Файл: Особенности кадровой стратегии торговой организации.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ
1.1. Сущность и особенности применения кадровой стратегии
1.2. Формирование кадровой стратегии
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО «СПОРТМАСТЕР»
2.1. Характеристика ООО «Спортмастер»
2.2. Кадровая стратегия ООО «Спортмастер»
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО «СПОРТМАСТЕР»
Адаптация новых работников начинается с первого рабочего дня. Примерный план адаптации:
- знакомство с сотрудниками подразделения, в котором ему предстоит работать;
- ознакомление с должностной инструкцией, Правилами внутреннего трудового распорядка, Правилами техники безопасности;
- назначение руководителем наставника из числа сотрудников подразделения;
- обучение;
- контроль со стороны руководителя отдела за освоением новичком принципов работы;
- оценка руководителем прохождения испытательного срока.
Так при приеме на работу сегодня, соответствие потенциального сотрудника корпоративной культуре фирмы – является одним из важнейших параметров отбора в компанию. Каждому претенденту необходимо подробно рассказывать о традициях компании, особенностях общения, системе штрафов, предоставлении гарантий и т.д. Для некоторых это будет служить дополнительной мотивацией для поступления в компанию, а для других – негативным фактором.
Таким образом, можно избежать ситуации, когда вновь принятые сотрудники увольнялись, проработав в компании 3–6 месяцев, т.к. оказывались в условиях информационного голода или первоначально получали неверную информацию.
В ООО «Спортмастер» численность работников в течение года изменяется неравномерно. Рассмотрим в таблице 4 структуру численности персонала в ООО «Спортмастер» за 2016–2018 гг.
Таблица 4
Структура численности персонала в ООО «Спортмастер» за 2016‒2018гг.
Персонал, чел. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Абсолютное отклонение |
||||
чел. |
уд. вес. % |
чел. |
уд. вес. % |
чел. |
уд. вес. % |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
|
Руководители |
3 |
10,34 |
3 |
11,11 |
4 |
12,90 |
0 |
1 |
Торгово- оперативный персонал |
24 |
82,76 |
22 |
81,48 |
21 |
67,74 |
-2 |
-1 |
Окончание таблицы 4 |
||||||||
Обслуживающий персонал |
2 |
6,90 |
2 |
7,41 |
6 |
19,35 |
0 |
4 |
Итого |
29 |
100,00 |
27 |
100,00 |
31 |
100,00 |
-2 |
4 |
Источник: составлено автором на основании [30]
Таким образом из таблицы 4 видно, что на протяжении рассматриваемого периода с 2016 по 2018 гг., в ООО «Спортмастер» были незначительные отличия.
Однако, недостаток менеджеров не может восполниться избытком других категорий персонала. Из-за данного показателя возможно потенциальное снижение производительности труда.
Как видно по данным таблицы 4, численность персонала за период 2016–2018 гг. увеличилась на 2 чел. Основная доля удельного веса является торгово-оперативный персонал, который за рассматриваемый период снизился с 83 % до 68 %.
При приеме на работу сегодня, соответствие потенциального сотрудника корпоративной культуре фирмы является одним из важнейших параметров отбора в компанию.
Поэтому каждому претенденту необходимо подробно рассказывать о традициях компании, особенностях общения, системе штрафов, предоставлении гарантий и т.д. Для некоторых это будет служить дополнительной мотивацией для поступления в компанию, а для других – негативным фактором.
Далее рассмотрим характеристику аппарата управления в ООО «Спортмастер» за 2016‒2018 гг.
Таблица 5
Характеристика аппарата управления в ООО «Спортмастер» за 2016‒2018 гг., чел.
