Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель(Теоретические основы менеджмента).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы менеджмента
1.1 Понятие и сущность менеджмента
1.2 Понятие и сущность предпринимательства
1.3 Сходство и различие понятий «менеджер» и «предприниматель»
2 Анализ эффективности управления в кафе «Де Касс»
2.1 Общая характеристика деятельности кафе «Де Касс»
2.2 Исследование управления менеджеров в кафе «Де Касс»
2.3 Мероприятия по повышению эффективности управления в кафе «Де Касс»
Анализируя различные точки зрения, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность - это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода.
Основные принципы предпринимательской деятельности[21]:
- соблюдение действующего законодательства;
- высокая культура обслуживания покупателей;
- оптимальность коммерческих решений;
- доходность, прибыльность.
Основные признаки предпринимательской деятельности[22]:
- самостоятельная деятельность граждан и их объединений, которая подразумевает собственный выбор сферы предпринимательства;
- инициативная деятельность граждан, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;
- процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли;
- деятельность, осуществляемая физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц на законных основаниях;
- систематичность осуществления предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени;
- процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих повышенной потребительской ценностью относительно существующих аналогов;
- деятельность, которая заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью эффективного использования имеющихся ресурсов и удовлетворения потребительского спроса.
Предметом предпринимательской деятельности является купля-продажа товаров. Однако в самом широком смысле слова следует в качестве товара рассматривать не только произведенные материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объекты интеллектуальной собственности. Товар как объект коммерческих операций (сделок купли-продажи) обладает потенциальной и реальной полезностью[23]. Субъекты предпринимательской деятельности - торговые предприятия и посреднические сбытовые организации. Объекты предпринимательской деятельности - покупатели[24].
Значение предпринимательской деятельности состоит в следующем[25]:
- предпринимательская деятельность, являясь в определенном смысле продолжением производственной, не просто сохраняет созданную потребительскую стоимость и стоимость товара, а создает дополнительную, тем самым, увеличивая его общую ценность;
- предпринимательская деятельность не только реализует корпоративную миссию, но и в известной мере определяет ее;
- предпринимательская деятельность результативна, ибо в определенной мере обуславливает и в конечном итоге проявляет и реализует все экономические и финансовые результаты деятельности предприятия;
- предпринимательская деятельность как вид функциональной деятельности предприятия во всей цепочке и системе создания товара является одним из источников его конкурентного преимущества как прямого (в пределах собственной организации), так и косвенного (в системе организации его хозяйственных связей и деловых отношений с партнерами) эффектов.
Содержание предпринимательской деятельности предприятия определяется совокупным содержанием всех взаимосвязанных последовательных и целенаправленных функциональных действий по распределению, доведению и реализации товара покупателям[26].
Целью предпринимательской деятельности является непрерывность производственного процесса, связанного со спросом и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом[27].
В этой связи предпринимательство более корректно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения выявленной потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой стадии процесса воспроизводства.
Цели предпринимательской деятельности достигаются посредством решения ряда задач[28]:
- выбор оптимальной организационно-правовой формы предприятия;
- практическое освоение выбранного производственного направления;
- изучение рыночной ситуации, включающей исследование спроса, а также оценку возможностей действующих и потенциальных конкурентов;
- поддержание ликвидности предприятия, т.е. обеспечение постоянного наличия денежных средств и других ликвидных активов, позволяющих осуществлять выплаты по обязательствам;
- соблюдение экологических и этико-социальных требований, которые предусматривают ответственность предпринимателя перед обществом.
Все организации, действующие на товарном рынке, можно условно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих относятся практически все предприятия сферы материального производства (заводы, фабрики), значительная часть предприятий производственной инфраструктуры (транспортные и торгово-посреднические предприятия, предприятия связи и др.) и непроизводственной сферы (бытовые услуги, индустрия развлечений и т.п.), почти все субъекты рынка ценных бумаг[29].
В рыночной экономике предпринимательство как совокупность коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских структур выполняет ряд функций[30][31]:
- новаторская - содействие процессу продуцирования новых идей, осуществление опытно-конструкторских разработок, создание новых товаров, предоставление новых услуг и т.д.;
- организационная - внедрение новых форм и методов организации и управления производством, разработка стратегии и тактики развития предприятия, повышение уровня конкурентоспособности предприятия;
- ресурсная - наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов;
- социальная - производство товаров и оказание услуг, необходимых обществу, создание новых рабочих мест;
- личностная - cамореализация предпринимателя как индивидуума через достижение собственной цели, посредством получение удовлетворения от выполняемой работы.
Таким образом, сущность предпринимательства комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, но также во многом зависит от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности.
