Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие и значение мотивации персонала).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала на предприятии
1.1 Понятие и значение мотивации персонала
1.2 Содержание системы мотивации персонала организации
Глава 2. Анализ мотивации персонала НПК «Энергосервис»
2.1. Краткая характеристика НПК «Энергосервис»
2.2. Анализ технологий мотивации персонала НПК «Энергосервис»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию технологий мотивации персонала НПК «Энергосервис»
3. Мотивация. С мотивацией вроде бы все ясно, а с другой стороны, это темный лес. Где же у человека та кнопка, на которую следует нажать, и он будет работать? Все мотивируют по-разному, но мы считаем, что в ресторанном бизнесе мотивация должна быть строго от результата. Как ты выложился, так в итоге и заработал. Нужно стараться вписывать в эту систему всех сотрудников компании, в первую очередь тех, кто контактирует с гостем. Все должны быть в одной лодке. Нюансы мотивации разные для начальников и подчиненных, но суть одна. Мотивация будет эффективной, когда мотивационная доля в структуре дохода сотрудника составляет не меньше 30% дохода[32].
Идеальное соотношение 60/40, где 60 – фикс, а 40 – мотивация. Цели, на которых построена система мотивации, должны быть сложными, но реальными и достижимыми. Ваш сотрудник должен верить в то, что это достижимо. Ваши сотрудники должны быть обучены тому, как прийти к поставленной цели, они должны владеть методами работы для ее достижения. Ресурсы для достижения целей должен предоставить работодатель. Если вы договорились и озвучили условия, то не меняйте их, иначе люди не будут вам верить. Платите в установленный срок.
С линейным персоналом не работает длинный период мотивации, оптимально – это неделя. Тогда ваши результаты будут лучше, чем всегда. И следует помнить, что мотивация бывает не только материальной. Ищите особенности ваших сотрудников. Для многих из них важна социальная значимость, комфорт и условия на рабочем месте. Например, оборудованное место для питания персонала или кондиционер и комфортный климат – для сотрудников в ресторанной сфере это тоже мотивация. Грамотный и мудрый руководитель – это тоже мотиватор для своей команды. На материальной мотивации далеко не уедешь, нужно быть гибкими и чувствовать свой персонал. Но всегда следует помнить о том, что конечная цель – это прибыль, а мотивация – это инструмент для достижения поставленной цели. Мотивация не нужна там, где есть отлаженные результативные процессы и чёткое понимание цели, к которой идёшь[33].
С целеполаганием у современных предпринимателей извечные проблемы. Все мыслят обезличенными показателями и метриками, но не могут ответить на простой вопрос: что ты хочешь получить, к чему ты стремишься, какой след хочешь оставить после себя? Горизонт планирования у таких людей с трудом переваливает за рабочую неделю, в то время как настоящие революционеры от бизнеса мыслят большими циклами в три, пять, десять лет.
Партнёров по бизнесу можно оценивать масштабом и детализированностью их мышления. Кризис в компании начинается с кризиса масштаба мышления. Сотрудникам с большим потенциалом, но временной потерей высокого разрешения в своих мыслях и действиях стараются помочь раскрыть своё творческое начало. Для этого используются методики из мира изобразительного искусства. Когда в серьез начинают заниматься методиками подготовки кадров, то практически случайно могут обнаружить ценные кадры, у которых свой способ работы с мышлением для пробуждения инноваций.
Взрослым тяжелее строить новые динамические связи, сложнее верить в то, что можно и нужно жить, и творить, не надеясь на спасительный круг в виде таинственной мотивации. Если ты точно знаешь, что стена твёрдая, то ты через неё никогда не пройдёшь. Никакая программа мотивации здесь уже не поможет. Весь вопрос в твоей вере и системе убеждений. В Гарварде несколько крупных центров тренируют своих инноваторов по похожим раскрепощающим методикам. Они возникли приблизительно в одно и то же время – 1960–1970-е годы. Но в России столь последовательно, как мы, эти методики в частном секторе почти никто не использует.
Выводы по главе 1:
Мотивация – внутренняя потребность человека в чем-либо[34]. Понятие мотивации рассматривали множество авторов и каждый видел свое понимание в этом понятии.
