Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Сравнительный анализ Международного валютного фонда и нового банка развития БРИКС).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и цели международного валютного фонда
1.2. Роль международного валютного фонда в международной валютно-финансовой системе
2. Сотрудничество международного валютного фонда с развивающимися странами
2.1. Роль международного валютного фонда в развитии экономик стран Восточной Европы
2.2. Международный валютный фонд и Россия
2.3. Роль международного валютного фонда в странах Азии
3. Международный валютный фонд в глобальной экономике
3.1. Сравнительный анализ Международного валютного фонда и нового банка развития БРИКС
Это доказывает подчиненность стран-участниц Фонду при проведении внутренней политики. Поскольку страна все же несет финансовые и имидживые потери, то сотрудничество МВФ и Украины неизбежно. А невыполнение правительством взятых на себя обязательств перед МВФ приостанавливает реализацию жизненно важных реформ и портит репутацию страны на мировой арене, не позволяя привлечь необходимые инвестиции. Но и прекращение сотрудничества с МВФ может самым серьезным образом сказаться на финансовой стабильности страны. Если рассматривать более современный период, то в конце апреля 2014 года МВФ соглашается на еще одну программу кредитования на общую сумму почти 15,1 млрд. долларов. Из первого же транша более 1 млрд. долларов снова были направлены прямо в бюджет.[25]
Всего по этой программе на поддержку бюджета поступило 2 млрд. долларов из общей суммы полученных траншей на 3 млрд. долларов.
Несмотря на это, экономика Украины быстро падает, и уже менее чем через год, в марте 2015 года была согласована новая программа - расширенного финансирования - на рекордную сумму в 12,348 млрд. SDR. Так же беспрецедентным был и первый транш по этой программе в 5 млрд. долларов.
По этой же программе Украина получила и максимальное количество траншей - четыре. Однако и по ней Украина "выбрала" около половины выделенных средств.
В 2017 году цены на электроэнергию должны быть рыночными, а «Нафтогаз» должен быть лишен государственных дотаций. Целью программы является возобновление экономического роста, стабилизация курса гривны снижение инфляции.
В декабре 2018 года ее досрочно заменили новой программой stand-by.
Она предусматривает предоставление почти 4 млрд. долларов, за которыми Киев может обратиться до весны 2020 года.
В отличие от расширенного финансирования, предоставляемого странам, которые нуждаются в срочной помощи во время кризиса, stand-by рассчитана на страны, экономика которых стабильна и растет, но нуждается в поддержке в определенных вопросах.
Наибольшая текущая проблема Украины - пик выплат долгов предыдущих лет. По подсчетам НБУ, в 2019-2020 годах плановые валютные выплаты с процентами составят 17 млрд. долларов.[26]
Если рассматривать сотрудничество МВФ с другими странами Восточной Европы, то такая страна как Беларусь, с 1992 по 2008 год дважды использовала финансовые ресурсы МВФ: по линии фонда системных трансформаций - $217,2 млн. и по механизму stand-by - $77,4 млн.
Деятельность МВФ в Беларуси направлена на сотрудничество с правительством и Национальным банком по подготовке программ экономической политики с уклоном на налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, обменный курс и торговую политику с целью достижения значительного экономического роста, а также низкой инфляции и устойчивости платежного баланса. Беларусь реализовала программу stand-by, поддержанную кредитом МВФ на $3,5 млрд., с января 2009 года по апрель 2010. Это позволило стране обеспечить положительную динамику по ряду позиций в экономике и денежно-кредитной сфере. На 2015 год страна полностью исполнила свои обязательства перед МВФ.[27]
Циклическое восстановление экономики Беларуси продолжается, рост в первые три квартала 2018 года достиг 3,7 процента. Более высокие цены на нефть и солидный внешний спрос благоприятствовали экспорту, тогда как внутреннему спросу способствовали двузначные темпы роста заработной платы в соответствии с масштабными целями по заработной плате. Повышение роста импорта, в том числе в связи со строительством атомной электростанции, в свою очередь, привело к некоторому ухудшение позиции по внешним счетам, несмотря на положительные условия торговли; поэтому дефицит счета внешних текущих операций может достичь 2,5 % ВВП в 2018 году по сравнению с 1,6 % в 2017 году. Осмотрительная денежно-кредитная политика в сочетании с повышением доверия к центральному банку позволяют удерживать инфляцию на исторически низких уровнях (5 процентов в ноябре по сравнению с тем же периодом предыдущего года) несмотря на быстрый рост заработной платы. Важно отметить, что обменный курс остается относительно стабильным в номинальном эффективном выражении, что наблюдается и в части международных резервов.
Что касается Венгрии, то она намерена досрочно выплатить кредит МВФ, полученный в 2008 году для противодействия финансовому кризису и прекратить сотрудничество с Фондом, вернув ему 2,9 млрд. долларов. Освобождение от опеки МВФ Венгрии далось нелегко. Был введён режим жёсткой экономии, выросли налоги, всячески ограничивался импорт и стимулировался экспорт. Досрочная выплата задолженности по кредиту и закрытие постоянного представительства МВФ в Будапеште должны продемонстрировать избирателям способность правительства Виктора Орбана эффективно отстаивать экономический суверенитет страны. Кроме того, досрочная выплата долгов поможет Венгрии не вводить в действие политику жёсткой экономии, к которой вынуждены прибегать её партнёры по Евросоюзу. [28]
Республика Молдова получает финансовую поддержку фонда, начиная с 1993 года. Средства выделяются по программам экономической стабилизации. МВФ предоставляет Молдове техническую помощь в ряде областей, включая управление налогово-бюджетной сферой, государственные расходы, налоговые и таможенные вопросы, систему учета в денежно-кредитной сфере, банковский надзор и другие. В настоящее время Молдова является более уязвимой с финансово-экономической точки зрения, что усугубляется значительным сокращением валютных резервов Национального Банка. Предыдущая трехлетняя программа МВФ с Молдовой, истекшая в 2013 году, предусматривала финансовую поддержку в общем размере 369,6 млн. специальных прав заимствования (около $570 млн.), из которых Молдова получила лишь 320 млн. СДР (около $490 млн.) Последний транш не был выделен из-за того, что молдавские власти не выполнили часть взятых на себя обязательств. К ним относились внеплановое повышение пенсий, введение единого налога в сельском хозяйстве и повышение зарплат госчиновникам. Фонд также был недоволен слишком большими социальными расходами и высоким дефицитом госбюджета Молдовы. В 2015 году опять начались переговоры между МВФ и Республикой Молдовой по поводу новой программы, в которых Фонд занял очень жесткую позицию относительно банковского вопроса. Молдавские власти возлагают большие надежды на договор с МВФ, так как этот документ предполагает не только возможность получения очередного кредита, но и дает "зеленый свет" на получение займов от остальных внешних доноров.[29] Так, например, Евросоюз заявил, что помощь Молдове будет сильно зависеть от миссии МВФ, а также в конце прошлого года республика не смогла получить обещанный кредит от Румынии в 150 млн. евро до подписания соглашений о сотрудничестве с МВФ. Действующая программа МВФ в Молдове продемонстрировала откровенную зависимость экономической политики молдавских властей от рекомендаций Фонда.
2.2. Международный валютный фонд и Россия
Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования. [30]
За период с 1992 по 2005 гг. Россия в общей сложности привлекла восемь кредитов МВФ общим объемом около 22 млрд. долл. США.
В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Решением совета директоров МВФ в 2005 г. страна была включена в План финансовых операций (Далее - ПФО) МВФ — механизм, посредством которого фонд осуществляет кредитование его членов в случае ухудшения их платежных балансов, используя средства участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закреплено в разделе 3, статьи V, Устава МВФ.[31]
Необходимость новой модели роста была очевидна уже до спада. В прошлом высокие цены на биржевые товары благоприятствовали экономике, где доминирующую роль играли нефтяная, газовая и горнодобывающая отрасли. Более того, высокая норма прибыли по биржевым товарам сдерживала развитие производства альтернативной и технически сложной продукции. Помимо этого, структурные ограничения препятствуют частным инвестициям и развитию неэнергетического сектора, что привело к замедлению процесса сближения с уровнями дохода в странах с развитой экономикой.
России следует преодолеть структурные недостатки в своей экономике, которые остаются в основном неизменными с докризисного периода. В докладе МВФ содержатся некоторые предложения относительно использования новых возможностей, возникающих благодаря более конкурентоспособному обменному курсу.
- Улучшение инвестиционного климата. Реформы в России должны начинаться с укрепления прав собственности и механизмов исполнения договоров для внушения инвесторам уверенности. России следует также сократить обременительные правила ведения и лицензирования бизнеса и жесткое регулирование, которые часто препятствуют международному участию во внутренней экономике.
- Инвестиции в инфраструктуру. Поскольку Россия обладает самой большой в мире территорией, ее транспортная сеть (автомобильные и железные дороги, порты) является обширной, но она неравномерно распределена по регионам и характеризуется плохим качеством. Инвестиции в инфраструктуру такого вида улучшат связи с регионами и остальным миром. Они также повысят прибыльность компаний за счет уменьшения транспортных издержек, облегчения доступа к внутреннему и внешнему рынкам и повышения мобильности рабочей силы, позволяющей людям переезжать для получения лучше оплачиваемой работы.
- Создание более эффективного рынка товаров. Сокращение обременительных процедур, связанных с торговлей, например, сложных процедур таможенной очистки для импорта и экспорта, приведет к увеличению воздействия международной конкуренции и тем самым повысит эффективность отечественных компаний.
- Укрепление внешнеторговых связей. Преференциальные торговые соглашения России с соседними странами следует распространить на другие страны, помимо ее непосредственных соседей. Это откроет возможности для освоения новых внешних рынков и интеграции страны в мировую торговлю. Если российские цены станут более конкурентоспособными, российские компании-экспортеры смогут получать большие выгоды.
