Файл: Налоговые правонарушения (Общие вопросы налоговых правонарушений).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие вопросы налоговых правонарушений
1.1 Причины возникновения налоговых правонарушений
1.2 Юридическая ответственность за совершение налогового правонарушения
2 Анализ налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
2.1 Камеральная и выездная налоговые проверки
2.2 Меры ответственности по налоговым правонарушениям
3.1 Совершенствование Налогового кодекса РФ
Указанная точка зрения находит подтверждение в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №25.
Решение о взыскании должно быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
При этом остается неурегулированным вопрос о том, имеет ли законную силу решение о взыскании налога за счет имущества, если инспекция не направляла налогоплательщику решение о взыскании налога за счет средств на счетах в банке. В случае возникновения подобной ситуации организация имеет право оспорить правомерность действий налогового органа. Сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2017 №Ф04-1029/2017(1032-А45-49) суд установил нарушение закона в действиях налогового органа. Однако в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2008 №Ф 08-4387/2008 суд определил, что при соблюдении прочих требований налогового законодательства указанное обстоятельство само по себе не может быть основанием для отмены решения о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика.
Необходимо обратить внимание на то, что законность решения о взыскании не ставится судебными органами в зависимость от следующих обстоятельств:
налоговый орган не отозвал ранее выставленное инкассовое поручение о погашении недоимки за счет денежных средств организации в банке (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2005 №853/05);
налогоплательщик не получал высланного ему решения налогового органа о взыскании недоимки за счет денежных средств организации в банке (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2008 №А 33-6337/07-03 АП-1556/07-Ф02-1863/08).
Исполнительные действия должны быть совершены в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления. Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения его задолженности перед бюджетом
3. Пути совершенствования законодательства о налогах и сборах в области ответственности за налоговые правонарушения
3.1 Совершенствование Налогового кодекса РФ
Началась подготовка традиционного ежегодного Доклада ТПП России по актуальным вопросам налогообложения, который будет представлен на VII Всероссийском налоговом форуме и затем направлен во все профильные органы государственной власти, об этом заявил директор Юридического департамента ТПП России Сергей Васильев на заседании Экспертного совета при ТПП России по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики.
Участники заседания также обсудили вопросы совершенствования налогообложения микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, проект федерального закона о трансфертном ценообразовании в налоговых целях (второе чтение), а также проблемы налогообложения при осуществлении организациями - будущими арендаторами затрат по отделке помещений до момента ввода торговых и офисных зданий в эксплуатацию.
О проблемах, существующих в проекте федерального закона о совершенствовании налогового контроля за трансфертным ценообразованием, рассказала заместитель директора юридического департамента по налоговым вопросам компании "Мечел" Наталья Хацела:
"Суды наделяются неограниченными правами на изменение квалификации конкретных обстоятельств, существенно влияющих на права и обязанности налогоплательщиков, - отметила Наталья Хацела - Появившееся словосочетание "соответствие цен (рентабельности)" позволяет контролировать не только правильность исчисления цен, но и себестоимость.
В результате возникает тотальный контроль за деятельностью налогоплательщика, кратно увеличивается количество представляемых налогоплательщиком документов, информации, сведений, не имеющих отношения к ценообразованию, дублирование контрольных функций".
Также в проекте содержится положение о взыскании штрафа в размере 40% (но не менее 30 000 рублей) суммы доначисленного налога в случае корректировки налоговой базы и непредставления документации по трансфертному ценообразованию или представления документов, содержащих недостоверные сведения.
По мнению участников заседания, необходимо сократить размер штрафа за налоговые правонарушения до 20%. Также предлагается в первый год уменьшить размер санкции, предусмотренной статьей 129(3), и затем в течение нескольких лет повышать ее размер вместе с увеличением практики применения новых правил.
Наталья Хацела предлагает распространить действие положений проекта на сделки, заключенные до момента вступления в силу новых норм Налогового кодекса РФ.
О проблемах в налоговом законодательстве, касающихся микрофинансовых организаций, рассказал президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута.
"Большое количество микрофинансовых организаций и абсолютно все кооперативы относятся к некоммерческим организациям, что можно считать определенной недоработкой нашего гражданского законодательства, - уверен Михаил Мамута. - Поскольку их основным видом деятельности является осуществление финансовой помощи и оказание коммерческих услуг, относить их к некоммерческим организациям как минимум странно".
В связи с этим Михаил Мамута предлагает ввести в Налоговый кодекс специальную главу, в которой определить, что к доходам и расходам относятся все доходы и все расходы, непосредственно связанные с осуществлением основной деятельности кооперативов. Сейчас ситуация такова, что любая некоммерческая организация должна вести некоммерческую деятельность как основную, а коммерческую, как дополнительную.
Экспертным советом обсуждался еще один актуальный вопрос - налогообложение затрат будущего арендатора на отделку помещений во вновь построенных торговых и офисных зданиях до момента ввода их в эксплуатацию. По словам ведущего юриста компании "Пепеляев Групп" Ксении Литвиновой, на оформление и ввод в эксплуатацию крупных инвестиционных проектов, связанных со строительством объектов недвижимости, уходит 2-3 года.
