Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий (Исследование проблемы стресса в психологии).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Теоретические аспекты исследования проблемы стресса
1.2 Основные причины стресса на рабочем месте
1.3. Факторы влияющие на стрессоустойчивость
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
2.1 Цель и задачи исследования
2.2. Результаты, полученные в ходе исследования, анализ, краткие выводы
2.2. Результаты, полученные в ходе исследования, анализ, краткие выводы
В ходе исследования были получены результаты, которые приведены ниже.
По методике «Оценка профессионального стресса», автор К. Вайсман [психодиагностика стресса], идет следующее распределение результатов:
- 15-34 — низкий уровень стресса;
- 35-55 баллов — средний уровень стресса;
- 56-75 баллов — высокий уровень стресса.
Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Результаты по методике Оценка профессионального стресса», автор К. Вайсман
На данной исследовательской группе получилось следующее распределение по уровням:
- 33% - низкий уровень профессионального стресса;
- 38% - умеренный уровень профессионального стресса;
- 29% - высокий уровень профессионального стресса.
Видно, что наибольший процент у группы с умеренным уровнем профессионального стресса, но стоит учитывать, что были результаты на границе с высоким уровнем. Это говорит о том, что стресс уже может представлять проблему. Стоит проанализировать профессиональную деятельность и выявить как разумно можно минимизировать стрессовые ситуации.
У 29% наблюдается высокий уровень стресса, на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и требуется немедленное вмешательство. Есть высокая вероятность оказаться в стадии истощения в общем адаптационном синдроме.
Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон.
Ниже на рисунке представлены тестовые нормы для интегрального показателя выгорания.
Рис.2 Результаты по методике «Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон».
Видно, что преобладает высокая степень эмоционального выгорания, проанализировав анкеты участников, была выявлена закономерность, что повышенные результаты у тех участников, у кого уровень стресса находится на умеренном и высоком уровне. Проанализировав все данные, для проверки гипотезы о том, что разный уровень стресса влияет на профессиональное/эмоциональное выгорание личности был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Для выявления корреляции были выполнены следующие шаги:
- Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
- Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
- Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
- Подсчитана сумма квадратов;
- Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
- Определены критические значения.
При расчетах мы использовали общий результат по методике Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) и интегральный показатель по методике Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон.
Количественные показатели представлены в приложении 3 (См. приложение 3).
С помощью данного коэффициента мы получили rs = 0.932, это доказывает, что существует корреляция между уровнем стресса и профессиональным выгоранием. Подсчеты по данному критерию представлены ниже в таблице 1 (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Расчеты по критерию Спирмена
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
56 |
16 |
7 |
12 |
4 |
16 |
2 |
17 |
2 |
5 |
6.5 |
-4.5 |
20.25 |
3 |
36 |
8 |
5 |
6.5 |
1.5 |
2.25 |
4 |
74 |
21 |
10 |
19 |
2 |
4 |
5 |
30 |
7 |
3 |
2.5 |
4.5 |
20.25 |
6 |
54 |
14.5 |
8 |
15 |
-0.5 |
0.25 |
7 |
27 |
6 |
5 |
6.5 |
-0.5 |
0.25 |
8 |
18 |
3 |
3 |
2.5 |
0.5 |
0.25 |
9 |
54 |
14.5 |
8 |
15 |
-0.5 |
0.25 |
10 |
62 |
17 |
11 |
20 |
-3 |
9 |
11 |
16 |
1 |
3 |
2.5 |
-1.5 |
2.25 |
12 |
47 |
11.5 |
8 |
15 |
-3.5 |
12.25 |
13 |
43 |
10 |
7 |
12 |
-2 |
4 |
14 |
64 |
18 |
9 |
17.5 |
0.5 |
0.25 |
15 |
19 |
4 |
3 |
2.5 |
1.5 |
2.25 |
16 |
47 |
11.5 |
6 |
9.5 |
2 |
4 |
17 |
73 |
20 |
12 |
21 |
-1 |
1 |
18 |
69 |
19 |
9 |
17.5 |
1.5 |
2.25 |
19 |
41 |
9 |
6 |
9.5 |
-0.5 |
0.25 |
20 |
26 |
5 |
5 |
6.5 |
-1.5 |
2.25 |
21 |
50 |
13 |
7 |
12 |
1 |
1 |
Суммы |
231 |
231 |
0 |
104.5 |
По данному исследованию можно сделать выводы, что в педагогической среде преобладает умеренный уровень стресса, высокий уровень стресса наблюдается у меньшинства, но стоит учитывать, что распределение баллов было и в пограничной зоне между умеренным и высоким стрессом, поэтому можно сделать вывод, что в педагогический среде наблюдается повышенный уровень стресса, нежели низкий.
Следующий вывод, который можно сделать: наличие стресса влияет на эмоциональное выгорание, что было подтверждено с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Чем ниже уровень стресса, тем ниже показатель по эмоциональному выгоранию.