Категория работников |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
||||||
Высшее |
Среднее- специальное |
Среднее |
Высшее |
Среднее- специальное |
Среднее |
Высшее |
Среднее- специальное |
Среднее |
|
Руководители |
2 |
1 |
- |
2 |
1 |
- |
4 |
- |
- |
Торгово-оперативный персонал |
3 |
18 |
3 |
3 |
14 |
5 |
5 |
14 |
2 |
Обслуживающий персонал |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
Итого |
5 |
20 |
4 |
5 |
16 |
6 |
9 |
15 |
3 |
Источник: составлено автором на основании [30]
Таким образом из таблицы видно, что высшее образование в ООО «Спортмастер» имеют в 2018 г. всего 9 чел., что по сравнению с прошедшим годом выросло на 4 чел. В 2017 г. с высшим образованием – 5 чел., что по сравнению с прошедшим годом осталось без изменения.
Средне-специальное образование за рассматриваемый период снизился на 5 чел. Снижение средне-специального образования в организации произошло из-за получения 2 чел. высшего образования в 2018 г.
В следующей таблице рассмотрим движение персонала в ООО «Спортмастер» в период 2016–2018 гг.
Таблица 6
Показатели по движению персонала в ООО «Спортмастер» за 2016‒2018 гг.
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Абс. отклонение |
|
2017/2016 |
2018/2017 |
||||
Численность персонала на начало года |
32 |
26 |
29 |
-6 |
3 |
Приняты на работу |
6 |
5 |
10 |
-1 |
5 |
Выбили, в т.ч. |
12 |
2 |
5 |
-10 |
3 |
- по собственному желанию |
7 |
1 |
3 |
-6 |
2 |
- уволены за нарушение трудовой дисциплины |
5 |
1 |
2 |
-4 |
1 |
Численность персонала на конец года |
26 |
29 |
34 |
3 |
5 |
Среднесписочная численность персонала |
29 |
27 |
31 |
-2 |
4 |
Коэффициент оборота по приему персонала |
0,21 |
0,19 |
0,32 |
-0,02 |
0,14 |
Коэффициент оборота по выбытию персонала |
0,41 |
0,07 |
0,16 |
-0,34 |
0,09 |
Коэффициент постоянства кадров |
0,69 |
0,89 |
0,77 |
0,20 |
-0,11 |
Коэффициент текучести кадров |
0,41 |
0,06 |
0,16 |
-0,35 |
0,10 |
Источник: составлено автором на основании [30]
Из данных таблицы 6 видно, что в 2017 г. было принято 5 чел., что по сравнению с прошедшим годом сократилось на 1 чел. В 2018 г. было принято 10 чел., что по сравнению с прошедшим годом возросло на 5 чел.
Анализ динамики показателей по труду и заработной плате показал следующее (таблица 7).
Таблица 7
Динамика показателей по труду и заработной плате в ООО «Спортмастер» в 2016‒2018 г.
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста, % |
||
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
||||
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. |
70 152 |
72 615 |
74 562 |
2463 |
1947 |
103,51 |
102,68 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
29 |
27 |
31 |
-2 |
4 |
93,10 |
114,81 |
Торгово- оперативный персонал |
24 |
22 |
21 |
-2 |
-1 |
91,67 |
95,45 |
Выработка на одного персонала, руб. (стр.1/стр.2) |
2419 |
2689 |
2405 |
270 |
-284 |
111,18 |
89,43 |
Выработка на одного продавца, руб. (стр.1/стр.3) |
2923 |
3301 |
3551 |
378 |
250 |
112,92 |
107,57 |
Источник: составлено автором на основании [30]
По данным таблицы 7 видно, что выработка на одного персонала снизилась за период 2017–2018 гг. на 284,22 руб. Это связано с незначительным ростом товарооборота. Выработка персонала в 2018 г. в целом возросла на 107,57%.
Трудовые отношения в ООО «Спортмастер» строится в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Для закрепления персоналом на определенном рабочем месте издается приказ. Для ознакомления персонала с его должностными обязанностями и подтверждением его согласия следовать данным предписаниям в организации, производится ознакомление работника с должностной инструкцией и ее подписание. Должностная инструкция содержит подробное описание рабочего места, функций и необходимых навыков для работника.
