Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Разработка бюджетов».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управление современной организацией – сложная многоаспектная деятельность, которая основана на практике и теории в области менеджмента, информационных технологий (ИТ), психологии, финансов и других научных направлений.

Эффективность организации в основном зависит от того, насколько правильно указаны цели развития, а также какие были выбраны методы их достижения.

Для значительного преуспевания в этом деле, нужно понимать, из чего именно состоит организация или предприятие, какова ее структура, какие бизнес-процессы реализуются, а также какие с них позволяют достигать поставленных целей.

В противном случае надо управлять вслепую, используя принцип «вдруг получится».

Обоснование выбора темы исследования состоит в том, что современная теория управления бизнес-процессами имеет большое количество различных подходов, методов и методологий, позволяющих организовать деятельность организации наиболее эффективным образом.

Процесс моделирования бизнес-процессов (БП) – это одна из важных ступеней для данных работ.

Он позволяет намного нагляднее представить процессы, их составные компоненты, существенным образом облегчающие последующие действия, что повязаны с их анализом, выполнением оптимизации и контролем выполнения.

Стоит отметить, что сегодня существуют технологии, которые позволяют преобразовать любую модель бизнес-процесса непосредственно в реальный процесс, который выполняется при помощи информационной системы (ИС).

Способы оптимизации деятельности любой управляющей системы довольно разнообразные.

Выбор того или иного метода или совокупности механизмов зависит от конкретного типа организации, ее масштаба, специфики системы управления, отраслевой принадлежности, уровня автоматизации процессов и других параметров.

Для описания бизнес-процессов часто используют несколько нотаций и соот­ветствующее им программное обеспечение (ПО), которые позволяют моделировать практически все бизнес-про­цессы практически любой сложности.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что автоматизация разработки бюджетов для организаций и предприятий является краеугольным камнем успешности всей фирмы в общем.

Предметом исследования – теория реализации операций бизнес-процессов (БП).

Объект исследования – процесс разработки БД для разработки бюджетов.

Цель курсовой работы – рассмотрение регламента выполнения процесса «Разработка бюджетов».


Задачи работы:

– описать предметную область и привести постановку задачи разработки регламента процесса;

– выполнить выбор средств для моделирования бизнес-процессов (БП);

– реализовать моделирование процесса «как есть»;

– предоставить предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов;

– выполнить моделирование бизнес-процесса в виде «как должно быть».

Курсовая работа состоит с введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

1. Постановка задачи и моделирование БП «как есть»

1.1 Описание предметной области. Постановка задачи.

Бюджетирование – это процесс планирования деятельности предприятия, результаты для которого оформляются определенной системой бюджетов.

Обычно разработка бюджетов осуществляется в рамках так называемого оперативного планирования. Исходя со стратегических целей фирмы, ее бюджеты решают задачи для распределения экономических ресурсов, которые находятся в распоряжении компании. Разработка бюджетов придает значительную количественную определенность для выбранных перспектив существования фирмы.

К числу самых основных задач для бюджетирования относится следующее:

– обоснование затрат предприятия;

– обеспечение текущего планирования;

– выполнение процесса обеспечения координации, коммуникации b кооперации подразделений предприятий;

– создание базы для выполнения оценки и контроля имеющихся планов предприятия;

– непосредственное исполнение требований контрактов и законов.

Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).

Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Опыт автора доказывает, что, как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:


– изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;

– поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;

– разработка плана бюджетирования (все дальнейшие действия будут определены планом внедрения);

– пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;

– создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия;

– создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;

– разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия;

– обучение персонала.

Трудоемкий процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Помимо временных затрат он требует наличия высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и компьютерной техники. Как правило, украинские предприятия не в силах самостоятельно провести эти работы, привлечение консалтинговой фирмы обходится дешевле и значительно надежней.

Теперь перейдем к процессу бюджетирования как таковому.

Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или головным. Американские финансовые менеджеры говорят Master Budget.

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

– Подготовка операционного бюджета;

– Подготовка финансового бюджета.

К числу финансовых бюджетов относятся

– инвестиционный бюджет;

– бюджет денежных средств;

– прогнозный баланс.

