Файл: История советской типографики..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Гарнитуры, предназначенные в основном для набора изданий на иностранных языках (в том числе Прибалтийских республик): Гарнитура Баченаса (рис. 12); Гарнитура северная (рис. 13); Гарнитура бодони книжная (рис. 14);

Гарнитура Баченаса. Создана как в латинском, так и в русском начертаниях в 1958 году литовским художником. Шрифт относится к типу малоконтрастной антиквы. Может применяться в наборе различных видов изданий.

Рис. 12. Гарнитура Баченаса (В. И. Баченас, 1958)

Гарнитура северная. Создана в 1953-1955 годах коллективом художников под руководством З. А. Масленниковой на основе зарубежного контрастного образца Nordisch.

Рис. 13. Гарнитура северная (3. А. Масленникова, 1953-1955)

Гарнитура бодони книжная. Разработана в 1954-1956 годах художниками В. В. Куликовым и Л. И. Степановой. Представляет собой модернизированный вариант рисунка шрифта итальянского мастера Джамбатиста Бодони.

Рис. 14. Гарнитура бодони книжная (В. В. Кульков и Л. И. Степанова, 1954-1956)

  • Гарнитуры универсального применения: Гарнитура балтика (рис. 15);

Гарнитура балтика. Разработана коллективом художников в 1951-1952 годах под руководством художницы В. Г. Чимиповой на основе рисунков шрифта Candida немецкого художника Я. Эрбара.

Рис. 15. Гарнитура балтика (коллектив художников, 1951-1952)

  • Гарнитуры, предназначенные для набора журналов и газет: Рубленая тонкая гарнитура (рис. 16), Новая журнальная гарнитура (рис. 17), Журнальная гарнитура (рис. 18), Журнальная рубленая гарнитура (рис. 19), Новая газетная гарнитура (рис. 20);

Рубленая тонкая гарнитура разработана в 1950 году художником Н. Н. Кудряшовым по заказу издательства «Правда». Рисунок этого шрифта менее геометрический и приближается к скелетному изображению. В мелких кеглях шрифт рассчитан для набора текста в журналах, которые содержат много иллюстраций и мало текста.

Рис. 16. Рубленая тонкая гарнитура (Н. Н. Кудряшов, 1950)

Новая журнальная гарнитура создана в 1963 году художником М. Г. Ровенским. Небольшой рост строчного начертания по сравнению с другими шрифтами увеличивает междустрочие, что делает гарнитуру более удобной для восприятия.


Рис. 17. Новая журнальная гарнитура (М. Г. Ровенский, 1963)

Журнальная гарнитура была создана в 1951-1953 годах группой художников под руководством Л. С. Маланова и Е. Н. Царегородцевой на основе разработанного ранее шрифта эксцельсиор.

Рис. 18. Журнальная гарнитура (коллектив художников, 1951-1953)

Журнальная рубленая гарнитура. Первоначальные рисунки этой гарнитуры разработаны в 1940 году. Совершенствование рисунков гарнитуры и более широкая ее разработка группой художников для всех способов набора проводились в 1956 году.

Рис. 19. Журнальная рубленая гарнитура (коллектив художников, 1956)

Новая газетная гарнитура. Создана художником Н. Н. Кудряшовым в 1946 году. Шрифт малоконтрастный по рисунку; очко широкое и раскрытое. Кегль 8 принят как основной для набора газетного текста, что дает около 10% экономии по сравнению с набором кеглем 9 узкого начертания обыкновенной гарнитуры.

Рис. 20. Новая газетная гарнитура (Н. Н. Кудряшов, 1946)

  • Гарнитуры, предназначенные для титульного и частично для акцидентного набора Гарнитура лидия (рис. 21), Гарнитура октябрьская (рис. 22), Гарнитура акцидентная Телингатера (рис. 23), Гарнитура Кузаняна (рис. 24), Гарнитура Рерберга (рис. 25), Бажановская гарнитура (рис. 26) и плакатный шрифт «гранит» (рис. 27);

Гарнитура лидия. Разработана в прописном начертании в 1967 году художником И. Н. Чепель. Представляет собой декоративный вариант умеренно контрастной антиквы.

