Файл: Организация общественной власти в первобытном обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако сама возможность объединения в решающей степени зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, которая определяла, сколько людей может прокормить определенную территорию. Управление, власть.

Все важнейшие вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый человек имеет право участвовать в обсуждении и разрешении любого вопроса. Старейшина, наиболее уважаемый член рода, был избран для осуществления оперативного управления. Эту должность не только избрали, ни заменили: как только появились более сильные (на ранних этапах развития), более умные, опытные (на последующих этапах) люди, он сменил старшего.

При этом особых противоречий не было, потому что, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и свои интересы) от рода, а с другой - должность старшего не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старца была основана исключительно на его авторитете, уважении к нему со стороны других представителей рода.

Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избрал племенного вождя. Эта должность также находилась на ранних этапах социального развития и не давала никаких привилегий. Племенным союзом управлял совет племенных вождей, который избирал союзного начальника (иногда двух, один из которых был военным начальником) [8].

С развитием общества постепенно осознавалось значение благого управления и руководства, постепенно происходила его специализация, а то, что лица, осуществляющие управление, накапливали соответствующий опыт, постепенно приводило к жизни государственных должностей. Зарождающаяся религия имела важное значение и в закреплении таких порядков. Нормативного регулирования. Никакая община (животная, а тем более человеческая) не может существовать без определённого порядка в отношениях её членов.

Правила поведения, устанавливающие такой порядок, в некоторой части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему правил, регулирующих производство и распределение, семью, родственные и другие социальные связи.

Эти правила устанавливают на основе полученного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенное соучастие в коллективах и т.д. Стабильные обычаи возникают, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются подавляющим большинством добровольно, в силу привычки. В случае нарушения они поддерживаются обществом в целом, включая меры принуждения, вплоть до смерти или приравниваются к высылке виновного. Изначально, судя по всему, существует система запретов (табу), на основе которой постепенно возникают обычаи, устанавливающие пошлины и права. Изменения в обществе и усложнение общественной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев и увеличению их числа.


ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ  ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Развитие первобытного строя

Первобытный строй – это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества – от появления разумного человека и до появления государств и цивилизаций. В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно важное место. Говорить о первобытном обществе можно с момента появления разумного человека, т.е. около 2000 тысяч лет назад. Ученые считают, что древнейший человек возник около 1-1,5 млн. лет назад, а другие относят его появление к более позднему периоду. Первобытное общество представляет собой начальный этап в истории человечества.

В то время люди жили общинами, вместе трудились, владели землей и распределяли имущество поровну [1].

Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Основным способом добывания средств жизни были охота, собирательство и рыболовство. Люди добывали пищу при помощи изготовленных ими орудий труда, но производством пищи они не занимались, а лишь присваивали ее как дары природы. Сначала первобытные люди пользовались огнем. Поскольку добывать огонь они еще не умели, то приходилось постоянно поддерживать. Но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами.

Первобытное общество практически не менялось на протяжении многих тысячелетий. Его развитие шло крайне медленно, и описанные выше значительные изменения в экономике, структуре, управлении и окружающей среде начались относительно недавно. При этом, хотя все эти изменения проходили параллельно и были взаимно согласованы, главную роль сыграло развитие экономики: именно оно создавало возможности для консолидации социальных структур, специализации управления и других прогрессивных изменений. Важнейшим этапом человеческого прогресса стала неолитическая революция, произошедшая 10-15 тысяч лет назад.

В этот период появились весьма совершенные, шлифованные каменные орудия труда, возникло скотоводство и земледелие. Был заметный рост производительности: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, был избыток продукта, возможность накопления государственных богатств, создания резервов.


Экономика стала продуктивной, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но при этом существовала и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накопленных богатств.

Именно в этот период, в эпоху неолита, началось разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к публично организованному обществу. Постепенно возникает особый этап развития общества и форма его организации, которая называлась «протогосударство», или «чифдом» [8].

Для этой формы характерны социальная форма бедности, значительный рост производительности труда, заселение накопленных богатств в руках родовой знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, превращающихся в административные, религиозные и культурные центры. Хотя интересы Верховного лидера и его окружения, как и прежде, во многом совпадают с интересами всего общества, постепенно возникает социальное неравенство, что приводит к возрастающему расхождению интересов руководителей и управленцев. Именно в этот период, который у разных народы не совпадал во времени, пути развития человека делились на «восточные» и «западные». Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств (главным из которых была потребность в большинстве мест крупных оросительных работ, не находившихся под властью отдельной семьи) сохранились общины и соответственно государственная собственность на землю

На «западе» таких работ не требовалось, общины распались, а земля находилась в частной собственности.

