коренного населения. С этим обще территориальным интересом связано превращение бывшей родовой общины в соседскую (крестьянскую), которая, как и род, состояла из нескольких семей.

Но, в отличие от рода, семья была владельцем своего имущества и продуктов труда. Соседская община сама служила организацией общих дел; деление земель, орошение, лесозаготовки и т. д. Одним из важнейших социальных условий перехода от родового строя с его государственной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племен [14].

Военная организация племён способствовала постепенному превращению государственной власти племён в органы военной демократии и в виде выборных военачальников, солдат, войск. Одновременно укреплялась власть военных начальников. В их руках постепенно сосредоточилась власть верховного священника, верховного судьи всего общества. Военная жизнь способствовала объединению родственных племён в единый народ и привела к узурпации власти военного вождя сильнейшего племени.


Религия оказала значительное влияние на процесс возникновения государства. Она сыграла большую роль в объединении отдельных племён в единые народы. Религиозные номы помогли укрепить власть царей. Эта власть была связана с передачей её от богов и устанавливалась сначала продлением выборного срока, а затем на всю жизнь и по наследству.

Династия правителей стремилась объединить племена с общими религиозными канонами. Таким образом, следует сделать вывод, что в разные периоды исторического развития общество принимало разные формы, меняло свою зрелость, внутреннюю структуру, то есть экономическую, социально-классовую, политическую структуру.

Например, первобытное общество было более или менее однородным коллективом, не знавшим социальной и иной стратификации. Постепенно изменилась структура общества: с изменением экономических отношений появились социальные сообщества, группы, классы с собственными интересами и особенностями. Вместе с человеческим обществом социальная власть возникает как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она предает общество целостности, управляемости, служит важным фактором организации и порядка.

Это стимулирующий элемент, который обеспечивает жизнеспособность общества. Под влиянием власти общественные отношения становятся целенаправленными, становятся управляемыми и контролируемыми, а жизнь людей вместе становится организованной.

Таким образом, социальная власть - организованная сила, обеспечивающая способность конкретного социального сообщества - рода, группы, класса, людей (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Бывает двух видов - неполитического и политического (государственного).

Власть - явление надстройки, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, основой общества. Однако она не может функционировать сверх воли и сознания людей. Власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) тех, кто правит своей волей субъекту, и, с другой стороны, подчинение тех, кто по этой воле. Воля прочно соединяет власть со своими подчинёнными.

Власть принадлежит социальной общности, чья воля воплощена в ней. Бессубъектная, то есть никому не принадлежит, нет власти и быть не может. Именно почему в учении о власти важное место занимает «властвующий субъект» - первоисточник власти.

Власть может быть слабой, но лишенной власти, она перестает быть реальной властью, потому что не способна воплотить власть в жизнь. Власть сильна поддержкой, доверием людей, то есть основана на силе авторитета. Определяющей особенностью власти является способность тех, кто правит, навязывать свою волю другим, доминировать над подвластными. 


Заключение

Экономика этого общества базировалась на государственной собственности. При этом строго соблюдались два принципа (обычай): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все переданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На других основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание. На протяжении столетий и тысячелетий экономике приписывали: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось.

Естественно, в таких условиях не может возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. Развитие экономики шло по двум направлениям, связанным между собой: - совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия труда, более совершенные каменные орудия труда, орудия из меди, бронзы, железа и т. д.); - совершенствование путей, приемов и организация работы (собирательство, рыболовство, охота, скотоводство, сельское хозяйство и другое, разделение труда, включая большое общественное разделение труда и т. д.). Все это привело к постепенному и возрастающему росту производительности труда.

Государство как относительно самостоятельное явление имеет свои модели развития. По мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» воспитания принудительного и репрессивного характера в политическую организацию общества, где весь комплекс государственных институтов активно функционирует в соответствии с принципом разделения полномочия. Демократически развивающееся общество должно сосредоточиться на своей разнообразной цели, и оно поощряет развертывание социальных функций государства. Роль государства в обществе возрастает. Государство стало организовывать и направлять деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества через вновь созданные институты и органы - министерства экономики, труда, культуры, образования и т.д. Мы кратко рассмотрели историю развития государственности в целом с целью выявления основных предпосылок и факторов возникновения государства, проанализировали пути формирования государства, такие как восточный и западный пути. Общество живет в условиях государственно-правовой реальности: они считаются гражданами конкретного государства, подчиняются государственной власти, придерживаются своих интересов, правового регулирования и требований. Еще в древности они начали задумываться о причинах и путях государства.