2.3. Способы профилактики профессионального стресса
Присутствие стресса в педагогической деятельности на настоящий момент является актуальной проблемой, к которой обращено внимание многих зарубежных и отечественных исследователей. Многие авторы отмечают, что профессиональное функционирование педагогов является эмоционально напряженным видом социальной активности и входит в группу профессий с постоянным присутствием негативно выраженных стрессоров. Отражением стрессогенности преподавательской работы выступает высокая подверженность данного контингента психосоматическим, невротическим и другим пограничным состояниям и патологиям. Данная актуальность и была подтверждена исследованием, которое показало, что в исследовательской группе наблюдается повышение профессионального стресса, который в свою очередь влияет на эмоциональное выгорание. Данные показатели в общем влияют на работоспособность человека.
Не существует универсальных профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом предупредить многообразные последствия рабочих стрессов, поэтому профилактические средства должны подбираться в зависимости от типа функционального состояния, личностных особенностей, специфики ситуации и профессиональной деятельности. В связи с этим важной составной частью любых программ психологической профилактики и коррекции является комплексная психодиагностика, включающая в себя методы изучения стрессовых состояний, стрессоустойчивости личности, профессиональных качеств личности, индивидуальный подход к каждой личности.
Существует много методов коррекции психо-эмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, с другой - реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время:
Первый способ - это усиление защитных сил организма, изменение отношения к психотравмирующим ситуациям, развитие позитивного мышления.
Второй способ направлен на нейтрализацию уже возникшего стресса и заключается в целенаправленном воздействии на его телесные и эмоциональные проявления. Конечно; между этими двумя подходами нет четких границ.
Рациональная психотерапия тревоги и страха - это терапия, основанная на разуме и логике. Данный вид терапии подходит не всем и не всегда, но если уровень тревоги не очень высок, то начинать можно именно с этого метода. Для того, чтобы меньше бояться какого-то явления, следует хотя бы приблизительно оценить вероятность наступления неблагоприятного события, и тогда окажется, что шансы пострадать от него совершенно ничтожны.
Аутогенная терапия. Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано, что аутогенная тренировка является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения.
В основе метода, предложенного Джекобсоном, лежит представление о том, что между мозгом и скелетными мышцами существует тесная взаимосвязь, при которой психическое напряжение тут же отражается в виде повышенного тонуса мускулатуры, а напряжение мышц усиливает эмоциональное напряжение. По мнению Джекобсона, образующийся при этом порочный круг можно разорвать только с «периферического конца», то есть путем специальных упражнений, направленных на полное расслабление скелетной мускулатуры. Исходя из этого, автором была разработана техника произвольного расслабления мышц при аффективных состояниях (страх, тревога, смущение и т. д.), что способствовало снятию эмоциональной напряженности, а так же использовалось для предупреждения возникновения этих состояний.
Нейролингвистическое программирование как метод психотерапии базируется на исследовании оптимальных способов достижения успеха в самых разных сферах жизни - межличностной коммуникации, терапии, образовании, бизнесе, личностном росте - и представляет собой синтез методик Ф. Перлза (гештальт-терапия), Б, Сатир (семейная терапия) и М. Эриксона (гипнотерапия), к которым основатели НЛП Дж. Гриндер и Р. Бэндлер добавили свое представление о структуре человеческого языка: Основатели НЛП подчеркивали важность языка как основного средства коммуникации и структурирования индивидуального жизненного опыта, а также предпола или возможность «программирования» поведения индивидуума путем подбора оптимальных стратегий организации внутреннего опыта.
Для профилактики профессионального стресса стоит также придерживаться основных правил, а именно:
- отдых;
- полноценный сон;
- сбалансированное питание;
- физическая активность.
Только используя полный арсенал профилактических мероприятий можно достичь качественного результата.
Выводы по второй главе
Вторая глава описывает результаты проведенного исследования. Цели исследования:
- выявить уровень профессионального стресса в образовательной среде.
- разработать методические и практические рекомендации по снижению уровня стресса в организации.
Для исследования были выбраны 2 методики:
- Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана).
- Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ.
В дальнейшем с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы выяснили, что между профессионаьным стрессом и эмоциональным выгоранием существует взаимосвязь.
Таким образом, заявленная гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи, которые мы ставили в исследовании, были реализованы.
Для профилактики профессионального стресса, который ведет к эмоциональному-профессиональному выгоранию, стоит придерживаться Для профилактики профессионального стресса стоит также придерживаться основных правил, а именно:
- полноценный отдых;
- полноценный сон;
- сбалансированное питание;
- физическая активность;
- психологическая помощь.
Следует понимать, что полноценная профилактика возможна только при использовании полного арсенала профилактических мероприятий (терапии, медицинское вмешательства и основные правила, которые были указаны выше), только так можно достичь качественного результата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проанализированной нами литературы, мы пришли к следующим выводам:
- стресс имеет огромное влияние на организм человека, часто определяет само течение жизни и ее сохранность;
- он возникает в результате действия на организм так называемых стрессогенных факторов, которые могут быть биологическими, информационными и вызывать изменения во всех органах и системах организма человека;
- стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб.