Файл: Роль мотивации в поведении организации. Рабочая среда для персонала.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
Введение
Успех организации – к нему стремится каждый руководитель. Одним из условий успеха является мотивация персонала. Необходимо, чтобы члены организации были заинтересованы в конечном результате и стремились внести свой вклад в развитие компании. Ведь только так поставленные цели могут быть достигнуты. В связи с этим, руководители проявляют интерес к изучению причин, которые мотивируют, и в какой-то степени даже заставляют работников работать.
У руководителей масса вопросов – почему работники в одних случаях тратят рабочее время впустую, ведут беседы на рабочем месте, часто отвлекаются на посторонние ситуации, а в других случаях наоборот, трудятся, не покладая рук, полностью отдают себя работе, качественно выполняют поставленные руководителем задачи. Почему меняют место работы. Почему по-разному реагируют на одно и то же задание руководителя. Все эти вопросы можно разделить на так называемые группы: что мотивирует людей, почему это мотивирует людей и как поступить правильно руководителю, чтобы работники были заинтересованы в достижении поставленных целей. Положительный конечный результат – вот к чему стремится руководитель. Работники, то есть персонал – это путь к достижению цели.
Многие считают, что деньги главный стимул для людей. В большинстве случаев это не так. Ведь бывают ситуации, когда за какую-то работу некоторые люди не возьмутся, сколько бы им денег не предлагали. А кто-то трудится, даже если заработная плата их не удовлетворяет. Из этого можно сделать вывод, что не всякая работа оценивается деньгами, как считают многие работодатели. Если человеку нравится вид его деятельности, если он получает от этого моральное удовольствие, то явно деньги не главный аспект. Следовательно, деньги не приоритет в мотивации.
Для того чтобы осуществлялась деятельность организации, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности организации наступают определённые разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательное напряжение, волнение, иногда даже стресс сотрудников, что приводит к ухудшению деятельности.
Цель данной работы – понять, что же такое мотивация и какова её роль в организации.
1. Мотивация в теории
Теория мотивация стала активно разрабатываться в ХХ в., хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на три группы: первоначальные, содержательные, процессуальные.
Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика «кнута и пряника». «Кнутом» раньше чаще всего был страх смертной казни или изгнания из страны за невыполнение указаний царя, короля или князя, а «пряником» выступало богатство («полцарства») или родство с правителем («принцесса»).[1]
В настоящее время руководители иногда тоже прибегают к подобной теории мотивации. Только «кнутом» выступает лишение какой-либо премии сотрудника, сдвиг ежегодного отпуска, например. А «пряник» - дополнительный выходной, повышение заработной платы.
Некоторые руководители опираются на теории древних времен, некоторые живут «настоящим» и используют современные методы мотивации. Так что же такое мотивация?
1.1 Понятие, виды и функции мотивации
Кто-то считает, что мотивация это стремление, некая потребность, мотив или какая-нибудь поставленная цель. Все эти определения можно совместить и мы получим более ясное представление о том, что же такое мотивация.
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от многих факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов обратной связи с деятельностью человека.[2]
Это состояние человека, которое связано с внутренними потребностями, оно направляет его и придаёт стимул для достижения поставленных целей и задач. Все эти процессы тесно взаимосвязаны. (см. Приложение 1)
Мотивация – от латинского слова «movere», побуждение к действию. Способность человека деятельно удовлетворить свои потребности. Мотивация делает поведение человека целенаправленным.
Достижение цели восстанавливает равновесие: психологическое и физиологическое.
Мотивация – сложно структурированная система мотивов, то есть побудителей к определенным формам поведения и деятельности. При этом мотивация ни в коем случае не может рассматриваться как простая сумма побудителей, регулирующая сила мотивации не может быть сведена к сумме регулирующих воздействий составляющих ее мотивов.[3]
Виды мотивации:
- внешняя мотивация, то есть экстринсивная. Мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
- внутренняя мотивация, то есть интринсивная. Мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
- положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
- устойчивая и неустойчивая мотивация. Мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.[4]
Мотивация – это результат многоступенчатого взаимодействия внутреннего мира человека – прежде всего, его потребностей и стимулов, способных удовлетворить эти потребности, а также ситуации, в которых осуществляется восприятие стимула и поваляется активность, направленная на его получение.[5]
Одним из способов повышения производительности труда является мотивация персонала. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия. Наиболее эффективной системой мотивации сотрудников является «мотивация на результат».
