Файл: Роль мотивации в поведении организации. Рабочая среда для персонала.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
Потребности человека разнообразны. Их также можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности - это физиология. Как правило, такие потребности врожденные. Вторичные потребности психологические. Они вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта.
Наиболее распространенной трактовкой понятия потребности является нужда, надобность субъекта в чем-либо значимом, ценном и необходимом для его существования и развития. Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. В зависимости от объекта различают материальные, духовные и социальные потребности.[15] Именно потребности являются «пусковым механизмом» социально-экономических отношений.
Для человека важно удовлетворить свои потребности. Для руководителя главное – достижение поставленных целей и задач. Решение проблем в организации. Мотивирую сотрудника, руководитель провоцирует его на выполнение своих поручений. Мотивация – это внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения.[16]
Потребности – это нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы.
Идентификация потребностей достаточно сложная задача, не всегда имеющая точное решение. Так, во первых, потребности невозможно измерить. Судить о них можно только через наблюдения за поведением людей. Во-вторых, любая потребность является особой формой отражения условия жизни человека: экономических, социальных, культурных, географических. В-третьих, в поведении человека та или иная потребность может проявляться ситуативно, то есть только в конкретный момент, не отражая тем самым устойчивую структуру потребностей. В-четвертых. Потребностям всегда присуще разнообразие и способность к развитию. В-пятых, большинство потребностей циклично. [17]
Основные характеристики потребностей представлены в Приложении 2.
1.3. Особенности трудовой мотивации работников
Любой руководитель стремится максимизировать прибыль своего предприятия. Сделать он это может путем увеличения производительности труда работников предприятия. И у каждого руководителя свои методы. Казалось, что может быть проще. Регулируешь оплат труда и получаешь результат. Механизм этой связи прост: «больше и лучше работаешь – больше платят, а если больше платят, работаешь еще больше и лучше».[18]
Только человек сам по себе ленивая натура. Многие стараются избегать работы, ответственности. Из этого следует вывод, что людей необходимо принуждать к труду, постоянно контролировать их и проверять.
Тип мотивации – это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей.[19]
Известный социолог, профессор В.И. Герчиков разработал классификацию типов мотивации.
- Инструменталист. Работник ориентирован только на заработок. желательно наличными денежными средствами и незамедлительно.
- Профессионал. Важнейшее условие его деятельности – реализация своих профессиональных способностей, знаний и возможностей.
- Патриот. Идейные и человеческие ценности – основа его мотивации.
- Хозяин. Такой тип мотивации основан на достижении и приумножении богатства. Потребности таких работников почти не ограничены. Они хотят всё и сразу, идут на риск.
- Люмпен. Такой работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство неудовлетворенности, зависти. Работки с таким типом мотивации не любят ответственности, избегают её.
Трудовая мотивация начинает формироваться задолго до того, как человек приступает к своей трудовой деятельности в конкретной организации. Зарождение трудовой мотивации начинается в процессе социализации человека под воздействием совокупности разнообразных социальных, культурных, политических, семейных и других факторов той среды, которая окружает человека с момента его рождения.[20]
Само понятие мотивации очень обширно. Мотивация – это состояние предрасположенности или готовности, склонности действовать (поступать) определённым образом. В основе поведения человека значительное место занимают ценностные ориентации личности, под которыми в социологии понимают устойчивые установки на те или иные социальные ценности.[21]
Методами управления персоналом называют способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства. Методы управления делят на три большие группы:
- организационно-распорядительные
- экономические
- социально-психологические
Каждый из указанных методов характеризируется содержанием, направленностью воздействия, способом воздействия, организационной формой исполнения.[22]
2. Персонал – неотъемлемая часть организации
Работа с персоналом одна из важных проблем, стоящих перед руководителем, требующая профессионального владения основами кадрового менеджмента. Если на предприятии отсутствует продуманная тактика управления персоналом, это значит, что не весь потенциал работников используется.
Необходимо помнить, что главным конкурентным преимуществом любой организации является ее персонал – ведь именно люди являются источником инноваций.[23]
Задача руководителей – формирование менеджеров по персоналу.
В конце 1980-х гг. теоретики Запада выделили четыре основные функции управления трудом. [24]
1. Планирование
2. Контроль
3. Организация
4. Мотивация
Все эти функции взаимосвязаны между собой. Руководители планируют, мотивируют и контролируют персонал. Персонал, без которого не обходится ни одна организация. Персонал – часть организация, с помощью которой достигаются цели и задачи. Благодаря работникам предприятие «держится на плаву».
Персонал можно разделить по категориям.
1. Управленческий персонал. Это часть персонала организации, выполняющая общие функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль.