Оценка мотивации активности как процесса предусматривает исследование различных фаз реализации стимулирования активности, а также исследования осуществления определенных этапов интеграции стратегий и целей отдельных организаций и целей конкретных работников для достижения оптимизации удовлетворения физических и духовных потребностей обоих.
Система мотивации определяется конкретной ситуацией, в которой работает предприятие. Эффективность системы мотивации персонала на предприятии характеризуется с помощью следующих показателей[35]: – приверженность и лояльность персонала к предприятию; – заинтересованность персонала в конечном результате; – продуктивность деятельности персонала и удовлетворенность своим трудом; – привлекательность предприятия на рынке труда.
Глава 2. Анализ мотивации персонала НПК «Энергосервис»
2.1. Краткая характеристика НПК «Энергосервис»
Научно-производственная компания «Энергосервис» была основана в г. Омске в 1996 г. группой научных работников, инженеров и конструкторов, как организация, занимающаяся проектированием, производством и реализацией
средств механизации ремонтных работ в вагонных депо МПС РФ.
Основными направлениями деятельности Научно-производственной компании «Энергосервис» являются:
- разработка, производство и поставка нестандартного и контрольно-измерительного оборудования для депо по ремонту подвижного состава;
- комплексная механизация и автоматизация технологических процессов ремонта вагонов, локомотивов, мотор-вагонов, вагонов метрополитена и технического обслуживания вагонов на ПТО;
- проектирование промышленных и гражданских объектов, зданий и сооружений;
- инженерные изыскания для строительства.
Организационная структура предприятия построена по линейно-функциональному признаку и представлена на рис. 3. Всего на 31.12.2016 г. на предприятии работает 115 чел.
Динамика трудовых ресурсов предприятия представлена в таблице 1.
Таблица 1
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами НПК «Энергосервис» за 2014-2016 гг.[36]
Категории работающих |
Среднесписочная численность, чел. |
Отклонения 2016 года от |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
2014 года |
2015 года |
|||
Чел (+/-) |
Темп прироста, % |
Чел (+/-) |
Темп прироста, % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Рабочие, в том числе |
18 |
21 |
24 |
3 |
16,67 |
3 |
9,52 |
основные |
13 |
16 |
19 |
3 |
23,08 |
3 |
18,75 |
вспомогательные |
5 |
5 |
5 |
- |
- |
- |
- |
Служащие, в том числе |
81 |
87 |
91 |
6 |
7,41 |
4 |
|
руководители |
52 |
55 |
55 |
3 |
5,80 |
- |
- |
специалисты |
29 |
32 |
36 |
3 |
10,34 |
4 |
12,50 |
Всего работающих |
99 |
108 |
115 |
9 |
9,09 |
7 |
6,48 |
Из данных таблицы 1 видно, что за 2015 г. отмечается увеличение кадрового состава предприятия на 9 чел., или на 9,09%. При этом прирост численности произошел за счет увеличения численности основных рабочих (на 3 чел., или на 23,08%), специалистов – на 3 чел., или на 10,34 % и руководителей – на 3 чел., или на 5,80 %. Сокращения численности работников в 2015 г. не происходило. В 2016 г. также: численность рабочих возросла на 3 работника, или на 18,75 %, численность служащих – на 4 чел., или на 12,50 %.
Генеральный директор
Заместитель директора по производству
Коммерческий директор
Главный бухгалтер
Конструкторский отдел
Производственный отдел
Технический отдел
Служба качества
Отдел ремонтных и пусконаладочных работ
Отдел электроники и автоматизации
Отдел материально-технического обеспечения
Сектор информационно-технического обеспечения
Отдел мониторинга и контроля
Отдел поставки
Бухгалтерия
Менеджер по персоналу
Рис. 3. Организационная структура ООО «Энергосервис» и численность персонала[37]
Структура персонала предприятия в 2014 г. представлена на рис. 4.
Рис. 4. Структура персонала НПК «Энергосервис» в 2016 г. [38]
Существенное влияние на эффективность использования трудовых ресурсов оказывает характер и уровень движения кадров на предприятии, которые отражены в таблице 2.
