Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий (Исследование проблемы стресса в психологии).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Теоретические аспекты исследования проблемы стресса
1.2 Основные причины стресса на рабочем месте
1.3. Факторы влияющие на стрессоустойчивость
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
2.1 Цель и задачи исследования
2.2. Результаты, полученные в ходе исследования, анализ, краткие выводы
В ходе исследования было выявлено, что у 33% - низкий уровень профессионального стресса; у 38% участников - умеренный уровень профессионального стресса и у 29% - высокий уровень профессионального стресса.
Наибольший процент у группы с умеренным уровнем профессионального стресса, но стоит учитывать, что были результаты на границе с высоким уровнем. Это говорит о том, что стресс уже может представлять проблему. Стоит проанализировать профессиональную деятельность и выявить как разумно можно минимизировать стрессовые ситуации.
У 29% наблюдается высокий уровень стресса, на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и требуется немедленное вмешательство. Есть высокая вероятность оказаться в стадии истощения в общем адаптационном синдроме.
Выявляя уровень эмоционального выгорания мы выяснили, что преобладает высокая степень, проанализировав анкеты участников, была выявлена закономерность, что повышенные результаты у тех участников, у кого уровень стресса находится на умеренном и высоком уровне. Проанализировав все данные, для проверки гипотезы о том, что разный уровень стресса влияет на профессиональное/эмоциональное выгорание личности был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
С помощью этого коэффициента была доказана взаимосвязь влияния стресса на уровень эмоционального выгорания.
При выявлении таких показателей, следует обратить внимание на профилактические мероприятия, нужно учитывать, что не существует универсальных профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом предупредить многообразные последствия рабочих стрессов, поэтому профилактические средства должны подбираться в зависимости от типа функционального состояния, личностных особенностей, специфики ситуации и профессиональной деятельности. В связи с этим важной составной частью любых программ психологической профилактики и коррекции является комплексная психодиагностика, включающая в себя методы изучения стрессовых состояний, стрессоустойчивости личности, профессиональных.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по работе:
- В педагогической среде обычно наблюдается повышенный уровень профессионального стресса
- Профессиональный стресс влияет на эмоциональное выгорание
- Не существует универсальных профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом предупредить многообразные последствия рабочих стрессов, поэтому следует разрабатывать профилактические мероприятия индивидуально по результатам каждого обратившегося за помощью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абабков В.А. Адаптация к стрессу.-М. Перре.-СПб.-2006.- 165с.
- Абабков В.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. - М.: Речь, 2010. - 192 с.
- Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - №5. - С. 34.
- Алехин А.Н. психические расстройства в практике психолога. - СПб.: Сенсер, 2008. - 140 с.
- Амосов В.Н. Стресс и хроническая усталость. Как перестать нервничать и начать жить. Лучшие методы. - СПб.: Вектор, 2009. - 128 с.
- Бал В., Кемпбелл М., Макдауэл-Ларсен Ш. Усиливаем стрессоустойчивость. Как успешно нейтрализовать негативный стресс. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 112 с.
- Беляев Г. С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. - М.: Медицина, 2013. - 160 c.
- Бодров В.А. Информационный стресс. - М.: ПЕР СЭ, 2016. - 352 c
- Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика. - М.: речь, 2010. - 192 с.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с
- Винокур В.А. Опросник ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выгорание»). - СПб.: Издательство СПб МАПО, 2009. - 224 с.
- Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
- Вуд Е.А. 10 шагов на пути управления своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, стресса и депрессии благодаря исцелению личности человека. - М.: ИГ «Весь», 2010. - 320с.
- Гайсельхард Р., Хофманн-Буркард К. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации. - М.: Омега-Л, 2008. - 128с.
- Гилл Дж. Все о стрессе. - М.: АСТ, Олимп, 2017. - 192c.
- Гитун Т. В. Лечение стрессов и нервных заболеваний. - М.: Рипол Классик, 2012. - 600c.
- Грабе М. «Синдром выгорания».- Речь-2008
- Грановская Р. М. Элементы практической психологии.- 2-е изд.- Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.-560 с.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002. – 496с.
- Джордан М. 7 секретов личной силы. Как освободиться от всех форм стресса. - М.: София, 2010. - 160 с.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.
- Золотова Т.Н. Психология стресса.- М.: Книголюб, 2008. - 192 с.