Первобытная система была самым длинным этапом (более чем миллион лет) в истории человечества. Определить его нижнюю черту каким-либо образом непросто, потому что в недавно обнаруженных костных останках наших предков большая часть экспертов видят то до человека, либо человека. В современный период некоторые учёные считают, что древнейшие человек (и, таким образом, примитивное, дикое общество) возникли около 1 - 1,5 млн лет назад, в то время как другие ученые причисляют его возникновение к наиболее позднему периоду времени. Верхняя граница первичной общинной системы варьируется в течение последних 5 - 6 тысяч лет, отличающихся в различных континентах.

В Азии, а также в Африке первоначальные государства сформировались на рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры, в Америке - в I тысячелетии нашей эры, в других частях земного шара - ещё позже (В.П. Алексеев, А.И. Першиц).

Любое общество представляет собой какой-то полный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организации, урегулированностью, у порядочностью общественных отношений. Из этого следует, что каждое общество характеризуется конкретной концепцией управления (социальной властью) и регулирования поведения человека через конкретные единые принципы (социальные нормы). Как только общество сформируется, возникает непосредственная потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел свои интересы, без согласия которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личным регулятором [12].


Чтобы обеспечить нормальную жизнь, прогрессивное развитие социальных связей, необходимо объединить эти интересы для общего блага. Но сочетать большую часть индивидуальной выгоды (личной заинтересованности) можно только с социальной выгодой (общественной заинтересованности). Подобная взаимосвязь достигается главным способом присутствия в обществе правил поведения (общепризнанных норм) и правительство, которые бы осуществляли и обеспечивали соблюдение этих норм.

Первобытная общинная система характеризовалась наличием только первобытных орудий и неспособностью человека выжить без помощи всех видов и обеспечить себя едой, одеждой и жильем. Но даже работая вместе, коллективно, люди не могли производить больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, не было деления на бедных и богатых; Экономически все были равны; Экономическое равенство также привело к политическому равенству. Все взрослые представители рода - как мужчины, так и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

2.2 Формирование власти в первобытном обществе

Государственная (социальная) власть, существовавшая в предгосударственный период, имела следующие основные черты. Эта власть:

1) была основана на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовое сообщество), то есть объединение людей по реальным или предполагаемым кровным отношениям, а также общность имущества и труда. Род сформировался в период, когда беспорядочные сексуальные отношения были заменены семьей, основанной на коллективном, а затем и парном браке. Каждый род выступал как хозяйственный субъект, владелец средств производства, организатор общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, племенные союзы).

Так как род (родовое сообщество) играл решающую роль в жизни первобытного общества, эта эпоха стала называться "первобытнообщинный системой", а её социальная организация - родовой системой. Следовательно, социальная власть распространялась только внутри рода, выражала свою волю и базировалась на кровных связях;

2) был непосредственно социальной, строилась на основе первобытной демократии, на функциях самоуправления (то есть тема и объект власти здесь совпадали);


3) полагались на авторитет, уважение, традиции представителей рода;

4) осуществлялось как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, начальниками, священниками и т. д.), решавшими важнейшие вопросы жизни первобытного общества [9].

Существенное значение имеет изучение процесса происхождения государства и права в науке и общественной практике. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих явлений, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования.

Ученые сходятся во мнении, что экономической основой первичной первобытной системы было коллективное владение средствами производства. Этой структуре соответствовали определённые формы человеческого общества. Наиболее устойчивой формой была родовая община. Это было объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности собственности и труда. В первобытном обществе власть исходила от родового сообщества, от всех взрослых представителей рода.

Старейшины, военные начальники, священники избирались собранием членов рода, осуществляли власть под его контролем и могли быть сняты собранием в любое время. Специального аппарата для работы с руководством на профессиональной основе не существовало. В первобытном обществе также существовали определённые правила поведения. Это были в первую очередь обычаи.

Промышленные, семейные и прочие общественные отношения регулировались через обычаи, тесно связанные с примитивной нравственностью и религиозными нормами. Изгнание из рода было крайней мерой наказания. В первом приближении характеристики примитивных обычаев можно сформулировать следующим образом: - они исходили из своего рода и выражали свою волю и интересы, исполнялись добровольно по привычке и при необходимости соблюдались, не было специальных органов, защищающих неприкосновенность обычаев; не было различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность - как право.

Таким образом власть - древнее и повсеместное универсальное свойство любого общества, в котором элемент властвования и подчинения сказываются во всем. В первоначальном виде власть в первобытном обществе осуществлялась непосредственно всеми членами рода (общины). Ее воплощением были общие собрания членов рода, советы старейшин, глава рода, вождь, волхв, которые избирались членами рода. В первоначальном виде при первобытнообщинном строе власть не давала никаких преимуществ. Вожди (волхвы, старейшины) трудились наравне со всеми, получали равное количество продуктов потребления. Единственным преимуществом старейшины перед остальными членами рода было уважение и авторитет.