- Поддержка инноваций. России необходимо выделять больше ресурсов на НИОКР, уделяя основное внимание науке и технологиям. Способность предприятий повышать эффективность и создавать инновационные виды продукции и услуги с использованием новых технологий является необходимым условием для повышения производительности. Вместе с тем, предпосылками для этого являются благоприятные институциональная система и деловая среда, а также эффективный рынок товаров, которые обеспечивают отдачу от инновационных мер.[32]
Вступление России в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему, следовательно, увеличилась сила ее голоса при рассмотрении важных экономических решений, касающихся не только мирового хозяйства в целом, но и каждого государства в отдельности, в том числе и России.[33]
Вместе с тем участие России практически сводится лишь к текущему обсуждению проблем без возможности влиять на принятие решений. Одним из существенных положительных факторов участия России в МВФ, несомненно, можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Благодаря этому удалось снизить давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать внешнюю кредитную платежеспособность и международные кредитные отношения без ущерба для внутренней экономики и национальной денежно-кредитной системы.
В заключение хотелось бы отметить, что, хоть и Российская Федерация показала свою способность обходиться без кредитных вливаний со стороны Фонда и своевременно расплачиваться по старым долгам, мнение Фонда в оценке инвестиционных перспектив России на мировых рынках продолжает оставаться исключительно важным.
2.3. Роль международного валютного фонда в странах Азии
Азия является самым динамичным регионом мира и в настоящее время составляет 40 процентов мировой экономики. В течение следующих четырех лет — даже с учетом небольшого снижения темпов — она должна будет обеспечивать почти две трети мирового экономического роста. Учитывая эту жизненно важную экономическую роль, максимальное использование динамизма Азии представляет значительный интерес для всего мира.[34]
Для преодоления финансового кризиса, разразившегося в 1997-1998 гг. в Азии с помощью МВФ и под его давлением были разработаны меры финансового, экономического и социального характера. Структурные реформы занимали более важное место, чем в типичных программах МВФ. Подробные элементы этих реформ были сформулированы совместно с властями каждой страны, а также с Всемирным банком и Азиатским банком развития. Финансовый сектор особенно нуждался в реформировании, учитывая причины кризиса. Главными элементами, которыми характеризовали политику всех трех стран (Южной Кореи, Индонезии, Таиланда) были следующие:
- неплатежеспособные финансовые учреждения закрывались для предотвращения дальнейших потерь;
- рекапитализацией потенциально жизнеспособных финансовых организаций, часто с государственной помощью;
- слабые финансовые организации подвергались доскональным проверкам со стороны центрального банка;
- усиление финансового надзора с целью предотвращения условий, которые способствовали появлению кризиса, при этом акцент делался на восстановление прочности финансовых учреждений и приведение контроля в соответствии с международными стандартами. Но во всех случаях нормы поднимались постепенно с учетом компромиссов между необходимостью решительных шагов вперед и озабоченностью тем, что слишком быстрое повышение норм может привести к потрясениям системы, которая уже расшатана кризисом. Меры по реструктуризации корпоративного долга также рассматривались как важнейшие составляющие восстановления надежности финансовой системы. Здесь прогресс был медленным во всех трех странах, что имело отрицательные последствия для темпов экономического подъема.[35]
Поддерживаемые МВФ программы первоначально были менее успешны, чем предполагалось, в восстановлении доверия во всех трех странах, при этом отток капитала и понижение курса национальных валют продолжались и после того, как начали действовать программы. Это было связано с целым рядом факторов, включая:
- первоначальную нерешительность и аннулирование мер при реализации программы, например, преждевременный отказ от ужесточения денежно-кредитной политики, в сочетании с политической неопределенностью и неясностью в отношении результатов выборов, что вызывало сомнения в перспективах политики;
- чрезвычайный дисбаланс между резервами и краткосрочным долгом с наступающим сроком погашения. В Южной Корее и Таиланде инвесторы осознали это еще яснее, когда в связи с поддерживаемыми Фондом программами была опубликована информация об уровне резервов, которые можно использовать; и неопределенность в отношении комплексных соглашений об официальном финансировании, в частности, транши «второй линии обороны» для Южной Кореи и Индонезии, так и не были выплачены.[36]
Осуществление рекомендаций МВФ позволило добиться определенных успехов, но в то же время имело негативные социально-экономические и политические последствия. К финансовым мерам по преодолению кризиса, разработанных МВФ, были: отказ от привязки национальных валют к доллару и предоставление обменным курсам возможности упасть до «естественного уровня»; повышение ставки рефинансирования ради укрепления национальных валют; проведение жесткой фискальной политики для уменьшения дефицита государственного бюджета, а также открытие финансового рынка для иностранного капитала в целях развития конкуренции и интернационализации национальных экономик и другие. Негативными побочными последствиями реализации мер МВФ стали спад производства, массовые банкротства мелкого и среднего бизнеса, крах системы здравоохранения и социального обеспечения, рост безработицы, сокращение импорта, сужение внутреннего спроса, падение жизненного уровня, усиление социальной и политической напряженности. Кроме того, финансовая задолженность стран, воспользовавшихся помощью МВФ, стала настолько велика, что стала представлять угрозу их экономической безопасности: Южная Корея – 430 900 млн. долл., Индонезия- 223 800 млн. долл., Таиланд – 86 172 млн. долл.[37]