Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • стадия фантазий, когда основатель делится своими идеями и видениями с друзьями и соратниками;
  • стадия инвестиций – период инвестирования и обязательств со стороны основателей, но нет еще ясного руководства;
  • стадия определений – это стадия постановок целей и создание структур;
  • стадия экспериментов, когда создаются планы, графики, перераспределяются роли и системы управления, принимаются рациональные решения;
  • стадия предопределения производительности – фиксируются правила, структуры и система власти в организации, акцентируется внимание на выполнении определенных задач исполнителями;
  • стадия свободного выбора структуры – это стадия, где отмечается сотрудничество между различными уровнями иерархии, стремление к более глобальным целям организации, применение творческих и инновационных методов;
  • стадия возникновения общности – это стадия духовного развития организации;
  • стадия либеральных порядков – это стадия характеризуется вовлечением людей и организации в самовозрождение.

Модель Торберта описывает естественную последовательность стадий, через которые организация может проходить, и конкретизирует менталитеты, определяющие каждую из них. Она описывает движение от ранней стадии индивидуальности и неформальности к групповой общности и чувству коллективизма.[5]

«Функциональные проблемы» Ф. Лидена.

Модель Ф. Лидена основывается на последовательном решении проблем, возникающих на различных этапах развития организации:

  • Адаптация;
  • Приобретение ресурсов;
  • Достижение целей;
  • Поддержка образцов поведения.

То есть в начальной стадии – это завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде, что, в основном, достигается введением инноваций, приобретение ресурсов и развитие методов процедур. А в дальнейшем – это постановка целей, получение прибыли и поддержание структур.

«Организационная структура» Д. Каца и Р. Кана

По мнению авторов, структура предприятия является отражением изменений, происходящих в предприятии в зависимости от стадий ее развития и активно взаимодействующей с внешней средой. После данной работы авторов социальные организации стали рассматривать как открытые системы, находящиеся во взаимодействии с внешней средой. Авторы выделили три основных стадии развития предприятия:

  • стадия простых систем - когда принципы основаны на общих потребностях и ожиданиях членов предприятия;
  • стадия стабильной организации – когда цель направлена на выполнение общеорганизационных задач, а усилия менеджмента - на координацию и контроль;
  • стадия совершенствования структуры – это совершенствование структуры на основе выработки механизмов адаптации для взаимодействия с окружающей средой.

«Интерактивная модель» Р. Куина и К. Камерона

По модели Р. Куина и К. Камерона, изменения, происходящие в организациях, можно представить в виде стадии развития, характеризующиеся природной последовательностью, проявлением иерархического прогресса и структуризацией:

  • Предпринимательство;
  • Коллективность;
  • Формализация;
  • Разработка структуры.

Данные стадии характеризуются природной последовательностью, иерархическим прогрессом и охватом широкого спектра организационной деятельности.

«Теория жизненных циклов организации» И. Адизеса.

Предложенная автором модель является эволюционной моделью организационного развития, так как И. Адизес рассматривал указанный процесс, как некий аналог процессов в развитии биологического организма. Определяющим фактором успеха в данной модели является способность организации справляться с проблемами. Ведь в процессе роста любая организация сталкивается с определенными трудностями и проблемами, которые можно разделить на:

  • болезнь роста, возникающие из-за незрелости организации и которые невозможно избежать, но возможно «вылечить» самостоятельно, то есть сама организация их перерастет;
  • организационные патологии или трудности, возникшие на определенных этапах развития, которые являются аномальными и могут привести в тупик и, которые не могут быть решены без постореннего профессионального вмешательства.

Основным фактором успеха организации, по мнению И. Адизеса является способность справляться с этими проблемами. Автор раскрывает следующую взаимосвязь: изменение – проблемы – решение этих проблем (рис.1.2.2).

Решение любых проблем приводит к изменениям, а изменения, в свою очередь, приводят к новым наборам проблем или же к благоприятным возможностям.