С целью получения полной и достоверной информации о мотиваторах, в ООО «Спортмастер» проводилось ознакомление с документацией, в состав которой входили следующие документы: организационно-правовые, регламентирующие деятельность всего персонала, учредительные документы, правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, график отпусков, должностные инструкции документы по адаптации, мотивации и развитию персонала. Анализ документов ООО «Спортмастер» позволяет выявить следующие группы методов мотивации.
Административно – организационные методы мотивации: использование мотивации власти при управлении текущей деятельностью организации к которой относятся издание приказов, отдача распоряжений, указаний.
Экономические методы управления: материальное стимулирование труда: премии по результатам труда, использование для отдельных категорий работников.
Социальные и психологические методы управления:
- развитие у сотрудников чувства принадлежности к предприятию с помощью формирования стандартов обслуживания, использования логотипов компании, обеспечения сотрудников рабочей формой и т. п.;
- стимулирование труда работников посредством гарантированного предоставления социальных гарантий (например, больничные листы, выплаты пособий и т. п.), организационные праздники для сотрудников и их детей;
- выбор сотрудника месяца и размещения его фотографии на доске почета.
Вывод ко второй главе
Работа с персоналом в магазине строится на основании Положения о регламентирующих документах по персоналу ООО «Спортмастер». Главный акцент в ООО «Спортмастер», сделан на кадровой политике. Анализ текучести персонала связан с определением мотивационной структуры выбытия кадров. В ООО «Спортмастер» управления текучестью персонала, как такового, нет. Текучесть кадров здесь считается неизбежным злом.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО «СПОРТМАСТЕР»
В результате произведенного анализа ООО «Спортмастер» можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию кадровой стратегии:
1. Предприятию следует организовать мероприятия по совершенствованию процесса адаптации.
На предприятии процесс адаптации занимает 1 месяц, за это время работник не успевает влиться в рабочий процесс, наработать определенные схемы межличностных отношений в коллективе и применить свои профессиональные навыки и умения при выполнении поставленных задач. Непривычная среда для новичка порождает стресс, в стрессовом состоянии неизбежны ошибки в работе [23]. Очень важно оказывать новому сотруднику психологическую поддержку, оценивать эффективность его деятельности, при необходимости помогать в решении промежуточных задач, приводить практические примеры решения аналогичных ситуаций в организации, а также оказывать содействие в налаживании отношений с коллегами. Я предлагаю увеличить срок адаптации до 3 месяцев. За это время работник сможет раскрыть свой потенциал и адаптироваться в коллективе. Методы адаптации для каждого работника необходимо подбирать индивидуально, с учетом его профессиональных навыков и психофизиологического состояния [8]. Например, для более легкого процесса вхождения в должность можно применять тренинги и деловые игры. Такой метод позволяет работнику развивать аналитическое мышление, решая различные смоделированные проблемы в тех или иных сферах трудовой деятельности, наладить деловое и дружеское общение с коллегами, если решение подбирается совместно [16].
2. Следующее мероприятие по совершенствованию кадровой стратегии – повышение уровня подготовки кадрового резерва.
Несмотря на тот факт, что сегодня на рынке труда предложение ресурсов намного превышает спрос на них, многие компании часто сталкиваются с проблемой недостаточности кадров, соответствующих должности по профессионализму, теоретическим знаниям, практическим навыкам или даже по психологическим параметрам соответствия. У компании может возникнуть экстренная ситуация поиска кадров, в таком случае кадровый резерв необходим [15]. Группу сотрудников необходимо специально и заблаговременно готовить на определенную должность «на всякий случай». Наличие кадрового резерва позволяет своевременно подготовить людей к выполнению не только своих прямых обязанностей, но и в случае необходимости – обязанностей руководителя по смежным направлениям деятельности. Такой подход позволяет существенно снизить финансовые затраты на экстренный поиск сотрудников, и затраты времени на адаптацию новичков. Кроме того, кадровый резерв – это отличный метод нематериальной мотивации персонала, дающий надежду на карьерный рост и способствующий формированию корпоративного духа [20].