Рис. 21. Гарнитура лидия (И. Н. Чепиль, 1967)

Гарнитура октябрьская создана в прописном начертании художником И. Н. Чепель в 1966 году. Гарнитура относится к типу шрифта с малозаметными засечками и приближается по рисунку к гарнитуре Телингатера, отличаясь от нее более строгим построением.

Рис. 22. Гарнитура октябрьская Гарнитура октябрьская (И. Н. Чепиль, 1966)

Гарнитура акцидентная Телингатера была разработана художником С. Б. Телингатером в 1959 году. В основу нового рисунка положен рисунок малоконтрастной антиквы с малозаметными засечками. Данная гарнитура была удостоена серебряной медали на международной выставке в Лейпциге в 1959 году.


Рис. 23. Гарнитура акцидентная Телингатера (С. Б. Телингатер, 1959)

Гарнитура Кузаняна. Создана художником-оформителем П. М. Кузаняном в 1958 году. Шрифт контрастный, типа Bodoni, с узким начертанием очка.

Рис. 24. Гарнитура Кузаняна (П. М. Кузанян, 1958)

Гарнитура Рерберга создана в 1956 году художником Е. К. Глущенко на основе рисунков шрифтовика И. Ф. Рерберга (1892—1957). Шрифт отличается светлым и изящным рисунком и особым начертанием отдельных букв.

Рис. 25. Гарнитура Рерберга (Е. К. Глущенко, 1956)

Бажановская гарнитура разработана в начале 50-х годов художником М. Г. Ровенским на основе образцов рисунка шрифта художника Д. А. Бажанова.

Рис. 26. Бажановская гарнитура (М. Г. Ровенский, 1955)

Плакатный шрифт «гранит». Разработан художником П. М. Кузаняном в 1966 году к 50-летию Великого Октября.

Рис. 27. Гарнитура гранит (П. М. Кузанян, 1966)

Все эти группы были разработаны с учетом строгих стандартов и в соответствии с их основным назначением. Но не стоит забывать, что на практике некоторые из них использовались не только в той сфере, для которой был разработан шрифт изначально.

Глава 2. ХУДОЖНИКИ-ШРИФТОВИКИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Глава 2.1. Банникова Галина Андреевна

Родилась Галина Андреевна в Сарапуле, в небольшом городе, где в основном преобладала обувная и кожевенная промышленность, однако для себя Банникова выбрала совершенно другой путь. Художница сделала колоссальный вклад в искусство шрифта и графики, её безумно привлекала книжная графика и работа над шрифтами.

В 1930 году окончила ВХУТЕИН. Ещё во времена студенчества её способности заметил историк шрифтового искусства профессор В.А. Левицкий, который преподавал художнице курс искусства шрифта. Под его руководством Банникова раскрывала не только свой врожденный талант, но и всю художественную ценность шрифта и значимость его использования в графике. Кроме того, в процессе обучения она получила несоизмеримые опыт и базу как художник-оформитель.


После окончания Всероссийской академии художеств в городе на Неве, Галина Андреевна основательно увлеклась книжной графикой, её страстью была работа с шрифтовыми решениями. В 1939 году устроилась на работу в Отдел наборных шрифтов ВНИИ полиграфической промышленности, в организацию, которая занималась не только разработкой оборудования и материалов для полиграфических предприятий советского союза, но и создавала новые технологические процессы.

Рис. 28. Банниковская гарнитура.

Примерно в это же время художница начала работу над своей главной работой, а именно банниковской гарнитурой (рис. 28). По некоторым источникам известно, что Банникова работала над рисунком порядка десяти лет. Прежде чем приступить к работе над шрифтом, Галина Андреевна долгое время изучала гражданский шрифт времен Петра I (рис. 29) и антиквенные шрифты эпохи Возрождения (рис. 30). Соединив изученные данные, она разработала новый и уникальный кириллический шрифт. Данную гарнитуру предполагалось использовать для издания художественной литературы и поэтических произведений, а также книг, посвященных искусству.