Результаты работы сотрудников определяются с помощью ключевых показателей эффективности. Ключевые показатели эффективности и мотивация персонала позволяют существенно улучшить эффективность и производительность работы компании. Совершенная система мотивации – «мотивация на результат». Персонал может получать, а самое главное увеличивать свой доход путём выплат вознаграждений от работодателя. Вознаграждения от работодателя, в свою очередь, возможны при достижении персоналом поставленной задачи.
Выделяют следующие виды мотивации персонала:
1. Материальная мотивация. То есть материальное стимулирование – это совокупность разных видов материальных довольствований, которые сотрудники получают за своё прямое участие в повышении производства, увеличении прибыли, улучшении результативности работы предприятия за счёт своего профессионализма, творческого подхода и соблюдения всех правил. Между тем, материальное стимулирование может выражаться в денежных средствах в виде премий, бонусов и надбавок.
2. Социальная мотивация. Такой вид мотивации персонала подразумевает реализацию различных социальных льгот, каких-то социальных гарантий. Каждый сотрудник, после того, когда заработает целый ряд таких социальных льгот в качестве различных поощрений, начинает ценить организацию, в которой работает. Это, в свою очередь, снижает уровень текучести кадров. Снижение уровня текучести кадров связано с тем, что сотрудники, которые заработали целый ряд всяких льгот, уж никак не захотят увольняться. Они будут держаться за свои рабочие места. Это все будет довольно сильно мотивировать их работать усердно и максимально хорошо.
3. Психологическая мотивация. Это поощрение сотрудника, наказание за проступок на рабочем месте. Существуют различные варианты повышения мотивации сотрудников с помощью материальных поощрений и нематериальных. Множество современных компаний практикует выдачу значительных материальных поощрений после удачного завершения больших проектов, ежегодно или ежеквартально. К нематериальным поощрениям относятся различного рода грамоты, поздравления, записи в личном деле.
Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией.[6]
Основные функции:
1. Побуждение к действию. Мотивы – это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. Это то, что вызывает определённые действия человека, активизирует его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека.[7]
2. Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, какими действиями они будут достигать своих целей. Все эти действия представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.
3. Контроль поведения, его поддержание. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег, например.
Мотивация – это использование мотивов поведения человека в практике управления его детальностью, побуждающих человека к активности и производительности труда; включает и формирование мотивов в процессе деятельности человека, и закрепление их в качестве постоянно действующей доминанты.[8]
Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.
1.2 Основа трудовой мотивации: потребности человека
Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.[9]
Мотивация тесно связана с потребностями человека. Это могут быть биологические, физиологические, социальные потребности. Как можно с помощью работы удовлетворить потребности? Почему это взаимосвязано? Ни для кого, ни секрет, что работа – это способ зарабатывания денег. И уже с помощью этих заработанных денег, люди и удовлетворяют свои потребности. Выделают широкий круг потребностей, которые являются основой трудовой мотивации и оказывают большое влияние на работу человека и его организационное поведение.
Процесс удовлетворения, стоящий на первом месте – это мотивационная политика, выстраиваемая руководством организации, на основании известных им потребностей и интересов работников.[10]
Что касается мотивов труда. Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом, как личностная необходимость.[11] Трудовой мотив, в свою очередь, это побуждение работника к деятельности, связанное с удовлетворением своих потребностей. Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, называется мотивационным ядром (комплексом), имеющим свою структуру, которая различается в зависимости от конкретной трудовой ситуации.[12]
Виды мотивов можно разделить на две группы: биологические и социальные.
Биологические мотивы соотносятся с физиологическими позывами и потребностями. Это голод, жажда, сон.
Социальные мотивы:
- коллективизм (потребность быть в коллективе);
- личное самоутверждение (самовыражение);
- мотив самостоятельности;
- мотив надежности (стабильности);
- мотив приобретения нового (знаний, вещей);
- мотив справедливости;
- мотив состязательности.[13]
С психологической точки зрения - потребность индивида – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающего у человека побуждение к действию.[14]