Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель(Теоретические основы менеджмента).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы менеджмента
1.1 Понятие и сущность менеджмента
1.2 Понятие и сущность предпринимательства
1.3 Сходство и различие понятий «менеджер» и «предприниматель»
2 Анализ эффективности управления в кафе «Де Касс»
2.1 Общая характеристика деятельности кафе «Де Касс»
2.2 Исследование управления менеджеров в кафе «Де Касс»
2.3 Мероприятия по повышению эффективности управления в кафе «Де Касс»
В результате проведения наблюдения были сделаны выводы, представленные далее.
Директор кафе умеет сочетать заботу о людях с заботой о производстве. Он достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Решает проблемы на основе компромисса, стремится к стабилизации, равновесию и избеганию крайностей. Людьми не командует, а направляет их работу путем инструктирования, постановки задач, убеждения, делегирования полномочий. Стремится принимать устраивающие всех решения, не отстаивая единственной точки зрения и жертвуя убеждениями ради интересов дела. В процессе контроля подчиненных не выискивает недостатки, а поддерживает идеи, направленные на улучшение работы, предпочитает неформальные дискуссии и личные контакты с каждым. Положительными чертами являются постоянство, заинтересованность в успехе, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды.
Менеджер зала достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Он инертен, безучастен, формально контролирует работу персонала, избегает конфликтов, занимает позицию постороннего наблюдателя и ни во что не вмешивается. Склонен уклоняться от принятия самостоятельных решений, активных действий, ожидая, что все разрешится само или поступят указания, которые он добросовестно передаст работникам зала.
Заведующий производством заботится только о производстве и не осуществляет никакой социальной деятельности, поскольку считает, что она является проявлением мягкости и ведет к понижению результативности работы. Заранее знает, как достичь цели и добивается ее любой ценой, направляя на это всю свою активность и силы работников производства. Сосредотачивает в своих руках все полномочия, требует слепого послушания, не признает чужих точек зрения, отвергает советы, дает указания по мелочам, решения принимает самостоятельно и никогда не пересматривает. Положительными чертами являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект.
Определение эффективности системы управления кафе проводилось в соответствии с методикой тестирования Р. Блейка и Дж. Моутон. Основу методики составляют 18 утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Ответы на вопросы оценивались по пятибалльной шкале и распределялись по шкалам «Ориентация на персонал» и «Ориентация на задачу», результат откладывался на «управленческой решетке» и сравнивался с классическим вариантом.
Характерные позиции матрицы Р. Блейка и Дж. Моутон включают следующие типы управляющего воздействия на коллектив[48]:
- 1.1. Примитивное руководство;
- 1.9. Социальное руководство;
- 5.5. Производственно-социальное руководство;
- 9.1. Авторитарное руководство;
- 9.9. Командное руководство;
Исследование по методике Р. Блейка и Дж. Моутон проводилось по двум направлениям - самооценка руководителей и оценка руководителей трудовым коллективом. В процессе оценки руководителей коллектива был опрошен 31 человек.
Сравнительные результаты самооценки руководителей и их оценки коллективом представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Сравнительные результаты самооценки руководителей кафе и их оценки коллективом по методу тестирования Р. Блейка и Дж. Моутон
Ориентация |
Позиция матрицы |
|||
Должность |
Вид оценки |
на персонал |
на задачу |
|
Директор кафе |
самооценка |
8 |
8 |
8.8 |
оценка коллектива |
5 |
6 |
5.6 |
|
Менеджер зала |
самооценка |
5 |
4 |
5.4 |
оценка коллектива |
2 |
3 |
2.3 |
|
Заведующий производством |
самооценка |
1 |
8 |
9.8 |
оценка коллектива |
1 |
9 |
9.1 |
Из таблицы 7 можно сделать следующие выводы:
- по результатам самооценки директор кафе показал высокие баллы, характеризующие как ориентацию на персонал (8 баллов), так и ориентацию на задачу (8 баллов), а по мнению коллектива он показал средние баллы, характеризующие как ориентацию на персонал (6 баллов), так и ориентацию на задачу (7 баллов);
- по результатам самооценки заведующий производством показал низкие баллы, характеризующие ориентацию на персонал (1 балл), и высокие баллы, характеризующие ориентацию на задачу (8 баллов), по мнению коллектива, он так же показал низкие баллы, характеризующие ориентацию на персонал (1 балл), и высокие баллы, характеризующие ориентацию на задачу (9 баллов);
- по результатам самооценки менеджер зала показал средние баллы, характеризующие как ориентацию на персонал (5 баллов), так и ориентацию на задачу (4 балла), а по мнению коллектива он показал низкие баллы, характеризующие как ориентацию на персонал (2 балла), так и ориентацию на задачу (3 балла).