Рис. 1.2.2 Цикл изменение-проблема

В своей теории И. Адизес акцентирует внимание на том, что природа роста и старения организаций проявляется в соотношении двух факторов – гибкости и управляемости организаций. По мере их старения это соотношение изменяется – управляемость растет, а гибкость уменьшается, то есть чем старше становится организация, тем жестче она контролируется и становится менее гибким. И это не лучшим образом сказывается на дальнейшем развитии организации. Так как основной задачей руководство является пребывание организации в стадии расцвета, где соотношение этих двух факторов имеют оптимальные значения. При этом важным обстоятельством является то, что срок существования организации не является непременным атрибутом ее возраста. При правильной стратегии и тактике развития, организация может достигнуть расцвета и находиться в этом состоянии достаточно долго.


Первая задача организации, по мнению автора, состоит в том, чтобы добраться до расцвета, а вторая задача – в том, чтобы как можно дольше удержаться там.

1.3 Сравнительный анализ моделей жизненного цикла

Разнообразие множества различных моделей объясняется тем, что очень сложно осуществить полноценное исследование, объектом которых были бы организации, прошедшие полный жизненный цикл, так как отдельные его стадии могут растянуться на годы.

Несмотря на различия в подходах к обоснованию моделей развития организации, все авторы сходятся в том, что каждый этап жизненного цикла уникален, и переход от одного этапа к другому не является случайным совпадением, и сопровождается со сложностями и неизбежными проблемами или кризисами. И лишь преодолев эти кризисы, организация переходит на следующий этап. При этом каждый этап может быть последним, если руководство организации не предпримет правильных действий. Также ни в одной модели не обозначается интервал времени, в течение которого организации остаются на определенной стадии развития.

Все рассмотренные модели основаны на различных контекстуальных переменных организации (на структуре, индивидуальных менталитетов и т.д.), и при этом все предлагают развитие через похожие этапы жизненного цикла.

Более детально для сравнения рассмотрим модели, предложенные И. Адизесом и Л. Грейнером, так как они более применимы к российской действительности. К государственным и унитарным предприятиям, которых много в нашей стране, модель И. Адизеса невозможно применить, но к молодым организациям, которые начали появляться с переходом России к рыночным отношениям, применить можно, так же, как и модель Л. Грейнера.

В целом модели схожи между собой, различия между ними для удобства рассмотрим в таблице (табл.1).

Модель И. Адизеса

Модель Л. Грейнера

Модель И. Адизеса является завершенной, и организация проходит через десять этапов развития от «зарождения» до «смерти». Организация может вернуться с нисходящей кривой жизненного цикла на стадию «расцвет».

Модель Л. Грейнера является незавершенной, так как сам автор не смог дать название кризису, которым заканчивается пятый этап жизненного цикла организации. Вернуться к пройденному этапу организация не может.

В модели И. Адизеса оптимальным этапом развития является – расцвет.

У Л. Грейнера оптимального этапа нет, но он отмечает, что организация не может более 15 лет находится на одном этапе.

И. Адизес указывает, что на любом этапе развития у организации есть проблемы, связанные с ростом самой организации - болезни роста, которые возможно решить самостоятельно, и патологические болезни, с которыми самостоятельно организация не сможет справиться

Л. Грейнер акцентирует на том, что переходы от одной стадии к другой всегда сопряжены с преодолением того или иного кризиса, вызванного ростом организации. Каждый эволюционный период характеризуется доминирующим стилем управления, в то время как каждый революционный период характеризуется доминирующей проблемой управления.[6]

Модель И. Адизеса рассматривает не только управленческие действия, но и развитие самой организации.

В целом, модель Л. Грейнера может применяться исключительно для больших организаций и практически рассматривает систему ее управления.


Табл. 1 Различия моделей развития организации И. Адизеса и Л. Грейнера

Модель И. Адизеса представляется более подробной и описывает более широкий спектр характеристики организации, нежели модель Л. Грейнера. И данная модель в большей степени соответствует модели организации как открытой системы.