1.3 Сходство и различие понятий «менеджер» и «предприниматель»
По правовому статусу менеджеры и предприниматели являются различными субъектами бизнеса, обладающими разными деловыми интересами. Свои интересы учредители компаний реализуют, осуществляя предпринимательскую деятельность, а наемные менеджеры - продавая свою рабочую силу. Предпринимателями принято называть собственников, применяющих капитал в целях получения прибыли. Они могут не занимать в своей компании никакой официальной должности, а могут входить в ее правление[32]. Термин «менеджер» имеет широкое распространение и употребляется применительно к руководителям компаний в целом или их подразделений и отделов[33].
У менеджеров и предпринимателей много общих черт, основной из которых является интерес к успеху предприятия, сходство взглядов на способы его достижения[34]. Это сходство в небольших компаниях нередко приводит к тому, что предприниматели сами выполняют функцию управления.
Таким образом, это находит свое выражение в предпринимательском поведении менеджера, целью, которого является не просто получение текущей прибыли, а обеспечение получения прибыли в течение длительного временного периода.
Являясь мелким собственником, предприниматель выполняет свои функции самостоятельно. Но когда возрастают масштабы производства, возникают побочные виды производственной деятельности, создаются филиалы, дочерние компании, организация выходит на зарубежный рынок со своей продукцией, ситуация кардинально меняется. В этом случае собственного труда предпринимателя становится недостаточно. Каждая из функциональных областей работы организации становится самостоятельным направлением. Происходит разделение функций на управленческие и производственные, что, в свою очередь требует профессионального управления ими[35]. В этот момент на рынке труда появляется рабочая сила соответствующей специальности - профессиональные менеджеры. Свои обязанности и права предприниматели начинают осуществлять непосредственно с помощью менеджеров, которые занимают соответствующие должности в структуре и имеют подчиненных им сотрудников, управляя порученными им делами в рамках договорных отношений с собственником бизнеса[36].
Менеджеры также выполняют предпринимательские функции, направляя все виды ресурсов туда, где они дадут наибольший результат. При выполнении таких функций менеджеры решают вопрос, как сделать работу продуктивной и обеспечить сотрудникам возможность реализации личных достижений. Они несет ответственность за влияние организации на внешнюю среду и достижение тех результатов, ради которых создана компания[37].
При выполнении предпринимательской функции менеджеры должны обладать целым рядом различных качеств. В первую очередь менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к выполнению работ. При этом менеджер должен обладать терпимостью к слабостям, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует решению задач, стоящих перед ним и коллективом[38].
Несмотря на имеющиеся сходства, в рыночной экономике предприниматели и менеджеры занимают разные позиции и имеют разные цели. Внимание менеджеров направлено на то, чтобы производство товаров или услуг, ради которых создана компания, четко работало. Предприниматели следят за сферой потребления и свою задачу видят в том, чтобы вовремя зафиксировать дисбаланс между предложением и спросом, увидеть появление новых потребностей или предложить новые стандарты потребления[39]. Это порождает у них предпринимательские идеи, которые они передают менеджерам для реализации.
В целом можно отметить, что предприниматель в той или иной степени является и менеджером. Для него характерно профессиональнее знание сферы деятельности и наличие определенных знаний в области теории и практики управления производственно-сбытовой и маркетинговой деятельностью[40].
С полным правом назвать предпринимателя менеджером, а менеджера - предпринимателем можно тогда, когда речь идет о единоличном владельце компании, который сам управляет ею и имеет наемных работников. Сегодня такая ситуация довольно редка и встречается в основном в малом бизнесе.
В первой главе настоящей работы были исследованы теоретические основы менеджмента, в частности, понятие и сущность менеджмента, понятие и сущность предпринимательства, сходство и различие понятий «менеджер» и «предприниматель».
2 Анализ эффективности управления в кафе «Де Касс»
2.1 Общая характеристика деятельности кафе «Де Касс»
Общество с ограниченной ответственностью «Де Касс» зарегистрировано в 2005 году в г. Владивосток по адресу: 690091, г. Владивосток, ул. Набережная, 10. Кафе расположено на 4 этаже в здании гостиницы «Азимут».
Общество приобрело право юридического лица с момента его государственной регистрации Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока 14 декабря 2005 г.
Организационно-правовая форма: общества с ограниченной ответственностью.
Вид собственности: частная собственность.
ОГРН: 1052504462361.
ИНН: 2540116356.
КПП: 254001001.
Тип компании - организации, учрежденные гражданами.
Директор - Качмар Юрий Степанович.
Сокращенное фирменное наименование предприятия - ООО «Де Касс».
Общество с ограниченной ответственностью является хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, фирменное наименование. ООО «Де Касс» осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность с целью получения прибыли. Общество учреждено на основании Гражданского кодекса РФ и Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 № 14-ФЗ.