Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Сущность товарного ассортимента
1.2. Основные факторы товарного ассортимента
Глава 2. Анализ формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Одежда для детей»
2.2. Анализ маркетинговой деятельности организации
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей»
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей»
3.1. Расширение ассортимента товаров в организации
3.2. Совершенствование сбалансированности товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей»
3.3. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий
Введение
В настоящее время наиболее значимой задачей для торговых предприятий выступает формирование ассортимента. Выбор наиболее привлекающих потребителя товарных позиций способствует стабильному функционированию предприятия в динамично развивающихся рыночных условиях.
Сущность формирования ассортимента состоит в том, чтобы торговое предприятие могло своевременно предлагать определенный комплекс товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, способствовали наиболее полному удовлетворению требованиям определенных категорий покупателей.
Работа по формированию товарного ассортимента осуществляется на основе учета особенностей психологии восприятия, финансовой привлекательности и рыночных перспектив ассортиментных позиций.
Оптимально подобранный ассортиментный портфель предприятия оказывает прямое воздействие на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей чистой прибыли в выручке предприятия. При несбалансированной структуре ассортимента уровень прибыли снижается, происходит потеря конкурентных позиций на перспективных товарных и потребительских рынках и, в результате чего наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.
Актуальность темы заключается в том, что для развития и преуспевания любому торговому предприятию необходимо проведение анализа предлагаемого потребителям ассортимента продукции, на основе которого предприятием будет приниматься решение либо о продолжении продажи товара, либо о снятии его с реализации и исключении из номенклатуры.
Целью курсовой работы является изучение формирования ассортимента товаров на примере торгового предприятия ООО «Одежда для детей».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли;
2. Провести анализ формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей»;
3. Разработать мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей».
Предметом исследования является формирование ассортимента товаров.
Объектом исследования является ООО «Одежда для детей».
Для написания курсовой работы использовала литература следующих авторов: Артемьева О.А., Бернякович Е.А., Галицкая Ю.Н., Козюбро Т.И., Рыбянцева М.С., Гужина Г.Н., Кожаев Ю.П., Колесникова Т.Г., Сергеева А.М., Мартвых Д.А. и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
В первой главе раскрыта сущность товарного ассортимента; изучены основные факторы товарного ассортимента; рассмотрена методы формирования товарного ассортимента.
Во второй главе приведена организационно-экономическая характеристика ООО «Одежда для детей»; проведен анализ маркетинговой деятельности организации; рассмотрены особенности формирования товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей».
Третья глава посвящена разработке мероприятий по совершенствованию формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей».
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Сущность товарного ассортимента
Множество товаров, которые представлены на рынке, а также классифицированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом.
Ассортимент может отражать различия, которые существуют между услугами и товарами. Ассортимент является логическим распределением любого множества, образованного по различным признакам, на категории различного уровня или на отдельные звенья. Кроме ассортимента товаров, также бывает ассортимент услуг, ассортимент идей и т.д. [17, с. 517]
Слово «ассортимент» является словом французского происхождения.
Каждый автор трактует его по-своему. Например, значение слова ассортимент согласно Сурай Н.М. «Ассортимент является набором различных сортов и видов товара в каком-либо торговом учреждении либо набором изделий на производственной организации». Значение слова ассортимент по Ожегову: ассортимент является наличием, подбором каких-либо товаров, предметов либо их сортов. Попов Е.В. определяет значение слова ассортимент как, перечень продаваемых товаров в магазине, составляемых по сортам, типам, видам, размерам и торговым маркам [18, с. 504].
Значение слова ассортимент по Артемьевой О.А. «Ассортимент является набором товаров, которые объединены по какому-то одному или нескольким признакам. Значение слова ассортимент по Виноградовой: ассортимент является отражением межотраслевых и отраслевых пропорций, которые находятся в составе товарного предложения» [5, с. 793].
Предприятия должны создавать такой ассортиментный перечень товаров, который мог бы обеспечить бесперебойность выручки от продаж. Реализация этого принципа опирается на ассортиментную концепцию.
Ассортиментная концепция представляет собой направленное построение рациональной ассортиментной структуры товарного предложения, при котором за основу принимаются потребительские требования конкретных субъектов рынка, обеспечение наиболее эффективного использования финансовых, материальных, технологических, трудовых ресурсов. Основная цель ассортиментной концепции – выработка решения для приведения ассортиментной концепции в соответствие с объемом, структурой рыночного спроса и товарного предложения по конкретным видам товара, номенклатуре, группам [7, с. 932].
Формирование ассортимента – это подбор различных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соответствии со спросом субъектов рынка, направленный на более полное его удовлетворение [21, с. 575]. Его цель создание устойчивого ассортимента, причем он должен быть минимально достаточным. Ассортиментный минимум вносит организованность в работу предприятий, является гарантом обеспечения потребителей соответствующей продукцией. Устойчивость ассортиментного минимума позволяет избежать отсутствия в продаже конкретного товара, т.к. это может означать отказ в удовлетворении потребительского спроса.
