Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие и значение мотивации персонала).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала на предприятии
1.1 Понятие и значение мотивации персонала
1.2 Содержание системы мотивации персонала организации
Глава 2. Анализ мотивации персонала НПК «Энергосервис»
2.1. Краткая характеристика НПК «Энергосервис»
2.2. Анализ технологий мотивации персонала НПК «Энергосервис»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию технологий мотивации персонала НПК «Энергосервис»
Рассмотрим составляющие системы материальной мотивации персонала, представленные на рис. 5.
Система материальной мотивации персонала
Материальная мотивация - оплата труда
Должностной оклад
Надбавки
Премии
Выплаты компенсационного характера
Система КТУ
Материальная мотивация – социальные гарантии
Материальная помощь
Система социальных компенсаций и льгот
Рис. 5. Система материальной мотивации персонала НПК «Энергосервис»[41]
Должностной оклад устанавливается действующим штатным расписанием и трудовым договором персонально каждому работнику и может быть изменен по согласованию с работником и внесением изменений в трудовом договоре.
К выплатам стимулирующего характера относятся надбавки и премии.
Надбавки подразделяют на три вида: персональная надбавка за профессиональное мастерство и квалификацию работника; надбавка за наставничество, устанавливается с целью организации первичной адаптации новых сотрудников, оказании помощи в профессиональном становлении, снижение текучести кадров; надбавка за кураторство, устанавливается с целью пополнения корпуса руководителей и ведущих специалистов.
Премии также подразделяют на три вида: ежемесячные плановые премии, их выплата зависит от соблюдения правил трудового распорядка, качественного исполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией; ежегодная плановая премия, предусмотрена для мотивирования управленческого и менеджерского состава по окончанию отчетного года, при выполнении плановых показателей; внеплановая премия, представляет собой разовую премию за выполнение в определенном финансовом периоде поставленных задач и
производственных показателей, выполнение особо важных заданий, премия к
отпуску, открытие новых объектов.
Выплаты компенсационного характера включают доплаты за совмещение профессий и должностей и доплаты за расширение зоны обслуживания; доплата за сверхурочную работу; доплата за работу в выходные и праздничные дни; доплата за работу в особых климатических условиях; доплата за обеденное питание.
Коэффициент трудового участия (КТУ) применяется к распределению
сдельного приработка.
Система материальной помощи включает: смерти родных по крови или браку; смерти сотрудника (материальная помощь выплачивается родственникам сотрудника); несчастный случай. Материальная помощь рассчитывается с учетом личного вклада сотрудника, добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей, стажа работы в организации и при наличии соответствующих документов (справки из больницы, свидетельства о смерти), заявления с визой начальника структурного подразделения.
Система социальных льготы и компенсаций состоит в предоставлении свободное время с сохранением средней заработной платы в следующих случаях вступление в брак - 3 дня, рождение ребенка - 3 дня, на похороны близких родственников - 3 дня, для возобновления учебного года родителям, имеющим детей младшего школьного возраста (1-4 классы) - 1 день.
Существующая система мотивации НПК «Энергосервис» основана в основном на материальных стимулах и мотивах. Моральное стимулирование выражено в возможности карьерного роста. Руководство предпочитает воздействовать на мотивацию сотрудников путем денежного вознаграждения
В общем виде, система мотивирующих факторов НПК «Энергосервис» представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика системы мотивации НПК «Энергосервис»[42]
Мотивирующий фактор |
Повод |
Размер |
1 |
2 |
3 |
Система коэффициентов трудового участия |
Коэффициент трудового участка применяется к распределению сдельного приработка. Размер КТУ устанавливается ежемесячно по результата работы за отработанный месяц на |
Распределение сдельного |
Система доплат |
Доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Доплата за работу с вредными и тяжелыми условиями труда Доплата за работу в ночные часы (с 11: 00 до 06 : 00) |
До 50% тарифной ставки В размере от 8 до 12% В размере 40% часовой |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
Система |
За перевыполнение плановых показателей |
До 35% тарифной ставки в месяц |
Система материальной помощи и единовременные денежные поощрения |
смерти родных по крови или браку; смерти сотрудника (материальная помощь выплачивается родственникам сотрудника); несчастный случаи. |
Размер денежного вознаграждения зависит от стажа работы в организации, но не более 15 000 руб. |
Система социальных льгот и компенсаций |
вступление в брак - 3 дня; рождение ребенка - 3 дня; на похороны близких родственников - 3 дня; для возобновления учебного года родителям, имеющих детей младшего школьного возраста (1-4 классы) – 1 день |
Проведенное исследование свидетельствует, что в настоящее время в НПК «Энергосервис» превалируют материальные технологии мотивации. Для обоснованности такого выбора проведено анкетирование персонала. В анкетировании приняли участие все работники предприятия. Результаты анкетирования представлены на рис. 6.
Рис. 6. Предпочтения работников НПК «Энергосервис» видов мотивации[43]
В результате опроса было установлено, что 70 % респондентов (81 человек) отдали предпочтение способам нематериальной мотивации, а остальные 30 % (34 человека) выбрали материальное стимулирование. Таким образом, налицо расхождение действующей системы мотивации фактически действующей на предприятии.
При этом сотрудники оценили важность нематериальной мотивации следующим образом: очень высокая — 40 % (46 человек); средний уровень важности выбрали 32 % (37 человек) респондентов; 18 человек признали нематериальную мотивацию важной, но в небольшой степени, а 14 человек вообще отрицают значимость нематериальной мотивации. Результаты опроса респондентов о важности нематериальной мотивации представлены на рис. 7.
Рис. 7. Степень важности нематериальной мотивации в стимулировании сотрудников[44]
В ходе исследования также была выявлена зависимость выбора нематериальной мотивации от возраста респондентов (рис. 7).
