Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий (Исследование проблемы стресса в психологии).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Теоретические аспекты исследования проблемы стресса
1.2 Основные причины стресса на рабочем месте
1.3. Факторы влияющие на стрессоустойчивость
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
2.1 Цель и задачи исследования
2.2. Результаты, полученные в ходе исследования, анализ, краткие выводы
6) тревожно-боязливое возбуждение - вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.
При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течение одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.
Для изучения тревоги набиралась группа испытуемых-добровольцев, у которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо (термином эффект плацебо называют само явление улучшения здоровья человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального). Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства испытуемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при низком и высоком уровне тревоги в зрелом и юношеском возрасте.
1.2 Основные причины стресса на рабочем месте
На любом рабочем месте бывают ситуации, которые вызывают стресс. Одну из основных причин, которая может вызвать стресс называют «перемены». Любая перемена нарушает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении.
Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс:
1) Организационные: перегрузка, конфликт ролей (когда работнику предъявляют противоречивые требования), неопределенность ролей (когда работник не уверен в том, что от него ожидают), неинтересная работа, плохие физические условия.
2) Личностные. Каждый человек участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события могут быть причиной стресса.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.
Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:
-
- факторы стресса вне организации;
- групповые факторы стресса;
- факторы стресса, связанные с организацией;
Рассмотри их подробнее.
Факторы стресса вне организации: стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы - работников - естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни.
Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы.
Групповые факторы стресса: отсутствие групповой сплоченности илиналичие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов.
Факторы стресса, связанные с организацией: неуверенность в завтрашнем дне - для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине.
Невозможность влиять на свою работу - как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников.
Характер выполняемой работы - сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников.
Ролевая двусмысленность и ролевой. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом - различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе.
Специфическая организационная структура - например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;
Стрессогенный стиль управления - частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;
Давление рабочего графика - сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.
1.3. Факторы влияющие на стрессоустойчивость
Вышеупомянутые факторы (внеорганизационные и групповые) в определенном смысле проявляются на уровне индивидуума. Исследования также показывают, что на развитие стресса оказывают воздействие как индивидуальные ситуационные факторы, так и характер и особенности личности.
Например, для личности, неспособной расставить для себя четкие приоритеты, тяжелой стрессовой ситуацией может стать необходимость согласования ролей работника и члена семьи (когда фактор времени и соответствующие требования на работе вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми семьей и наоборот).
В качестве факторов, способствующих восприимчивости к стрессу исследователи называют также такие индивидуальные черты характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях и т.п. Однако наибольшее внимание было уделено характеру так называемого типа «А».
Изучением различных типов характера и соответствующих поведенческих моделей еще в 1950 г. занялись специалисты по сердечно-сосудистым заболеваниям с целью прогнозирования возможности сердечных приступов.
В конце 1960-х гг. Фридман и Розенман[44] начали изучение полярных типов характера А и В с точки зрения восприимчивости к стрессу. Они определили личность типа А как «сочетание действий и эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше и больше в максимально короткие сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам». Вначале, на основании проведенных исследований, посчитали, что тип А наиболее подвержен стрессу и одному из самых серьезных его последствий – сердечным приступам.
Однако некоторые современные исследования не подтверждают эти данные. Такие результаты могут быть обусловлены тем, что люди типа А, часто «конструируя» для себя стрессовые ситуации, в то же время обычно умеют дать выход своему стрессу и лучше с ним справляются, чем люди типа В. Имеется мнение, что восприимчивости к стрессу способствует не столько нетерпение, характерное для типа А, сколько гнев, враждебность и агрессивность.
Другим важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля над ситуацией. Хотя контроль над ситуацией на рабочем месте часто задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность личности брать ответственность на себя и так называемый «синдром приобретенной беспомощности», основополагающее исследование которого было проведено Мартином Селигманом (американский психолог, основоположник позитивной психологии. Директор Центра позитивной психологии в Университете Пенсильвании).
Также важными факторами являются:
Характер стрессора – один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую-то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события.
Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например, – потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.
Продолжительность воздействия стрессора – еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции.
Выводы по первой главе
Профессиональный стресс - это совокупность психологических и физиологических реакций работников на сложившуюся непростую ситуацию на работе. Негативные последствия профессионального стресса влияют не только на здоровье и состояние отдельного работника, но и на эффективность деятельности организации в целом.
Причины возникновения профессионального стресса можно разделить на непосредственные и главные.
К первому виду причин относятся последствия таких событий, как сложности в процессе выполнения задания, нехватка времени, конфликт с непосредственным руководителем, определенные проблемы в процессе коммуникаций. А главной причиной возникновения профессионального стресса всегда является индивидуальные особенности сотрудника - профессиональные, физиологические и психологические. Стоит отметить, что практически каждый аспект профессиональной деятельности, рассматриваемый отдельным работником как сложно выполнимая и практически не достижимая задача, может стать причиной стресса.
Чтобы на рабочем месте был наиболее низкий уровень стресса у работников, необходимо:
1) руководителю оценивать способности работников и выбрать для них соответствующий тип работы;
2) разрешать работникам отказаться от задания, если для этого есть основания;
3) четко определять полномочия и ответственность;
4) обеспечивать надлежащее вознаграждение.
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
2.1 Цель и задачи исследования
Цель исследования:
- выявить уровень профессионального стресса в образовательной среде.
- разработать методические и практические рекомендации по снижению уровня стресса в организации.
Объект исследования: стресс на рабочем месте.
Предмет исследования: влияние стресса на организм человека.
Гипотезы исследования:
1. в образовательной организации будет наблюдаться повышенный уровень стресса;
2. уровень стресса влияет на уровень профессионального выгорания;
Для достижения поставленных целей и проверки выдвинутых гипотез необходимо было решить следующие задачи:
- Провести исследование по выявлению уровня стресса в организации;
- Изучить уровень профессионального выгорания в данной организации;
- Выявить влияние данных составляющих друг на друга;
- Разработать рекомендации по снижению уровня стресса в организации.
База исследования: МБОУ СОШ №18, Мурманская область, г. Мурманск.
Испытуемые: педагогический и административный состав.
Методы исследования практической части:
- Эмпирические: эксперимент.
- Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики:
- Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана).
- Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:
В исследовании приняли участие 21 человек.