Рис. 29. Гражданский шрифт XVIII века.

Создание шрифта – невероятно кропотливый и сложный процесс. Буквы, которые раскрывают наиболее ярко уникальность шрифта, построены по-особенному: верхняя засечка у буквы «л» односторонняя и направлена влево, строчная буква «б» напоминает цифру «6», а спускающиеся элементы букв «ц», «щ», «д» скошены внутрь и удлинены. Вниманием не были обделены как курсив, так и полужирное начертание. Банниковой за создание одноименной гарнитуры присужден Первой степени на Всесоюзной выставке книги, графики и плаката в 1957 году.

Отличительная черта шрифта – это наплывы в овальных элементах букв, которые расположены ассиметрично. Такое расположение деталей создают образ воздушности и полета. Несмотря на то, что гарнитура кажется декоративной, она считается очень удобной при чтении даже при маленьком кегле, чего не скажешь про его цифровой аналог.

Рисунок гарнитуры крайне сложен для отображения на мониторе при малом кегле и слабо поддаётся сглаживанию ClearType, вследствие чего на веб-страницах её можно применять только в качестве заголовков.

Помимо гарнитуры банниковой, художница разработала ещё две гарнитуры. Это байконур и кама, которые так же использовались для набора изданий художественной и искусствоведческой литературы.


Рис. 30. Отрывок страницы из книги Об Этне. Франческо Гриффо (XV век)

Глава 2.2. Вадим Владимирович Лазурский

Лазурский родился на юге УССР в городе Одесса. С самого детства художник был приобщён к искусству, так как мать была у него актрисой, а отец был литературоведом и преподавал западноевропейскую и средневековую литературу в университете.

В 1930 году окончил Одесский институт изобразительных искусств и устроился на работу на фабрику «Межрабпомфильм» в качестве художника рисованных фильмов. Позже работал в мастерской Всесоюзной торговой палаты, где его работа заключалась в оформлении выставок, которые проводились за границей. Начал работу над оформлением панно к выставке в Белграде, однако выставка не состоялась из-за начала Великой Отечественной войны. В довоенное время работал во многих издательствах книжным

художником-оформителем.

После войны стал председателем художественного совета мастерской предметной графики комбината графического искусства, художественного фонда РСФСР.

У художника была достаточно насыщенная жизнь. Помимо работы в мультипликации, оформлении выставок, архитектурной деятельности и промышленной графики, он также разработал по заказу НИИ полиграфмаша шрифт, который получил название гарнитура Лазурского.

Его использовали для набора изданий художественной и искусствоведческой литературы. При создании, так же, как и Банникова Г. А., Лазурский вдохновлялся шрифтами Ренессанса (рис. 30) и гражданским шрифтом XVIII века (рис. 29). Особенное влияние оказали работы Дюрера, Пачоли, Альда Мануция (художник даже написал книгу «Альд и альдины»), Гриффо и Тальенте.

Художник был удостоен двух золотых медалей. Одну он получил на международной выставке в Лейпциге в 1959 году за гарнитуру Лазурского, а вторую – за оформление стихотворения А. С. Пушкина «Медный Всадник» (рис. 31), в котором он так же использовал свою гарнитуру.

Рис. 31. Отрывок стихотворения А. С. Пушкина «Медный Всадник» в оформлении Лазурского.

В 1992 году Вадим Владимирович Лазурский стал одним из создателей Академии графического дизайна России.

Глава 2.3. Телингатер Соломон Бенедиктович

Родился в столице Грузии в семье, где отец был театральным художником и графиком, а мать никакой специальности не имела и была домашней хозяйкой. Поскольку семья была не очень богата, с ранних лет Соломону приходилось зарабатывать себе на хлеб.