"Ни один предприниматель не хочет замораживать инвестиции на столь длительный срок, поэтому еще на стадии строительства заключаются предварительные договоры аренды о возможном использовании данного объекта после завершения строительства, что позволяет арендаторам подготовить объект к эксплуатации еще до момента его регистрации", - отметила Ксения Литвинова.
Действующие нормы НК РФ регулируют только налоговые последствия выполнения арендатором работ в отношении имущества, являющегося объектом аренды, право собственности на которое зарегистрировано в установленном порядке. На практике налоговые органы включают стоимость этих затрат в доход владельцев зданий, начисляя налог на прибыль и налог на имущество, а также исключают затраты из состава расходов будущего арендатора. Предприниматели не согласны с таким положением дел, поэтому обращение по данному вопросу планируется доработать и направить в Федеральный арбитражный суд Московского округа, Минфин России и Министерство промышленности и торговли. [31]
3.2 Проблема предупреждений налоговых правонарушений
Предупреждение налоговой преступности можно определить как воздействие государства и общества на причины и условия, порождающие налоговую преступность, социальные процессы и иные социальные факторы, прямо или косвенно связанные с совершением налоговых преступлений, а также на социальные слои и индивидов с целью сокращения уровня налоговой преступности в обществе и недопущения совершения преступных проявлений в налоговой сфере со стороны отдельных членов общества. Оно представляет собой взаимосвязанный комплекс социально-экономических, политических, правовых и культурно-воспитательных мер, направленных на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, обеспечение действенного учета и контроля за проведением финансовых и хозяйственных операций, воздействия на налогоплательщиков с целью побудить их соблюдать требования налогового законодательства.
Большое значение для предупреждения налоговой преступности имеет оптимизация налоговой политики и повышение эффективности правового регулирования отношений по поводу собирания налогов и сборов. Здесь следует обратить внимание на совершенствование налогового законодательства и законодательства в сфере предпринимательства, устранение пробелов и коллизий в правовом регулировании налогообложения, существование которых позволяет избегать юридической ответственности за совершение налоговых преступлений.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ осуществил систематизацию и упорядочение налогового законодательства, заменив ряд действовавших законов, закрепил реформу налоговой системы России. Однако, несмотря на то, что принятием первой и второй частей НК РФ была осуществлена систематизация российского налогового законодательства и реформирована система налогообложения, состояние правового регулирования налоговой сферы нельзя признать вполне удовлетворительным. Как отмечается в юридической литературе, российское налоговое законодательство все еще отличается несовершенством и нестабильностью, некоторые положения НК РФ характеризуются неясностью и противоречат друг другу.
О нестабильности налогового законодательства говорит тот факт, что российский законодатель практически ежегодно вносит различные дополнения и изменения как в первую, так и во вторую части НК РФ. А.А Тедеев и В.А. Парыгина отмечают, что «кодификация налогового законодательства ведется бессистемно, методом проб и ошибок. Принятие едва ли не каждой новой главы части второй НК РФ осуществляется без учета положений части первой Кодекса и порождает перманентный процесс ее доработки «на ходу». При этом вносимые изменения и дополнения часто противоречат друг другу, что делает процесс их дальнейшего «совершенствования» неминуемым. Показательно, что многочисленные взаимоисключающие изменения вносятся в еще не введенные в действие акты, многие дополнения вводятся задним числом, после начала соответствующих налоговых периодов» [9,13].
В то же время, несмотря на усиленное внимание российского законодателя к вопросам правового регулирования налоговых отношений, НК РФ до сих пор не свободен от неясных и расплывчатых положений, а также от различных несоответствий и противоречий между его нормами.
Для предупреждения уклонения от уплаты налогов, повышения собираемости налогов необходимо четкое и ясное определение в налоговом законодательстве объекта налогообложения, исключающее противоречивое толкование. Между тем, как отмечается в юридической литературе, не всегда взаимоувязаны между собой положения НК РФ, регулирующие вопросы объекта налогообложения по налогу на прибыль, в регулировании внереализационных доходов российский законодатель также допускает неувязку различных положений НК РФ, нет полной ясности и в определении расходов/
Следует признать, что НК РФ содержит ряд неясных и расплывчатых положений, его нормы плохо увязаны между собой, носят противоречивый характер, что способствует принятию необоснованных решений как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков. Это, в свою очередь, влечет за собой конфликты между налогоплательщиком и налоговым органом, создает условия для уклонения от уплаты налогов и сборов.
Таким образом, противоречия и пробелы налогового законодательства способствуют порождению правового нигилизма среди налогоплательщиков, повышают вероятность совершения ими налоговых правонарушений и преступлений.
Важная роль в предупреждении налоговой преступности принадлежит организационно-управленческим мерам. Задача управленческого воздействия на налоговую преступность заключается в том, чтобы стимулировать позитивный, антикриминогенный потенциал социально-экономических и политических процессов, способствовать правомерному поведению граждан, а также минимизировать негативные криминогенные и криминальные процессы/