Файл: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Семье имеет особо важное значение в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Именно семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи подорвать или укрепить психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни стремеления личности, препятствуя при этом другим, пресекает или удовлетворяет личные потребности. Семья также структурирует возможности достижения безопасности, самореализации и удовольствия. Она определяет границы идентификации, способствует личностному проявлению, выражению своего образа «Я». Родители – это самые первые воспитатели, именно они имеют самое сильное воздействие на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо писал о том, что каждый следующий воспитатель оказывает на ребенка меньше воздействия, чем предыдущий. После родителей идут следующие: воспитатели детского учреждения, учителям. Им по природе отдано основное преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его организационные и содержательные условия служат вечной и крайне ответственной задачей человечества.

В нормальных семьях дети и родители связаны естественными повседнев-ными контактами. В результате тесного общения между ними возникает душевное единение, согласованность основных действий и жизненных устремлений. Природную основу данных отношений составляют родственные связи, чувства отцовства и материнства, проявляющиеся в родительской любви и заботливой привязанности родителей и детей.

Однако, можно говорить о том, что ускоренный темп современной жизни, с постоянно возрастающей ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, негативными направленностями в социально-психологической динами-ке развития семьи, недостаток нравственно-этических основ в отношениях взрослых, слабый уровень социально-психологической культуры общения приводит к большому нарушению семейных отношений. Это всё оказывает отрицательное влияние на воспитание детей и их личностное формирование.

Особенности семейного воспитания исследовались многими авторами, среди них особое внимания заслуживают А.И. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, А. Фромм, 3. Матейчек, М. Буянов, Г. Хоментаускас, Р. Снайдер и др.

Такэе значимый вклад в исследование семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важные вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» Макаренко демонстрирует, что семья выступает первич-ным коллективом, где все являются полноправными членами со своими обязанностями и функциями, в том числе и ребенок.


Цель работы - определить особенности взаимодействия школы и семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Объект исследования - процесс личностно-ориентированного взаимо-действия семьи и школы.

Предмет исследования - формы сотрудничества школы и семьи.

Гипотеза исследования - родительская неделя - эффективная форма сотрудничества семьи и школы.

В данной работе будут решены следующие задачи:

1. Изучить историю организации семейного воспитания в России.

2. Опрделить особенности развития современной семьи.

3. Охарактеризовать педагогические основы взаимодействия школы и семьи.

4. Предложить формы взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматривается теоретические основы семейного воспитания, подробно описывается история воспитания в семье. Во второй главе происходит подробное описание организации взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания младших школьников.

Глава 1. Теория и практика организации семейного воспитания

1.1 История организации семейного воспитания в России

Наука о семейном воспитании – это относительно новая сфера теоретиче-ских знаний о воспитании детей в семье. В России только со второй половины IX века отделилась из общей педагогики самостоятельная отрасль ведения о воспитании дошкольников. Конечно, и до этого в стране было много педагогических сочинений о первом воспитании детей. Но собственно россиских работ среди них было не так много, преобладали иноземные, в в оригинале или переводе на русский.

Расцвет русской теории о семейном воспитании относится к рубежу 19-20 века. Именно в этот период проводились поиски новых методов воспитания детей в семье.

Теория и опыт воспитания в семье приобретали новые активные методы влияния на школу: родительские собрания, родительские комитеты и подобные им объединения общества родителей. Школа и семья пришли к признанию необходимости сотрудничества в воспитание и преодоления разногласий антагонизма.


После 1917 г. и до 90-х гг. мы пережили великие в истории человечества общественно-государственный эксперимент по освобождению российских народов от гнета частного капитала, от эксплуатации человека человеком, говорит Лебедев. Коллективные отношения определяли строй се-мьи и семейного воспитания [14, с.3].

Первый образовательный институт человека есть семья, а школа, даже элементарная, является продолжением образования и воспитания. А как проходит воспитание в семье - хорошо или плохо? Семья, да и школа в том числе, знают ли природу ребенку, его возрастные особенности, и поступают ли соответственно с ними? Эти во-просы встали при серьезном отношении к воспитанию детей [3, с.11].

Семья развивалась не в самых лучших историче-ских условиях. Еще в древнее время семья не составляла независимой, отдельной единицы, хотя отец семьи и являлся полным властителем своей жены и детей. Семья в древние времена была частью целого рода, состоящего из многих семей, которые в свою очередь были тесно связаны между собой происхождением от одного прадеда. Единицей являлся данный род. У каждой семьи кроме своих семейных интересов также был еще интерес общей жизни, родовой жизни, было чувство родовой чести: долг каждого – охрана семьи, так как каждый имел значение не сам по себе, как личность, а по роду. Весь семейный род вступался за бесчестье своего члена; также и весть род восставал на него, если бы он начал противиться тому, что, по общественному мнению, рода было священным, нравственным; а нравственность формировалась из принятых устоявшихся отношений между всеми членами. Кто не желал подчиниться общим требованиям, тот должен был покинуть свой род.

Со временем родовые связи значительно ослабли, и семья начала получать большую самостоятельность. В XVI веке московская семья была уже отдельной, самостоятельной единицей; выразилась она идеально в известном Домострое. В ней глава семейства является грозным властелином, который уже признается государем дома. И в действительности, он в своей семье являлся таким же государем, каким великий князь московский - в русской земле. Советы Домостроя стремятся к том, чтобы семью полностью обособить от внешнего мира, чтобы никто не знал, что происходит в семье. Абсолютная монастырская замкнутость и полнейший произвол владыки дома, вот какие были основы семейной жизни. Вся жизнь ограничивается одними эгоистичными, узкими семейными интересами. Что же касается вопросов воспитания детей, то рекомендуются только плеть да жезл. Со стороны детей и жены в Домострое необходимо одно строгое повиновение во всем; а для ограничения произвола отца рекомендуется только осторожность в побоях, чтобы не произошло увечья. Глава дома мог принудить жену уйти в монастыре, в результате чего он становился сво-бодным [21, с.26].


Уложение царя Алексея Михайловича подтверждает красноречиво все те описания русской семейной жизни, какие дошли до наших дней в сказаниях странствующих путешественников, которые бывали в то время в Москве, и в наших литератур-ных памятниках. Уложение с заботой берет семью служилых людей под регулирвоанеи законом: оно ограждает сирот и вдов от нищеты, точно устанавливает их имущественные права и назначает им «прожиточные поместья. Уложение стремится страхом бесчеловечных казней поддержать те нравственные семейные отношения, которые, по описанию современников, уже утрачивали свои ос-новы. За грубые высказывания детей в общение с родителями и за драку с ними закон велит бить таких не христианских нарушений. Но вместе с тем закон не допускает никаких жалоб детей на их родителей, хотя бы те жалобы на самом деле были справедливы: «им на отца и на матерь ни в чем суда не давать, да их же за такое челобитье бить кнутом и отдать отцу и матери» [14, с. 28].

Таким образом, с законодательной стороны детям, сколько бы лет им не было, защиты от родительского произвола не предоставлялось.

Вместе с тем русская семья потерпела от вторжения в нее власти государства: отцы были должны отказаться от возможности распоряжаться судьбою своих сыновей. Такое право приносилось в жертву интересам вновь созданного государства. Новосозданному государству нужны были люди, которые бы прошли опредеелнную школу, хотя бы знали только цифирь и грамоту. И вот из семей по указам стали выбирать детей в раннем возрасте для школьной науки, отдавать под чужой надзор и после чего уже переходить на царскую службу. Многие юноши в возратсе от 10 лет, взятые из семьи, воспитывались не на глазах у родителей, а под контролем грубых приставников и жестоких мастеров, вооруженных розгой и прочими средствами наказания: школа того времени нравственно портила детей, ожесточая их сердца.

Таким образом, русская преобразованная семья стремилась к светскости, при этом понятие об образование детей было сильно искажено.

Табель о рангах 1721 года оказала значительное влияние на нравственное направление новой чиновничьей и дворянской семьи. Ранние заботы о родовой чести, понятие о которой значительно исказились, сменились заботами о получении чинов. Вся семья была заинтересованной чином главы семейства, особенно женщины: жена и дочери могли пользоваться правом на известные титулы - благородие, высокоблагородие и прочие, занимать в различных торжествах определенные места, также с различными степенями почета [14, с.28-31].


Императрица Екатерина II в начале своего правления согласилась с Бецким овысить воздействие государства на семью, которая оказывалась несостоятельной в деле воспитания детей. И.И. Бецкий создал план брать у родителей детей в возрасте 5 лет и воспитывать их до совершеннолетнего возраста в полном отчуждении от семьи. По такому плану был изменен шляхетный корпус, сного была открыта Академия художеств, воспитательное общество благородных девиц, коммерческое училище. Была задумана грандиозная идея - воспитывать абсолютно новую породу людей, не заполненную суеверием, пороками и предрассудками своих семей, с расчетом, что они, сами, став в будущем материями и отцами, сстанут воспитывать своих детей по тому образцу, по которому были сами воспитаны. Грамотная французская речь в разговоре и хорошие манеры стали заботами каждой матери. И конечно здесь не было никаких нравственных идеалов, связанных с высшими жизненными интересами. Князь Щербато так говорит о первых выпусках девиц из Смольного монастыря: «Ни ученых, ни благородных девиц не полусилось, сколько природа их снабдила; воспитание более состояло - играть комедии, нежели сердце, нравы и разум исправлять». А о воспитанниках шляхетского корпуса он делает также замечание: «Вышли с малым знанием и с совершенным отвращением всякого повиновения; зачатые войны еще свое свидетельствуют» [14, с.34-35].

В 1802 г. сенат пришел в особое недоумение, говоря об одном делегде согласно закону назначалось строгое наказание за неповиновение матери; но дочь была замужняя и по тому Уложению должна была во всем подчиняться воле мужа, а не непослушание также влекло за собой строгое наказание. В таком случае воля матери, и воля мужа оказались в полном противоречии: бедной женщине не было никакого спасения от наказания и суда. Дворянская и чиновничья семья отошла далеко от них, стремясь усвоить себе понятия, которые вырабатываются западным образованием.

А позднее наступила другая эпоха в историческом развитии русской семьи. Государство полностью признало ее неспособной воспитывать детей по тем принципам, которые хотело положить в основу русской жизни. Еще в период царствования Александра Павловича существенно было увеличено количество казенных воспитательных учреждений, в основном военных, и женских институтов, куда были привлечены дети из дворянских семей. В дальнейшее царствование на них обращалось особенное внимание: при каждой гимназии в столицах и в губернских городах строились пансионы, где бесплатно или за небольшую оплату дети получали воспитание и специальное образование для какой-либо определенной государственной службы. Выгода для семьи имела особую привлекательность. Воспитание детей с 10 лет практически ничего не стоило, да, и к тому же, оно обеспечивало и будущую карьеру. И вот ото всюда на руси стали свозить детей в центры на казенное воспитание. Нет никаких сомнени, пишет Лебедев, что удаление от семьи в столь раннем возрасте не могло способствовать между детьми и родителями сближению, не могло развить в них искренности и скрепить их прочными нравственными связями [14, с.36-39].