Рис. 8. Зависимость выбора нематериальной мотивации от возраста сотрудников[45]
По данным рис. 8 видно, что наиболее важная нематериальная мотивация для сотрудников от 30 до 55 лет, а таких сотрудников в НПК «Энергосервис» 79 %.
Выводы по главе 2
Научно-производственная компания «Энергосервис» занимается проектированием, производством и реализацией средств механизации ремонтных работ в вагонных депо МПС РФ.
На конец 2016 г. численность персонала составила 115 чел., что на 16 чел. больше, чем в 2014 г. Прием персонала происходил преимущественно по инженерным работникам и основным рабочим. Наибольшая группа работников находится в возрасте от 30 до 40 лет. Кадры предприятия характеризуются достаточно высоким уровнем образования. Причем, удельный вес работников с высшим образованием возрастает: с 37,88 % в 2014 г. до 40,20 % в 2016 г.
В НПК «Энергосервис» применяются материальные и моральные методы мотивации персонала. При этом основным методом материальной мотивации является оплата труда, включая надбавки и премии, доплаты. Для распределения сдельного заработка применяется коэффициент трудового участия. Кроме того, на предприятии действует определенная система материальной помощи, а также льгот и компенсаций, в том числе, предоставление оплачиваемых дней сотрудникам в связи с определенными событиями.
Существующая система мотивации НПК «Энергосервис» основана в основном на материальных стимулах и мотивах. Моральное стимулирование выражено в возможности карьерного роста. Руководство предпочитает воздействовать на мотивацию сотрудников путем денежного вознаграждения.
Проведенное исследование свидетельствует о необходимости совершенствования технологий мотивации персонала, применяемых в НПК «Энергосервис».
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию технологий мотивации персонала НПК «Энергосервис»
Проведенное исследование позволило выявить недостатки действующей системы мотивации в НПК «Энергосервис», а также причины недовольства персонала относительно действующей системы мотивации, а именно:
- несправедливостью установления оклада по должности;
- несправедливостью процентной надбавки за сложность и качество
работы; - низкой величиной надбавки;
- низким уровнем морального поощрения.
Рассмотрим возможности совершенствования материальной мотивации. Предлагаемая система оплаты труда и материального вознаграждения работников включает:
- Постоянная часть оплаты руда – оклад. Выплачивается сотруднику
независимо от того, каких результатов он добился. Целесообразно формирование оклада на основе грейдов, то есть особой шкалы, чем-то напоминающей разрядную сетку. Грейды создают у сотрудников ощущение справедливости вознаграждения. - Переменная часть вознаграждения - проценты, бонусы, премии. Их получение напрямую связано с результатами труда работника. Рекомендуем
размер переменной части вознаграждения определять на основе ключевых
показателей эффективности (KPI). Для подразделений и должностей определяют численно измеримые показатели эффективности их работы. Например, для работника отдела сбыта это может быть объем продаж, количество новых
клиентов и объем дебиторской задолженности по клиентам. Эти показатели должны регулярно измеряться, и на их основе строго математически вычисляться размер бонуса KPI. Система должна быть полностью прозрачна и понятна сотруднику[46]. Чтобы внедрить систему премирования на основе KPI в НПК «Энергосервис», необходимо пройти этапы, представленные на рис. 9.
Этапы внедрения системы премирования по системе KPI
Прояснение целей бизнеса
Формирование рабочей группы
Формирование плана разработки и внедрения системы
Презентация плана топ-менеджерам, ее утверждение
Разработка показателей эффективности
Разработка целей и задач подразделений
Разработка KPI подразделений
Описание бизнес-процесса сбора данных для расчета премиальных выплат
Согласование KPI подразделений и их весов
Планирование и расчет премиального фонда предприятия, его подразделений
Разработка регламентирующих документов
Презентация системы руководителя и сотрудникам
Внедрение системы в тестовом режиме, внесение необходимых корректировок
Внедрение системы премирования в компании
Рис. 9. Этапы внедрения системы премирования в НПК «Энергосервис» по системе KPI[47]
Описываемая система хороша для сотрудников, результат работы которых более всего влияет на финансово-экономические показатели предприятия. В НПК «Энергосервис» это, прежде всего, топ-менеджеры, ведущие специалисты производства, менеджеры по продажам. Для сотрудников из разных подразделений размер бонуса, на который влияет KPI, может колебаться от 20% до 100% оклада. При этом формула начисления самого бонуса достаточно сложная в ней учитываются количество KPI, коэффициент выполнения каждого из них, а также его «вес», то есть коэффициент влияния (чем важнее для НПК «Энергосервис» показатель, тем «вес» выше).
Рассмотрим пути совершенствования нематериальной мотивации.
На наш взгляд, в НПК «Энергосервис» в плане нематериальной мотивации на настоящий момент наиболее актуально создание системы обучения и повышения квалификации персонала и карьерного роста.
Для НПК «Энергосервис», на наш взгляд, более всего подходит корпоративная система наставничества. Это обусловлено тем, что НПК «Энергосервис» - это научно-производственное предприятие, где опыт накапливается годами и где уход одного человека способен проделать значительную брешь во всем бизнес-процессе. Во-вторых, это «постаревшие» коллективы, в которых сотрудники, имеющие стратегически важные знания и опыт, подошли к критическому возрастному пределу, и необходимо готовить им смену. А как показало проведенное исследование в НПК «Энергосервис» 17 % работников находятся в возрасте старше 50 лет. В-третьих, растущие структуры. Когда на одного мастера приходится 5–10 молодых специалистов и он физически не успевает передать опыт каждому в отдельности. Отметим, что в 2015 г. в НПК «Энергосервис» было принято 26 новых работников.