2. Производственный персонал. Он занят непосредственно на производстве и участвует в осуществлении технологического процесса.
По характеру трудовых функций, персонал подразделяется на рабочих, руководителей, служащих, специалистов. И всё это часть организации, которая существует как одно целое.
Персонал – это неоднородная совокупность людей. Состоит из социально-экономических групп.
Социально-экономическая группа представляет собой работников, обладающих каким-либо общим признаком, например профессия, квалификация, возраст, мотивы. И для каждого работника необходима мотивация от руководителя. Все должны трудиться во благо организации, на которой работают.
Труд – явление многоаспектное, его сущность и закономерности изучаются разными науками: экономикой, физиологией, психологией, социологией, правом, эргономикой и другими науками. Для всех этих научных дисциплин труд служит объектом исследования.[25]
Мотивация труда – это внутренний процесс, происходящий под воздействием потребностей в благах; он выражается в формировании мотивов поведения личности с целью активизации трудовой деятельности на базе общественного разделения труда и развития частной собственности.[26]
Чем больше руководитель организации будет мотивировать своих работников, тем больше они буду желать работать в этой организации, идти к поставленным целям. Стремиться к выполнению задач. Не будет достойной мотивации – работники просто уйдут, в поисках другой, более мотивирующей их, организации. И руководитель останется без сотрудников, то есть без персонала.
Чтобы подобные ситуации не происходили, современные организации проводят для своих сотрудников различного рода обучения, мастер-классы. Работникам предоставляется возможность профессионального развития.
Мотивационное значение профессионального обучения:
- повышение профессионализма – это возможность получения более сложной и интересной работы, а значит, реализации потребности человека в творчестве, развития внутренней мотивации;
- повышение квалификации (наряду с накоплением практического опыта работы) обычно является непременным условием для должностного роста, продвижения по карьерной лестнице. Поэтому косвенно профессиональное развитие способствует удовлетворению статусных потребностей;
- профессиональный рост работника – это один из способов увеличения оплаты его труда, повышения уровня удовлетворения материальных потребностей;
- повышение уровня профессионализма может способствовать росту авторитета работника в коллективе, улучшению отношения к нему со стороны руководства, переходу к работе в более благоприятных условиях.[27]
Персонал – это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.[28]
Руководитель должен ценить свой персонал. ведь персонал – это неотъемлемая часть организации.
2.1 Рабочая среда для персонала
Важнейшей составляющей трудовой мотивации является степень удовлетворенности человека местом работы и выполняемой работой. Это связано с тем, что высокая удовлетворенность работников своим трудом в организации улучшает их отношение к работе и к организации, способствует росту уровня трудовой и исполнительской дисциплины и как результат - производительность работников повышается.
Работодатель создает мотивирующую рабочую среду для своих подчинённых. Смысл создания мотивирующей рабочей среды состоит в том, чтобы получить максимальную отдачу от человеческого капитала организации. Психологический климат, который складывается в коллективе, условия работы и ее содержание, перспективы профессионального и должностного роста, взаимоотношения с непосредственным руководителем - это элементы рабочей среды. Задача руководителя - сделать ее мотивирующей, то есть повышающей уровень трудовой мотивации его подчиненных.
Мотивация работника к выполнению работы состоит из побуждений, влияний и стимулов – сознательных и бессознательных, которые вызывают у работника стремление добиться определенных целей.[29]
В основном, организации создаются для удовлетворения потребностей людей. Поэтому они имеют различные названия, характеристики. Основной связывающий элемент всех организаций – человек.
Признаками организации являются:
- Миссия. Она рассматривается в широком смысле как философия и предназначение, смысл существования организации.
- Цель. Она придаёт определённую и конкретную направленность действиям организации.
- Обособленность. Это выражается в замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличии границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.
- Ресурсы. Это цели всякой организации включают преобразования ресурсов для достижения результатов.
Основные ресурсы, используемые организацией:
- технологические ресурсы – динамичность методов технологии, наличие конкурентоспособных идей, научных заделов и др.;
- кадровые ресурсы – квалификационный, демографический, профессиональный состав работников;
- пространственные ресурсы – характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникаций;
- информационные ресурсы – характер располагаемой информации о самой ПС внешней среде, возможность ее расширения и повышения достоверности;
- финансовые ресурсы – состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий;
- интеллектуальные ресурсы – особые знания и умения;
5. Принцип саморегулирования. Предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни. Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство.
6. Организационная культура - система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, совокупность установившихся традиции, символов, верований, которая определяет характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Включает субъективные элементы – ритуалы, мифы, связанные с историей организации. Объективные – символика, оформление интерьеров, внешний вид зданий и так далее.