- Игумнов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стресс-зависимые заболевания. - М.: Речь, 2011. - 352 с.
- Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека.– СПб.:Питер, 2005
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога-консультанта организации. - Ростов н/Дону: Феникс, 2010. - 640 с.
- Кавпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии… Как от них избавиться. Практическое руководство психотерапевта. - М.: Наука и техника, 2012. - 288 с.
- Каматтари Дж., Баскаков В. 10 + 1 методов расслабления. - М.: Институт общих гуманитарных исследований, 2012. - 160 с.
- Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Управление конфликтами и стрессами. - М.: Проспект, 2013. - 88 с.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 2007 . - 680 с.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. - 944 с.
- Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс. Стресс жизни и стресс смерти. - М.: Смысл, 2012. - 464 с.
- Кичаев А. Кризис и стресс. Пособие по приручению. - М.: Речь. 2009. - 256 с.
- Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум. М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
- Курпатов А. Стресс и депрессия. - М.: Олма Медиа Групп, 2008. - 224 с.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 1970
- Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М., 2003. - 152 с.
- Леш М., Фердер Г. Кинезиология. От стресса к гармонии. - М.: Издательство Вернера Регена, 2009. - 112 с.
- Лифляндский В.Еда против стресса. Рацион для активной жизни. - М.: Амфора, Амфора, 2012. –48 c.
- Лупьян В.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 124 с.
- Льюис Д. Управление стрессом. Как найти дополнительные 10 часов в неделю. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 240 с.
- Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса.– СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. – 260 с.
- Митева И.Ю. Курс управления стрессом. - М., 2006.
- Нестерова О.В. Управление стрессами. - М.: Университет, 2011. - 320 с.
- Павлов А.Д. Стресс и болезни адаптации. - М.: Практическая Медицина, 2012. - 304 с.
- Полякова О.Н. Стресс. Причины, последствия, преодоление. - М.: Речь, 2008. - 144 с.
- Прокофьев А. Шкала стресса. - М.: Захаров, 2009.- 288 с.
- Пурисов И.А. Центральная нервная система. - М.: Амфора, 2013. - 64 с.
- Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. Юнити-Дана.-2012.-796 с.
- Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
- Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Телесные технологии. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. - Москва, Прогресс, 1982
- Черепанова Е.Н. Психопрофилактика стресса. - СПб., 2002. - 124 с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2007. - 256 с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса.- М.: Эксмо, 2008. - 304 с.
- Спиридонов Н.И. Психическая саморегуляция, движение, здоровье. - М.: Ставрополь: Ставропольское, 2016. - 110 c.
- Шишков В. В., Нахимовский А.И. Выше стресса! Практическое руководство по саморегуляции. - М.: ИГ «Весь», 2013. – 192 c.
- Юдина Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании: Психологическая наука и образование.-2001.№1.-С.89-100.
- Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации: Журнал практического психолога. -1998.-№ 7.
- Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя.-Народное образование.- 2009.-№2 -С.127-137.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) (Гринберг управление стрессом)
Инструкция. Напротив каждого вопроса выберите цифру, которая наилучшим образом отражает ваш ответ.
Вопросы:
Обработка методики и интерпретация результата. Чтобы определить свой итоговый показатель по шкале профессионального стресса, сложите полученные результаты. Минимальное значение по Окончание табл. 5.4. 168 этому тесту – 15, максимальное – 75. Чем выше полученный балл, тем выше уровень стресса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой.
Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания. Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон.
Тесты для диагностики синдрома ПВ: Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).
Инструкция: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства. Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Уровни показателей выгорания:
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания Примечание. *отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке. Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации. При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе. Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты исследования
№ |
Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана). |
Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Интегральный показатель |
1 |
56 |
7 |
2 |
17 |
5 |
3 |
36 |
5 |
4 |
74 |
10 |
5 |
30 |
3 |
6 |
54 |
8 |
7 |
27 |
5 |
8 |
18 |
3 |
9 |
54 |
8 |
10 |
62 |
11 |
11 |
16 |
3 |
12 |
47 |
8 |
13 |
43 |
7 |
14 |
64 |
9 |
15 |
19 |
3 |
16 |
47 |
6 |
17 |
73 |
12 |
18 |
69 |
9 |
19 |
41 |
6 |
20 |
26 |
5 |
21 |
50 |
7 |