Пользуясь моделью И. Адизеса легче и проще судить о том, на каком этапе жизненного цикла находится организация и, к какой категории болезни относится проблема, существующая на данном этапе в организации и в зависимости от этого, предпринимать соответствующие действия для устранения выявленных проблем.

Особенностью модели, разработанной И. Адизесом, является то, что в ней уделяется внимание не только росту, но и регрессии, организационному упадку и смерти организации.[7]

Ввиду того, что автор подробно рассматривает полный цикл жизни организации с рождения и до смерти, выделяя при этом отдельные подстадии развития, предложенная им модель будет рассмотрена в данной работе более конкретно.

Глава 2. Основные этапы жизненного цикла организации

Этапы жизненного цикла организации по модели И. Адизеса можно разделить на две группы: рост и старение. Рост начинается с зарождения и заканчивается расцветом, после чего наступает старение, которое начинается со стабилизации и заканчивающееся смертью (рис. 2.1).

В модели жизненного цикла И. Адизеса рассматривается 10 этапов:

  • зарождение,
  • младенчество,
  • быстрый рост,
  • юность,
  • расцвет,
  • стабильность,
  • аристократизм,
  • ранняя бюрократия,
  • полная бюрократия
  • и смерть.

Рисунок 2.1 Модель жизненного цикла организации по И. Адизесу

Также автором рассмотрены возможные этапы прекращения существования организации на стадии ее роста – это смерть в младенчестве, ловушка основателей или семьи, в юности возможно – неосуществленное предпринимательство или преждевременное старение. Если организация попадет в одну из ловушек, то она может прекратить свое существование даже до достижения расцвета. Кроме этого организация имеет возможность, даже находясь на стадии спада, восстановиться и продолжить свое развитие. Основной целью руководства, по мнению И. Адизеса, должно быть пребывание организации в стадии расцвета.


2.1 Зарождение

Это этап зарождения организацции, когда она еще физически не сформированна, но есть идеи и планы по ее осуществлению, то есть акцент делается на идеях и тех возможностях, которые сулит будущее. В этой стадии происходит дисскусии, подаются и принимаются идеи по поводу будущей деятельности организации, происходит распределение будущих обязанностей между основателями, на обсуждение выносится рассмотрение и принятие на себя определенных рисков, которые могут выявится при создании организации.

Этап Зарождения характеризуется большим количеством разговоров и отсутствием реальных действий. Но происходящее на данном этапе имеет большое значение для будущего успеха организации, так как именно в данный момент формируется приверженность, не только у основателей, но и у людей, кто так или иначе связан с зарождающейся организацией.

Зарождение организации должно выработать приверженность, соизмеримую с риском, который ассоциируется с созданием организации, в противном случае она умрет.

Если при появлении первых же трудностей приверженность улетучивается, то это означает, что у организации появилась патологическая проблема, которая на первый взгляд кажется незначительной и не вызывает никаких опасений. Но на самом деле это может иметь опасные последствия, так как на практике все может оказаться не так как мечталось. И нужно быть готовым к риску.

Ведь организация зарождается не тогда, когда подписываются регистрационные документы, а когда появляется материальное проявление и преданности идее.

И главное, что необходимо для новой организации - это иметь преданного лидера, готового посвятить себя созданию нового дела и способного воплотить в жизнь идеи будущей организации, соединив вместе и идею и рынок и инвестиции.

Главным фактором для создании организации является создание нового качества либо в производстве нового продукта, либо в оказании услуг.

На данном этапе основатели должны иметь четкое представление о том, чем они будут заниматься, как и когда это будет сделано.

2.2 Младенчество

На этапе младенчества рассматриваются результаты: есть ли удовлетворения потребностям, ради которых создавалась организация. То есть фокус смещается с идей и возможностей на получение реальных результатов. Организация на данном этапе испытывает потребность в продажах. Это этап реальных действий, так как без притока денежных средств молодая организация обречена и ей для выживания необходима усиленная продажа своего продукта. Организация ориентирована на продукт. Она занимается усовершенствованием продукта, его технологией, проблемами производства и сбыта.