Файл: История советской типографики..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сперва учился на инженерно-строительном факультете Политехнического института в Баку, но задержался он там недолго, так как перспектива стать строителем его совсем не интересовала. Зато с удовольствием посещал воскресные курсы по рисованию, где со временем все больше убеждался в том, что его призвание – это быть художником.

Далее обучался изобразительному искусству в художественных мастерских Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) в Баку, затем поступил в московский ВХУТЕМАС, но отучился там всего лишь год. «Вследствие крайнего истощения от систематического недоедания я был вынужден возвратиться в Баку», — писал он в автобиографии.

По возвращению в Баку руководил художественной студией Дома коммунистического воспитания, работал в местных газетах и делал эскизы плакатов.

В конце 1925 года Соломона вызвали обратно в Москву для работы в столичном издательстве «Новая Москва». Через два года в жизни художника произошло одно важное событие, а именно встреча с Л. М. Лисицким и по словам Соломона они сразу же нашли общий язык.

В работе и оформлении они оба придерживались принципов конструктивизма и сделали совместный «Путеводитель по Всесоюзной полиграфической выставке» (рис. 32). Лисицкий занялся самой разработкой проекта, а Телингатер – визуальным оформлением.

Рис. 32. Обложка «Путеводителя по Всесоюзной полиграфической выставке». Художники Лисицкий и Телингатер.

Навыки художника стремительно развивались, как и его карьера, и в 1933 году его назначили на должность худ. редактора Партиздата. Благодаря таланту Телингатера Партиздат наградили золотой медалью за художественное оформление книг на Парижской выставке искусства и техники в 1937 году. (рис. 33)

Рис. 33. Обложка Конституции СССР. С. Б. Телингатер, 1937.

Принимал участие в Великой отечественной войне. Сперва он добровольно вступил в Первую Московскую стрелковую дивизию народного ополчения, а после назначен художником армейской газеты «За Родину».

Кроме художественно-оформительской деятельности, занимался шрифтовым искусством и помимо колоссального количества акцидентных работ и различных обложек, где присутствовал рукописный шрифт, разработал собственную наборную гарнитуру, которая получила название акцидентная гарнитура Телингатера (рис. 34), где за основу нового рисунка взят рисунок малоконтрастной антиквы с малозаметными засечками.


Рис. 34. Фрагмент утвержденной гарнитуры Телингатера Отделом Наборных шрифтов.

Гарнитура получила золотую медаль на международной выставке в 1959 году в Лейпциге.

Благодаря необычному рисунку может применяться как для набора титулов,особенно в книгах по искусству, так и в акцидентных работах.

Глава 2.4. Кузанян Павел Михайлович

О биографии Кузаняна Павла Михайловича информации не так много. Известно, что художник родился в Тифлисе (современный Тбилиси), отучился в академии художеств в столице Грузии, а затем в 1930 году окончил ВХУТЕИН на специальность живописца.

Павел Михайлович проявил себя во многих сферах творческой деятельности. Занимался книжным оформлением, иллюстрацией, станковой графикой, работал как художник наборного шрифта и живописцем.

Отдел наборных шрифтов НПО Полиграфмаш предложил художнику сотрудничество. Там были созданы шрифты Кузанян, Гранит, Нева, Пушкинский декоративный и Декор. Последние два, к сожалению, не используются из-за отсутствия цифрового аналога.

Гарнитура Кузаняна (рис. 24) характеризуется как контрастный, чуть зауженный шрифт типа антиквы нового стиля. Очко заужено, присутствуют элементы каллиграфии остроконечным пером. Со слов художника, его первостепенная задача при создании шрифта заключалась в том, чтобы по цвету, контрасту и другим признакам он был близок к рисованному, то есть без чертежной жесткости и сухости.

Разработку Кузанян начал с курсивного начертания в котором основные и соединительные штрихи имеют непрерывность движения, характерную для пера. Гарнитура имеет сильный контраст между основным и соединительными штрихами, при переходе к основному штриху закругления засечек слабо выражены и в ней используются длинные верхние и нижние выносные элементы.

Шрифт Гранит (рис. 27) был создан к 50-летию Великого Октября. Изначально предполагалось, что он будет служить для оформления плакатов, лозунгов, афиш и различного рода объявлений, однако так же использовался для набора рекламы большого формата.

Гарнитура Нева (рис. 35) достаточно контрастный шрифт типа антиквы нового стиля. Не особо популярная гарнитура, поскольку относительно недавно появилась в цифровом варианте, а именно в 2002 году. Но даже сейчас её достаточно редко используют, в основном это оформление роскошных альбомов по искусству и подарочных изданий.


Рис. 35. Гарнитура Нева. (П. М. Кузанян)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важно отметить, что творческие проблемы проектирования наборного шрифта оказались в центре внимания художников советского периода, что с былым пренебрежением к его художественным возможностям уже покончено. Интерес к наборным шрифту постепенно рос и продолжает расти, и может быть недалеко то время, когда именно он будет определять основные направления в развитии шрифтовой культуры, когда набор, а не надпись будет формировать художественный стиль советского шрифтового искусства.

Шрифт живёт, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством. Даже возвращаюсь к истокам, воспроизводя их, копирую, он звучит по-новому и прочитывается иначе в общем контексте современной культуры. Но это не прямое развитие с постоянными оглядками назад, с многократным переосмысление и осовременивание давно пройдённых этапов не легко поддается критическому анализу. Далеко не все закономерности художественного развития шрифта можно считать раскрытыми, изученными. История шрифта, по крайней мере русского, кое как прибавляется до сих пор достаточно внешними описаниями, художественная критика его осторожно обходит, методика искусствоведческого анализа этого специфического вида графики не разработана. Да и длительных образцов такого анализа наберется совсем немного. Изучить жизнь шрифта во всем его многообразии, сложные взаимовлияния разных форм и видов письма, их роль в общем развитии искусства ещё предстоит.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература.

  1. Паратайп. Воспоминания об отделе наборных шрифтов НИИПолиграфмаша [Электронный ресурс] – URL: http://rus.paratype.ru/poligraphmash-research-institute (дата обращения: 30.05.19)
  2. Телингатер С. Б. Искусство шрифта. М.: Шрифт, 2015. — 187 с. [Электронный ресурс] – URL: https://www.twirpx.com
  3. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. М.: Книга, 1985. — 256 с. [Электронный ресурс] – URL: https://www.twirpx.com

Дополнительная литература.

  1. Артхив. [Электронный ресурс] - URL: https://artchive.ru/ (дата обращения: 30.05.19)
  2. Свободная электронная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 30.05.19)
  3. Электронный архив работ художника Соломона Телингатера. [Электронный ресурс] - URL: http://telingater.togdazine.ru/ (дата обращения: 30.05.19)