В целях наглядности полученные результаты по каждой должности отображены на «управленческой решетке» Р. Блейка и Дж. Моутон (таблицы 8-10).
Таблица 8 - Сравнительная «управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Моутон для директора кафе
Ориентация на персонал |
9 |
1.9 |
9.9 |
|||||||
8 |
8.8 |
|||||||||
7 |
||||||||||
6 |
||||||||||
5 |
5.5 |
5.6 |
||||||||
4 |
||||||||||
3 |
||||||||||
2 |
1.1 |
9.1 |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Ориентация на задачу |
||||||||||
результаты самооценки |
||||||||||
результаты оценки коллективом |
Как видно из таблицы 8, директор кафе оценивает свой тип управляющего воздействия как приближенный к командному, а коллектив - как приближенный к производственно-социальному.
Таблица 9 - Сравнительная «управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Моутон для менеджера зала
Ориентация на персонал |
9 |
1.9 |
9.9 |
|||||||
8 |
||||||||||
7 |
||||||||||
6 |
||||||||||
5 |
5.4 |
5.5 |
||||||||
4 |
||||||||||
3 |
||||||||||
2 |
1.1 |
2.3 |
9.1 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Ориентация на задачу |
||||||||||
результаты самооценки |
||||||||||
результаты оценки коллективом |
Как видно из таблицы 9, менеджер зала оценивает свой тип управляющего воздействия как приближенный к производственно-социальному, а оценка коллектива свидетельствует об отсутствии у администратора какого-либо стиля управления.
Таблица 10 - Сравнительная «управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Моутон для заведующего производством
Ориентация на персонал |
9 |
9.9 |
||||||||
8 |
||||||||||
7 |
||||||||||
6 |
||||||||||
5 |
5.5 |
|||||||||
4 |
||||||||||
3 |
||||||||||
2 |
1.1 |
8.1 |
9.1 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Ориентация на задачу |
||||||||||
результаты самооценки |
||||||||||
результаты оценки коллективом |
Как видно из таблицы 10, заведующий производством оценивает свой тип управляющего воздействия как приближенный к авторитарному, так же его оценивает и коллектив кафе.
Соотношение типов управляющего воздействия на персонал кафе представлено в таблице 11.
Таблица 11- Соотношение типов управляющего воздействия на персонал кафе «Де Касс»
Должность |
Вид оценки |
Тип управляющего воздействия |
Директор кафе |
самооценка |
командное руководство |
оценка коллектива |
производственно-социальное руководство |
|
Заведующий производством |
самооценка |
авторитарное руководство |
оценка коллектива |
авторитарное руководство |
|
Менеджер зала |
самооценка |
производственно-социальное руководство |
оценка коллектива |
примитивное руководство |
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что используемые в кафе типы управляющего воздействия на персонал кафе различаются, что не способствует эффективности системы управления, менеджер зала не придерживается определенного стиля управления, тип его управления является формальным и не приносящим пользу предприятию общественного питания.
Экспертная оценка качеств личности руководителя проводилась с помощью «Анкеты экспертной оценки качеств руководителя» (приложение А)[49]. В качестве экспертов выступили работники кафе. Оценка осуществлялась по четырех балльной шкале от 2 до 5 баллов. В качестве экспертной оценки принималось среднее значение всех экспертных оценок.
Результаты оценки приведены в таблице 12.
Таблица 12 - Оценка руководителей кафе «Де Касс»
Оцениваемые качества |
Средний балл оцениваемых |
||
Д* |
ЗП* |
МЗ* |
|
Качества руководителя как специалиста |
|||
Профессиональная компетентность |
5 |
5 |
5 |
Инициативность |
5 |
4 |
4 |
Умение коротко и ясно говорить о деле |
5 |
4 |
3 |
Работа над собой |
4 |
4 |
3 |
Забота о профессиональном росте сотрудников |
4 |
4 |
3 |
Качества руководителя как организатора коллектива |
|||
Умение организовать работу коллектива |
5 |
5 |
4 |
Стремление совершенствовать методы работы |
3 |
4 |
4 |
Стремление не сковывать инициативу других |
2 |
3 |
3 |
Умение расставлять людей и распределять между ними обязанности |
3 |
3 |
4 |
Оперативность |
4 |
5 |
4 |
Умение осуществлять взаимодействие с другими подразделениями |
4 |
4 |
3 |
Умение отстаивать интересы коллектива |
5 |
3 |
3 |
Демократичность в руководстве |
3 |
5 |
3 |
Забота о должностном росте подчиненных |
4 |
3 |
3 |
Личные качества руководителя |
|||
Решительность |
5 |
4 |
5 |
Дисциплинированность |
4 |
5 |
4 |
Настойчивость в достижении цели |
5 |
4 |
4 |
Обязательность |
3 |
4 |
5 |
Требовательность |
5 |
4 |
5 |
Справедливость |
4 |
4 |
3 |