Таблица 2
Движение кадров на предприятии[39]
Показатели |
Ед. изм. |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Отклонения (+/-) |
|
2015/2014 |
2016/ 2015 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Среднесписочная численность всего |
Чел. |
99 |
108 |
115 |
9 |
7 |
в том числе рабочих |
Чел. |
18 |
21 |
24 |
3 |
3 |
Принято на работу всего |
Чел. |
21 |
26 |
26 |
5 |
- |
в том числе рабочих |
Чел. |
4 |
6 |
9 |
2 |
3 |
Уволено с работы всего |
Чел. |
12 |
19 |
26 |
7 |
7 |
в то числе по собственному желанию |
Чел. |
12 |
19 |
26 |
7 |
7 |
в том числе рабочих |
Чел. |
7 |
9 |
9 |
2 |
- |
Коэффициент приема кадров всего |
0,2121 |
0,2407 |
0,2087 |
0,0286 |
-0,032 |
|
в том числе рабочих |
0,2222 |
0,2857 |
0,3750 |
0,0635 |
0,0893 |
|
Коэффициент выбытия кадров, всего |
0,1212 |
0,1759 |
0,2087 |
0,0547 |
0,0328 |
|
в том числе рабочих |
0,3889 |
0,4286 |
0,3750 |
0,0397 |
-0,0536 |
|
Коэффициент оборота кадров, всего |
0,3333 |
0,4167 |
0,4522 |
0,0278 |
0,0355 |
|
в том числе рабочих |
0,6111 |
0,7143 |
0,3750 |
0,1032 |
-0,3393 |
|
Коэффициент текучести кадров |
0,1212 |
0,1759 |
0,2087 |
0,0547 |
0,0328 |
Анализ данных, представленных в таблице 3 показывает, что по сравнению с 2014 г. в 2015 г. количество принятых на работу увеличилось на 9 работников, а в 2015 г. по сравнению с 2015 г. – на 7 чел. Коэффициент приема кадров в 2015 г. увеличился, а в 2016 г., напротив, сократился и составил 20,87 %. Коэффициент выбытия кадров, напротив, самый высокий в 2016 г. – 20,87 %.
Негативным фактом является увеличение коэффициента текучести кадров в 2016 г. с 12,12 % в 2014 г. и 17,59 % в 2015 г. до 20,87 % в 2016 г.
В процессе анализа проанализировано изменение кадрового состава за 2014-2016 гг. Динамика структуры персонала по возрасту представлена на рис. 4. В 2016 г. число работников в возрасте моложе сорока лет составляло 66 чел., то есть 57,39 % от общего числа персонала. Наибольшая группа работников находится в возрасте от 30 до 40 лет (37 чел. по данным 2016 г.).
Образовательная структура претерпела некоторые изменения – увеличилась доля работников с высшим образованием (с 37,88 % в 2014 г. до 40,20 % в 2016 г.) с одновременным снижением доли работников со средним общим и средним профессиональным образованием. Это является положительным фактором – увеличивается число профессионалов.
Рис. 4. Динамика структуры персонала НПК «Энергосервис»
по возрасту[40]
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) общая численность персонала предприятия в 2016 г. составляет 115 чел. Высок удельный вес специалистов – на конец 2016 г. этот показатель составляет 31,30 %, что обусловлено сложностью работ и наличием в штате предприятия большого числа инженерных работников;
2) текучесть персонала на предприятии является достаточно высокой и по данным 2016 г. составляет 20,87 %;
3) средний возраст большей части работников предприятия – от 30 до 40 лет;
5) профессиональная структура персонала в 2016 г. улучшилась - увеличилась доля работников с высшим образованием (с 37,88 % в 2014 г. до 40,20 % в 2016 г.) с одновременным снижением доли работников со средним общим и средним профессиональным образованием
2.2. Анализ технологий мотивации персонала НПК «Энергосервис»
В НПК «Энергосервис» применяются материальные и моральные методы мотивации персонала.
Основным методом материальной мотивации является оплата труда. На предприятии применяется повременно-премиальная система. Фонд оплаты труда НПК «Энергосервис» включает в себя должностной оклад, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера.