Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Организация - структура с многоуровневыми отношениями «руководство – подчинение», обеспечивающими получение информации о состоянии дел, как внешнего окружения, так и с нижних уровней организации, выработку управленческого решения и соответствующую отработку его исполнения. Такая структура эффективно функционирует только при существовании хорошо отлаженных каналах коммуникаций в организации в целом, и налаженных связях между всеми структурными подразделениями и уровнями выработки решений и исполнения. Так, если на верхнем уровне руководства появляется необходимость воздействовать на поведение подчиненных, например по административной линии, то приказ, распоряжение, указание не только должны дойти до низшего уровня в иерархии структурного устройства организации, но и распространиться по всем структурным единицам и отдельным подразделениям данного уровня. Взаимодействие между элементами организационно - управленческой структуры осуществляется посредством коммуникационных каналов. И такая система коммуникаций может быть рассмотрена как с точки зрения глобальной, когда интерес представляет организация в целом, или локальной, если интерес представляет лишь какая-то ее часть, например подразделение, обеспечивающее конкретное направление деятельности (складское хозяйство) или функцию в организации (юридический отдел).

Роль управленческих коммуникаций, как в малых организациях, так и в мощных компаниях обусловлена тем, что от эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

В современных условиях задачи на управления предприятии решаются в рамках властных полномочий руководителей и соответствующих каналов коммуникаций, то по этому локализация влияния должна происходить в отношение формальных коммуникационных каналов «управляющий – исполнитель» как единицы коммуникативного акта, от качества которого зависит и эффективность исполнения управленческого решения в организации.

Объектом исследования являются строительно-монтажная компания ООО «Эксперт».

Предметную область исследования образуют совокупность теоретических, методических и практических вопросов, связанных с разработкой системы внутрикорпоративных коммуникаций с целью повышения эффективности управления персоналом.


Цель исследования – разработка системы внутрикорпоративных коммуникаций с целью повышения эффективности управления персоналом ООО Эксперт.

В соответствии с поставленной целью исследования, в работе решались следующие основные задачи:

  1. Провести обзор представления о существующих коммуникационных каналах в организации.
  2. Обобщить функции коммуникации.
  3. Выработать способы использования коммуникационных каналов для повышения эффективности управления организацией.
  4. Проанализировать показатели деятельности ООО Эксперт.
  5. Проанализировать систему внутрикорпоративных коммуникаций.
  6. Предложить мероприятия для совершенствования системы внутрикорпоративных коммуникаций с целью повышения эффективности управления персоналом ООО Эксперт.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ

1.1 Сущность понятий: деловые внутрикорпоративные коммуникации, группа, коллектив

Достижение современным предприятием поставленных целей возможно только при условии эффективного использования находящихся в его распоряжении ресурсов, в том числе и человеческих ресурсов. Методологические основы теории человеческих ресурсов были заложены еще на рубеже ХIХ – ХХ веков. Термин «человеческие ресурсы» в настоящем исследовании использован как более точный и корректный, нежели термины «трудовые резервы», «кадровый потенциал» и т.п.[1]

Человеческие ресурсы современного предприятия нефтегазового бизнеса включает в себя общую, т.е. количественную и качественную характеристики кадров как важного ресурса, связанного с выполнением возложенных на кадры организации функций и достижением целей перспективного развития.

Как и любой другой ресурс, человеческие ресурсы организации нуждаются в управлении. Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления организацией.

В любой организации есть своя система управления персоналом. На ее основе происходит построение схемы взаимодействия руководителя и работников как с внутренней, так и с внешней средой организации.


Управление персоналом представляет собой целенаправленную деятельность по определению потребности в сотрудниках, их привлечению, развитию, удержанию и т.д. Более того, управленческая деятельность направлена также на разработку и поддержание политики материального и социального стимулирования работников, определение кадрового потенциала организации. Очевидным минусом данного подхода является отсутствие акцентов на социальной эффективности, которая достигается, либо не достигается в результате управленческой деятельности.

Одной из основных задач деловых внутрикорпоративных коммуникаций валяется преобразование группы в коллектив.

В рамках данного исследования основными понятиями выступают: «деловые внутрикорпоративные коммуникации»; «группа»; «коллектив».

Термин «коммуникация» (от латинского сommunicarte – общее, объединяющее, совместное) родился в теории информации, и под ним понимают обмен или передачу информации (сообщения) кому-либо. Психологи вкладывают в этот термин более широкое содержание: не просто передачу информации, а еще и особенности поведения людей при передаче информации[2].

Именно поэтому в условиях процессе управления персоналом, коммуникативно-информационная сторона делового взаимодействия представляет собой процесс, в ходе которого работник, группа или организация передает какой-либо вид информации другому работнику, группе или организации. Следовательно, в условиях взаимодействия информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Схема деловых внутрикорпоративных коммуникаций включает шесть элементов: коммуникатор (человек, направляющий информацию) – сообщение – каналы коммуникации – реципиент (человек, принимающий информацию) – обратная связь – шум (факторы, искажающие смысл сообщения) (см. рис. 1.1).

При этом передача любой информации происходит посредством знаковых систем, знаков. Коммуникатор сознательно ориентирует свои действия на смысловое восприятие кодированной информации реципиентами. Передается информация коммуникатором средствами вербальной и невербальной информации. Для осмысленного восприятия информации реципиент декодирует ее.

Коммуникатор

Передатчик

Приемник

Адресат

Шум

Сообщение

Сигнал

Полученный сигнал

Восстановленное сообщение

Обратная связь от адресата

Обратная связь к коммуникатору


Рис.1.1 Схема модели коммуникативного процесса

Следующей особенностью можно считать принципы управления. Управление каналами коммуникации осуществляется на базе следующих принципах:

  1. ориентация каналов коммуникации компании на стратегические цели организации;
  2. преемственность управленческих методов и приемов на всех уровнях каналов коммуникации компании и стадиях развития организации и персонала;
  3. взаимосвязь качества развития внутренних и внешних каналов коммуникации компании;
  4. выделение зон управленческого воздействия каналов коммуникации компании;
  5. непрерывный характер и обратная связь информационных потоков в каналах коммуникаций компании.

Рассмотрим понятие «группа». «Группа» - это совокупность людей состоящая из четных и более человек, связанные общими интересами и вкусами. Группы существуют в любом коллективе, поэтому они так важны. Они бывают формальными и неформальные. Неформальная основывается не на указаниях или приказах начальника, они организуются по общим интересам и симпатиям. А формальный имеет официальную форму назначения, указания и общей цели. Руководитель должен знать, сколько группировок есть в коллективе и четко знать кто является их лидерами. С помощью их управленец может с легкостью руководить ими. Для этого необходимо пользоваться такими приемами как:

1. Консультации с группами. Консультации улучшают взаимопонимание между группой и высшим руководящим составом организации. Дает возможность группе и ее членам взять на себя часть заслуг в принятии решения.

2. Внушение. Информировать всех своих работников обо всех важных решениях и о том, что за ними стоит. Этот прием создает у человека ощущение, что он - часть организации и что ее удачи - это и его удачи.

3. Размещение кабинетов. Служащие встречаются и устанавливают неформальные отношения с теми, кто работает рядом с ними, чаще, чем с теми, кто работает в отдалении. [3]

Понятие «коллектив» в отличие от понятия «группа» формируется на основе общих целей. Поэтому поддержание и обеспечение стабильности так важна. Чтобы она была сплоченной, нужно чтобы они все были единого мнения насчет выбора цели и пути достижения.

Таким образом, пользуясь знаниями о понятиях «деловые коммуникации», «группа», «коллектив» и приемов их регулирования, управления и зарождения, можно создать сильный и сплоченный коллектив. При этом следует учитывать, что переход «группы» в «коллектив» происходит в процессе целенаправленного преобразования.


1.2 Функции внутрикорпоративных коммуникаций в системе управления персоналом

По мнению В.Е. Рева высказанной в работе «Коммуникационный менеджмент»[4], через каналы внутрикорпоративных коммуникации предприятий реализуются следующие функции управления:

    • контрольная,
    • мотивационная,
    • эмоционального выражения,

Выделенные группы функций каналов коммуникации компании образуют единую систему, которая позволяет формировать благоприятную коммуникационную среду для повышения эффективности управления деятельностью компании, таким образом, при повышении качества каналов информационных потоков уровень реализации приведенных функций должен повысится по сравнению с начальным состоянием канала.

Следует согласиться с мнением В.А. Костецкого сформулированного в работе: «Формирование системы внутрикорпоративных коммуникационных каналовинформационного обмена с потребителями с учетом переменной эффективности их влияния»[5], что специфика каналов коммуникации компании зависит от целей, задач, структуры, технологии, персонала и руководства организации. Кроме того, данный автор указывает, что качество каналов информационных потоков компании зависят от:

  1. характеристики внешней среды компании (ее динамичности, сложности, неопределенности, взаимосвязанности);
  2. задач, решаемых кампанией в данный период (например, если ставится задача выпустить качественно новый товар, захватить новые рынки сбыта, осуществить модернизацию производства, диверсификацию деятельности, то потребность в каналах коммуникаций резко возрастает);
  3. характеристики основные черт компании: масштаба, структуры, рынка деятельности, характера процессов производимой продукции (услуг), степени кооперации и диверсификации, позиции в отрасли и т.д.

По мнению автора данной работы, качество прохождения информации по каналам коммуникации компании необходимо оценивать с точки зрения степени удовлетворения информационные потребности конкретной компании на трех уровнях: стратегические потребности компании (формируется через коммуникационную политику); оперативные потребности компании (формируется через коммуникационные технологии); тактические потребности компании (формируется через коммуникационную деятельность).