В таблице 1 приведены определения различных авторов термина «формирование товарного ассортимента» [24, с. 28].
Таблица 1
Систематизация точек зрения различных авторов на категорию «формирование товарного ассортимента»
Автор |
Определение |
Достоинства |
Недостатки |
Ф.Г. Панкратов |
Процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом покупателей |
Прослеживается ориентация на актуальность исследования предпочтений потребителей в процессе формирования ассортимента |
Отсутствует акцент на непрерывность процесса формирования ассортимента |
Продолжение таблицы 1 |
|||
Автор |
Определение |
Достоинства |
Недостатки |
М.С. Клочкова |
Процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам |
Формирование ассортимента рассматривается как процесс, самостоятельно исполняющийся каждым торговым предприятием |
Не учитывается влияние на формирование ассортимента факюров внешней среды и временной диапазон |
А.С. Якорева |
Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях — сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов |
Определение рассматривается с учетом действия различных факторов, влияющих на формирование ассортимента |
Отсутствует акцент на непрерывность процесса формирования товарного ассортимента |
Ф.П. Половцева |
Установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли |
Определение рассматривает формирование ассортимента с позиции необходимости установления конкретного ассортиментного перечня |
Не учитывается воздействие факюров внутренней и внешней среды |
И.В. Захаров |
Непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изьятием из товарной программы |
Определение рассматривается, как непрерывный процесс, учитывается временной фактор |
Не делается акцент на особенностях формирования ассортимента в процессе реализации товарной программы |
Анализ предложенных дефиниций исследуемой категории позволяет сформулировать определение термина «формирование товарного ассортимента» [7, с. 933].
Формирование ассортимента товаров – процесс подбора, установления и корректировки номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия [17, с. 518].
Процесс формирования ассортимента товаров на предприятии представлен на рисунке 1 [21, с. 576].
1 этап - Определение перечня основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах
2 этап - Осуществление распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов
3 этап - Определение количества видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов
4 этап - Разработка конкретного ассортиментного перечня товаров для данного предприятия, предлагаемых для реализации обслуживаемого контингента покупателей
5 этап - Оценка состояния товарного ассортимента и разработка рекомендаций по совершенствованию его формирования
Процесс формирования ассортимента
Рис. 1. Процесс формирования ассортимента товаров на предприятии розничной торговли
Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых на предприятии, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей [5, с. 795].
В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования [8, с. 23].
Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади предприятия. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру выручки от продаж предприятия, размещение вблизи других специализированных типов предприятий торговли отдельными группами товаров и некоторые другие факторы [18, с. 506].
Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке [3, с. 6].
Следующим этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости [7, с. 934].
Заключительным этапом формирования ассортимента является оценка состояния товарного ассортимента и разработка рекомендаций по совершенствованию его формирования. Основой для разработки рекомендаций является анализ формирования товарного ассортимента и недостатки, выявленные на основе этого анализа [17, с. 519].
Формирование торгового ассортимента - серьезная и ответственная коммерческая работа. Она требует знания состава населения, обслуживаемого торговым предприятием, потребностей, его покупательной способности, знания моды, учета климатических, сезонных и национальных особенностей.
Формирование ассортимента может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики реализуемой продукции, целей и задач, стоящих перед торговым предприятием.
1.2. Основные факторы товарного ассортимента
Формирование товарного ассортимента — это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
Большинство магазинов преобразуют свой узкий товарный ассортимент в более широкий. Расширение происходит за счет включения в ассортимент товаров различных производственных предприятий.
С точки зрения маркетинга, в рыночной экономике выпуск изделий должен ориентироваться на удовлетворение потребностей населения. При этом должны учитываться национальные, местные и климатические условия. Именно поэтому основной акцент в магазинах должен делаться на формировании товарного ассортимента, при котором должна установиться такая номенклатура товаров, которая бы удовлетворяла потоварную структуру спроса населения.
К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся:
- спрос;
- производство (включая поступление по импорту);
- ассортиментный профиль магазина;
- зона деятельности магазина;
- состояние его материально-технической базы [3, с. 9].
Эти факторы можно объединить в две группы: общие и специфические.
К общим факторам отнесем покупательский спрос и производство товаров, т.к. они не зависят от конкретных условий работы предприятия. Общие факторы оказывают большое влияние на формирование товарного ассортимента в магазинах [18, с. 507].
К специфическим факторам относятся ассортиментный профиль магазина, зона его деятельности (наличие других розничных предприятий в зоне магазина) и состояние его материально-технической базы (техническая оснащенность, транспортные условия и т.п.). Эти факторы отражают конкретные условия работы торгового предприятия и, также как и общие, влияют на построение ассортиментов товара в магазинах [6, с. 738].