Последовательность формирования основного бюджета удобно представить в виде блок-схемы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Блок-схема формирования основного бюджета

Прежде, чем приступать к изучению методики подготовки основного бюджета, рассмотрим некоторые аспекты философии бюджетирования:

Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные маркетинговые и производственные цели.

Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.


Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики состояния предприятия.

При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности.

Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.

Несколько слов в отношении временного характера бюджета. Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности.

Необходимо сознавать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. Зачастую это не устраивает финансового менеджера, и он стремится производить дальнейшее более детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или на декады.

Такой случай можно считать идеальным. Главная проблема его практической реализации – это оперативное обеспечение процесса бюджетирования исходными данными.

Практическая истина здесь очень проста: запрограммировать процесс планирования – это только часть задачи.

Гораздо сложнее обеспечить информационную поддержку этому процессу в реальном масштабе времени.

1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов

В настоящее время в РФ для анализа, а также выполнения моделирования БП широко могут применяться средства моделирования:[13]

– Rational Rose;

– АllFusion Modeler;

– Oracle Designer;

– Process Modeler;

– ARIS.

Кроме этого, в заграничном опыте используются помимо уже упомянутых, средства Ithink Analys, System Architect.

АllFusion Data Modeler, а также продукт AllFusion Process Modeler (еще несколько лет тому назад они имели наименование ERWin, BPWin) компании Соmputer Associates давно входят в пятерку качественных производителей ПО, предлагая инструменты для резервного копирования, выполнения моделирования, управления разного рода инфраструктурой предприятия, уровнями информационной безопасности.

Заметим, что пакет BPWin базирован на методологии моделирования IDEF, а также он предназначается для реализации процесса функционального моделирования.

Методология IDEF, что входит в совокупность официальных стандартов США, представляется совокупностью инструментария, правил или процедур, что в свою очередь предназначены для реализации функциональной системы объекта исследуемой предметной области.


Заметим, что функциональная модель IDEF выполняет отображение функциональной структуры объекта, то есть все производимые им действия и манипуляции.

Основными характеристиками такого типа моделирования являются:

– Владелец процесса является должностным лицом или коллегиальным органом управления, что имеет в своем распоряжении разного рода ресурсы, которые необходимы при выполнении процессов, и несущий полностью всю ответственность за результаты реализации некоторого процесса.[11]

– Процессы – это потоки работ, которые располагают границами, другими словами, началом и концом процесса моделирования. Для практически всех отдельно взятых процессов такие границы могут быть установлены начальными, первичными данными, а также входами исследуемого БП.

Указанные входы могут открываться только первичными поставщиками определенного БП. Процессы заканчиваются выполнением выхода, который выдается с помощью результатов преобразования начальных данных клиентам процесса.

– Входы БП – это продукт, что при выполнении процесса может преобразоваться непосредственно в выход.

Каждый вход должен указываться на своего поставщика. К самым типичным входам для БП можно отнести:

– сырье для создания продукции;

– документация;

– материалы и оборудование;

– персонал и отделы;

– полуфабрикаты и потребности;

– информация и отчетность;

– услуги и другие компоненты.

– Выходом является продукт, а именно, информационный или материальный (или множество) объектов или услуг, которые являются результатом выполнения четко определенного процесса и потребляемый клиентами из вне.

Выход процесса всегда может иметь своих потребителей. В случае, когда потребителями являются иные процессы, для него указанный ранее выход будет считаться входом.

При этом, стоит отметить, что выход (или продукт) процесса может применяться в качестве некоторого определенного ресурса при выполнении других процессов.

Заметим, что к выходам для БП можно отнести:

– готовую продукция;

– результатную документацию;

– обработанную информацию;

– персонал и подразделения;

– услуги и прочее.

Заметим, что к основным ресурсам БП можно отнести (рисунок 2):

Рисунок 2 – Ресурсы БП

Ресурсом бизнес-процесса является информационный или материальный субъект, что постоянно используется при выполнении исследуемого БП, но он не считается входом.

Владелец БП при непосредственном его планировании, а также управлении производит полное распределение или переопределение ресурсов для достижения результата БП. [7]