Файл: Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные функции менеджмента являются основополагающими всего процесса менеджмента и выделяются по стадиям(этапам)управления. К ос-новными функциям(ГОСТ 24525.0-80)относятся:планирование и 9 прогнози-рование,организация работы,мотивирование,координация и регулирова-ние,контроль,учет,анализ.

Основные функции в систематизированном виде могут дать полное пред-ставление о процессах воздействия и взаимодействия от зарождения идей до полной их реализации,как оценки результата так и проявления последст-вий. Основные функции определяют и приоритетные средства воздействия, реализация которых обеспечит требуемый результат.

В таблице 1 приведены средства воздействия часто используемые менед-жерами в процессе управления,при выборе средств использования руково-дствуются их значимостью. Целеполагание -это определение конкретной цели. Цель — конкретные конечные желаемые результаты, которые стремится достичь каждый коллектив в процессе совместной деятельности организации или предприятия. Все производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми.

Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные цели(таблица 2)

Цели должны быть понятны,достижимы и реалистичными,должны быть понятны для исполнителя,иметь срок исполнения,иметь количественное измерение и конкретно сформулированы,т.е. тот .от кого ожидается их выполнение,должен конкретно и четко знать ,что от него ждут.Понятная цель обеспечивает ее выполнение.

Стратегополагание ориентирует производственную систему организации на приоритеты в средствах и методах достижения ее цели,т.е. добиваться результатов в данной конкретной ситуации определенными средствами и методами.Стратегическое управление можем определить как управление организацией,которая опирается на человеческий потенциал и его возможности,на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и изменения в организации,своеврменно реагирует на сигналы внешней среды,добивается конкурентоспособности,что дает организации выживать и достигать своей цели.

Таким образом,основные функции менеджмента разнообразны по своим функциям ,значениям и видами решений поставленных задач,каждая из которых имеет свои признаки и служит для определенной цели,но имеют общюю связь во взаимодействии друг с другом и в условиях развивающейся внешней и внутренней среды совершенствуются и «не стоят» на месте.

10

Таблица 2[4].


Глава 3 Планирование-функция менеджмента

Планирование - основная функция менеджмента представляет виды деятельности по формированию средств воздействия: концепции, прогноза, программы, плана, обеспечивающих единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

Достижение целей будет реально только в том случае,когда будут рассмотрены все цели в совокупности и при планированы определены приоритеры их выполнения.[9 стр30]Как указано в таблице 3 функции постановки цели,прогнозирования и планирования взаимосвязаны и одна не «работает»без другой.

Планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциалаи оптимизации конечного результата.[7 стр 325]

11

Таблица 3[5]

Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, т. е. правил,каковыми сегодня считаются:

-участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом-уже на самых ранних этапах его составления (люди охотнее будут выполнять не спущенные сверху задания, а те, что поставили сами себе);

- непрерывность, в соответствии с чем планирование является не единичным актом, а системой регулярно повторяющихся действий;

- преемственность, предполагающая, что новые планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем;

- гибкость, подразумевающая возможность пересмотра в определенных рамках ранее принятых планов при изменении обстоятельств;

- согласование планов, принимаемых в рамках организации (обусловлено взаимосвязанностью ее отдельных частей и необходимостью учета их интересов).Оно происходит путем координации планов подразделений одного уровня и интеграции планов соподчиненных подразделений;

- экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением;

- создание необходимых условий для выполнения плана

Планирование определяет «место»,в котором компания хотела бы оказаться в будущем,и «ведущий»туда маршрут[4 стр 34]


Ограниченное распространение планирования и низкий уровень приводят к низкой эффективности деятельности организации.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели и что должны делать все члены организации, чтобы 12 достичь этих целей. То есть, планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей.Планирование-это подготовка к будущему, и также постановка задач и оценка необходимых для этого ресурсов.

