Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий (Исследование проблемы стресса в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Стресс - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). На данный момент стресс – это распространенное явление, которое встречается в различных аспектах жизни человека. В данной работе пойдет речь о профессиональном стрессе, который возникает на рабочем месте. Данная тема является актуальной, т.к. стресс является серьезной проблемой из-за распространенности, одним из эффектов длительного воздействия стресса является «синдром выгорания», который приводит к резкому снижению эффективности деятельности работника, иногда равносильному его потере. Все это негативно сказывается на производительности труда, из-за чего любое предприятие начинает нести потери.

Цель исследования:

  • выявить уровень профессионального стресса в образовательной среде.
  • разработать методические и практические рекомендации по снижению уровня стресса в организации.

Объект исследования: стресс на рабочем месте.

Предмет исследования: влияние стресса на организм человека.

Гипотезы исследования:

1. в образовательной организации будет наблюдаться повышенный уровень стресса;

2. уровень стресса влияет на уровень профессионального выгорания;

Для достижения поставленных целей и проверки выдвинутых гипотез необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу отечественных и зарубежных авторов по теме стресса.
  2. Провести исследование по выявлению уровня стресса в организации;
  3. Изучить уровень профессионального выгорания в данной организации;
  4. Разработать рекомендации по снижению уровня стресса в организации.

Методологическая база исследования:

Методологическую основу исследования составляют - социально-экономические, теоретические и научные подходы к изучению стресса.

Стрессом и стрессоустойчивостью интересовались многие отечественные и зарубежные ученые: В.А. Бодров [8], П.В. Зильберман, Е.П. Ильин[24], В.Л. Марищук [41], В.Д. Небылицин, В.А. Пономаренко, П.В. Симонов, В.И. Лебедев, Я. Рейковский, Г. Селье [52], Р. Лазарус [35] и др.

Основателем учения о стрессе является канадский ученый Ганс Селье. 4 июля 1936 г. было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», в котором были представлены данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это письмо положило начало учению о стрессе. Основное внимание Г. Селье и те, кто следовал его учению, уделяли биологическим и физиологическим критериям проблемы стресса. Классическим стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие разнообразных отрицательных факторов [52].


Только Р. Лазарус решил предпринять попытку разделить физиологическое и психологическое понимание стресса. Он, развивая учение о стрессе, предложил гипотезу, согласно которой разделил физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как пугающую или трудную. В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психологического стрессового состояния. В физиологическом стрессе всегда есть психические части и наоборот [35].

Марищук В.Л. высказал мнение, что характеристика стресса определяется содержанием определенного стресс-фактора. Эмоциогенное воздействие обычно вызывает эмоциональный стресс, в то время как спортивные нагрузки влекут за собой спортивный стресс, а факт полета может вызывать авиационный стресс. Но стоит учитывать, что стрессом, по утверждению В.Л. Марищука, можно называть лишь такое состояние, которое определяется значительным выбросом гормонов стероидного типа (не менее чем на рассчитанную величину вероятного отклонения от исходных показателей). При этом каждый стресс физиологический априори, так как сопровождается различными реакциями физиологического вида и всегда эмоциональным, поскольку также сопровождается эмоциональными переживаниями соответствующего характера. Он также связан всегда с разными нейро-рефлекторными механизмами а также с эндокринными реакциями [41].

Р.М. Грановская утверждает: «Психическое напряжение, страх, срывы, неудачи, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они, кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, порождают психические следствия эмоционального перенапряжения - неврозы». Однако сейчас, в настоящее время, несмотря на огромное количество работ по данной проблеме, нет, не только определенной ясности в понимании самой сущности стрессоустойчивости, но и роли психики в ее обеспечении, а также особенностей проявления в различных ситуациях [18].

База исследования: МБОУ СОШ №18, Мурманская область, г. Мурманск.

Испытуемые: педагогический и административный состав.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ, сравнение, обобщение научных идей по теме исследования.
  2. Эмпирические: эксперимент.
  3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Методики:

  • Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) [10].
  • Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон [11].

Теоретическая значимость исследования: в данной работе обобщены научные идеи зарубежных и отечественных авторов, раскрывающих суть стресса. Влияние стресса на организм человека, на его работоспособность.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать материалы исследования при подготовке профессиональных специалистов в области психологии и педагогики.

Структура работы включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы в количестве 59 источников, приложения в количестве 3 штук.

ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Теоретические аспекты исследования проблемы стресса

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют «ю-стресс» – от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученого Ганса Селье)[52] .

Первооткрыватель стресса Г. Селье дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации, а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс» [52].


Действие стресса тесно связано с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей, и включаются психологические механизмы защиты.

Стадии развития стресса:

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

  • непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
  • максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
  • нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

1)стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе «человек-среда» уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности «человек-среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как: ощущение неопределенной угрозы чувство диффузного опасения и тревожного ожидания неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса.


Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности - не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт.

2) гиперестезические реакции - тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность.

3) собственно тревога - центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод.

4) страх - тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями.

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события.