Неспособность к планированию означает некомпетентность менеджера. Многие действия менеджеров скрыты от сторонних наблюдателейрезультаты труда менеджеров ощущают люди внутри организации и за ее пределами.Если решения приняты правильные-организация выживает в неопределенной среде и выстоит под натиском конкуренции.[4 стр 251 ]

Менеджеры должны уметь анализировать всю поступающюю информацию,сообщать информацию другим,поддерживать хорошие отношения как с клиентами так и с членами организации,принимаять ясные,рациональные решения.Наибольшую пользу организации приносят менеджеры,которые умеют «прочитать»постоянные и изменяющиеся события,предвидеть грядущие изменения.[4 стр 29]

Согласно концепции немецкого профессора Д. Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений.

Концепция –это идея,теория и методы ее разработки,обоснование и методы,условия реализации.Любая экономическая или управленческая проблема проходит стадию концепции.

Прогноз(в системе менеджмента)-предвидение возможного состояния организации,рынка,экономики,общества в будущем.Прогнозы разрабатываются на долгосрочный и среднесрочный период и используется в стратегическом управлении.

Программа-завершенный комплекс заданий,работ,мероприятий,обьединенных конкретной целью и конкретным конечным результатом,требующей привлечения значимых ресурсов.

План-это намеченная на определенный период работа с указанием цели,содержания,методов,обьема,последовательности,замесел,срок исполнения.

По содержанию и форме различают следующие виды планирования:директивно и индикативное планирование. 13

-Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений,имеющих обязательный характер для проектов планирования.Директивные планы как правило имеют адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

-Индекативное планирование представляет наиболее представленную по всему миру форму государственного планирования макроэкономического развития.Полный антипод директивному плантрованию и не носит обязательный для исполнения характер.В основном носит рекламендательный и напровляющий характер.


В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать виды финансового планирования:долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование(Таблица 2)

Таблица 4[6]

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать рыночный спрос, какие усилия следует предпринять для удовлетворения нужд потребителей, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п. Стратегическое планирование имеет цель дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может 14 столкнуться фирма в будущем, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. План обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных подразделениях.

Текущее (оперативное) планирование заключается в определении промежуточных целей и задач. Обычно это планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, степени загруженности мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа

Таким образом, можно можно подвести итог, что планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия,организации или другого структурного подразделения. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.Каждые функции менеджмента имеют огромное значение,но основополагающей является планирование,из которого протекают все остальные функции и в то же время планирование-самая противоречивая функция менеджмента,она не позволяет внести яснось в будущее и «приручить» внешнюю среду.[4 стр 253]


Регулирование – вид управленческой деятельности, направленный на устранение отклонений, сбоев, недостатков и др. в управляемой системе путем разработки и внедрения управляющей системой соответствующих мероприятий. Цель регулирования - сохранение устойчивости организации путем поддержания требуемого соотношения между различными ее элементами, 15 своевременной ликвидации возможных отклонений от установленных норм в функционировании объектов управления.

Глава 4 Организация-функция менеджмента

Организация системы управления является самым главным делом руководителя на всех стадиях жизненного цикла организации:создания,роста,стабильности,упадка.[3 стр 8]

Организавать-это значит создать некую структуру,это значит разделять на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий,а также установление связи между различными видами работ.Организация-процесс создания структуры предприятия,которая дает возможность эффективно вместе работать для достижения целей.Организация это функция по координации многих задач(таблица 5)

В любой организации,в каждом составленном плане всегда имеется стадия организации,т.е.создание реальных условий для достижения запланированных целей. Часто это требует перестройки структуры производства и управления для того, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

Таблица 5[7]

Организация предполагает постановку рабочих задач,их конктетизацию в каждом отделе компании и распределение ресурсов между ними,принятия решений о методах и инструментах выполнения плана.[4 стр 35]

Другая важная задача организации-создание условий для формирования культуры в организации,которая характкризуется высокой чуствительностью к изменениям,научно-техническому прогрессу.Здесь важно-работа с персоналом,развитие экономического и стратегического мышления у 16 руководителей,поддержка работников,склонных к творчеству,к нововведениям,не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение проблем предприятия.Организация взвимодействия и помломочий,чо значит,чобы планы были реализованы,руководство должно найти наиболее эффективный способ соетания планов с самым оптимальным результатом.Управленческая цепочка отражает структуру властных полномочий в организации-это официальное законное право менеджеров принимать решения,отдавать приказы,и распределять ресурсы дл достижения желаемых организационных результатов.[4 стр 362]