Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Конфликтные ситуации, возникших в Департаменте информационных технологий ДБ АО «Сбербанк»).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
Исходя, из сказанного выше воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение или воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к конфликтной ситуации и поведения в ней.
Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Для того чтобы избежать конфликтов с сотрудниками и между сотрудниками, необходимо:
- в общении с подчиненными использовать спокойный тон и вежливость в сочетании с твердостью, не допускать грубости в обращении с сотрудниками;
- критиковать сотрудника за некачественную работу только с глазу на глаз;
- хвалить сотрудника за качественную работу при всем коллективе;
- не допускать панибратства в отношениях с подчиненными;
- быть объективным по отношению ко всем сотрудникам;
- выступать в роли арбитра, а не адвоката одной из сторон;
- быть вне конфликта;
- решительно пресекать склоки, сплетни и ябедничество;
- если примирение между двумя сотрудниками невозможно, необходимо обязать их общаться по делу, так как работа не должна страдать из-за чьих-то эмоций.[22][22]
Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Необходимо научиться эффективно комбинировать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Заключение
В курсовой работе было раскрыто понятие конфликт, его виды и причины возникновения, а так же методы устранения.
В основе конфликта лежит отсутствие согласия между двумя и более сторонами – лицами или группам, поэтому, избежать всех конфликтов невозможно. Конфликты могут иметь как разрушительные последствия, так и способствовать росту и развитию. Типология конфликтов разнообразна, как и причины конфликтных ситуаций, соответственно также разнообразны и методы их разрешения.
Из этого следует, что если в коллективе возник конфликт, не следует уходить от него. Необходимо понимать, что конфликт обогащает жизнь организации, если им правильно управлять. Конфликт помогает понять, что необходимо для развития и усовершенствования деятельности организации.
Если же коллектив пытается избежать обсуждения своих трудностей и опасений, у него не получится выявить ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других.
Главной задачей любого руководителя является поддержание эффективного управления. Разногласия в коллективе, возникновение недопонимания неблагоприятно сказываются на показателях эффективности. Необходимо создать команду, основной задачей которой будет являться достижение общей цели. Благоприятные условия труда способствуют поддержания благоприятного климата в коллективе, что снижает вероятность появления конфликтных ситуаций.
Избежать всех конфликтов невозможно, но можно отгородиться от их разрушительного влияния – научиться выбирать эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций, позволяющие не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.
Список использованных источников
Основные ресурсы:
- Бондаренко В.В. Организационное поведение: учебное пособие / В.В. Бондаренко, С.М. Васин, А.В. Седлецкий. — М.: КНОРУС, 2015. — 288 с. — (Бакалавриат).
- Гундорова, М. А. Организационное поведение : учеб. посо-бие / М. А. Гундорова, Д. Ю. Фраймович; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 96 с.
- Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: учебник / А.В. Дейнека, В.А. Беспалько. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 389 с.
- «Дни науки» факультета социотехнических систем: сборник статей и сообщений конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (21 апреля 2015 г.) / Министерство образования и науки РФ, Казанский национальный исследовательский технологический университет. - Казань: КНИТУ, 2017. Вып. 19. - 396 с.
- Климович, Л.К. Основы менеджмента: учебник / Л.К. Климович. - 2-е изд., стер. - Минск: РИПО, 2015. - 279 с.
- Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 543 с.
- Ступницкий, В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с
- Шапиро, С.А. Поведение в организации: учебное пособие / С.А. Шапиро, Е.К. Самраилова, П.И. Ананченкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 307 с
- Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: учебник / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский; под общ. ред. Ф.И. Шаркова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 238 с.
Электронные ресурсы
- Щербаков И.Д. «Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения». Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014.
- Тест на стрессоустойчивость. Опросник
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
Приложения
Приложение 1
Тест на оценку степени раздражительности
Раздражает ли Вас:
1. Смятая страница газеты, которую Вы хотите прочитать?
2. Женщина "в летах", одетая как молоденькая девушка?
3. Чрезмерная близость собеседника при разговоре?
4. Женщина, курящая на улице или в общественном месте?
5. Человек, кашляющий в Вашу сторону?
6. Когда кто-то грызет ногти на Ваших глазах?
7. Когда кто-то смеется невпопад?
8. Когда кто-то пытается учить Вас, что и как делать?
9. Когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
10. Когда в кинотеатре тот, кто сидит перед Вами, все время вертится и обсуждает фильм?
11. Когда Вам пересказывают сюжет интересного романа, который Вы только собираетесь прочесть?
12. Когда Вам дарят ненужные вещи?
13. Громкий разговор в общественном транспорте?
14. Слишком сильный запах духов?
15. Человек, жестикулирующий во время разговора?
16. Коллега, часто употребляющий иностранные слова?
За каждый ответ испытуемому начисляется:
"да, безусловно" – 3 балла;
"да, но не очень" – 1;
"нет, ни в коем случае" – 0.
Очки суммируются. Максимально возможное количество - 48.
Более 36 – Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти все, даже самое незначительное. Вы вспыльчивы и легко выходите из себя. Это расшатывает Вашу нервную систему, усиливая трения с окружающими.
От 13 до 36 – Вы принадлежите к наиболее распространенной группе людей. Вас раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные невзгоды, Вы способны легко забывать о них.
Менее 13 – Вы достаточно спокойный человек, реально смотрящий на жизнь. Вас не так-то просто вывести из равновесия. А это гарантия против стрессов.
Приложение 2
Тест на стрессоустойчивость
№ |
Жизненные ситуации |
Баллы |
1 |
Смерть супруга (супруги) |
100 |
2 |
Развод |
73 |
3 |
Разъезд супругов, разрыв отношений |
65 |
4 |
Тюремное заключение |
63 |
5 |
Смерть близкого члена семьи |
63 |
6 |
Травма или болезнь |
53 |
7 |
Женитьба или свадьба |
50 |
8 |
Увольнение с работы |
47 |
9 |
Примирение супругов |
45 |
10 |
Уход на пенсию |
45 |
11 |
Изменение в состоянии здоровья членов семьи |
44 |
12 |
Беременность партнерши |
40 |
13 |
Межполовые проблемы |
39 |
14 |
Рождение ребенка |
39 |
15 |
Реорганизация на работе |
39 |
16 |
Изменение финансового положения |
38 |
17 |
Смерть близкого друга |
37 |
18 |
Изменение профессиональной ориентации, смена места работы |
36 |
19 |
Усиление конфликтности отношений с супругом |
35 |
20 |
Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) |
31 |
21 |
Окончание срока выплаты ссуды или займа |
30 |
22 |
Изменение должности, повышение служебной ответственности |
29 |
23 |
Сын или дочь покидают дом |
29 |
24 |
Проблемы с родственниками мужа (жены) |
29 |
25 |
Выдающее личное достижение, успех |
28 |
26 |
Супруг бросает работу или приступает к работе |
26 |
27 |
Начало или окончание обучения в учебном заведении |
26 |
28 |
Изменений условий жизни |
25 |
29 |
Отказ, от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения |
24 |
30 |
Проблемы с начальством, конфликты |
23 |
31 |
Изменение условий работы, часов работы |
20 |
32 |
Перемена места жительства |
20 |
33 |
Смена места обучения |
20 |
34 |
Изменение привычек, связанных с проведением досуга и отпуска |
19 |
35 |
Изменение привычек, связанных с вероисповеданием |
19 |
36 |
Изменение социальной активности |
18 |
37 |
Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора) |
17 |
38 |
Изменение привычек, связанных с нарушением сна |
16 |
39 |
Изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи |
15 |
40 |
Изменение привычек, связанных с питанием |
15 |
41 |
Отпуск |
13 |
42 |
Рождество, встреча Нового года, день рождения |
12 |
43 |
Незначительное нарушение правопорядка (например, штраф) |
11 |
Обработка проводится в форме сложения баллов событий, которые присутствовали в жизни тестируемого за последний год.
Ключ к тесту
Общая сумма баллов |
Степень сопротивляемости стрессу |
150 и меньше |
Большая |
150-199 |
Высокая |
200-299 |
Пороговая |
300 и более |
Низкая |
Интерпретация полученных результатов.
Большая степень сопротивляемости стрессу - работник проявляет высокую степень стрессоустойчивости. Для такого человека характерна минимальная степень стрессовой нагрузки. Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессовый характер. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.
Высокая степень сопротивляемости стрессу - работник проявляет высокую степень стрессоустойчивости. Свою энергию и ресурсы работник тратит не на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессовый характер.
Пороговая (средняя) степень сопротивляемости стресса - характерна средняя степень стрессовой нагрузки. Стрессоустойчивость работников снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена большая часть своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессовый характер. Следует заметить, что верующий человек, как правило, более стрессоустойчив, благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.
Низкая степень сопротивляемости стресса - характерна высокая степень стрессовой нагрузки. Вы выявляете низкую степень стрессоустойчивости (ранимость). Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Большое количество баллов (больше 300) - это сигнал тревоги, следовательно, необходимо что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс.
Литература
-
[1] Шапиро, С.А. Поведение в организации: учебное пособие / С.А. Шапиро, Е.К. Самраилова, П.И. Ананченкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – С.120. ↑
-
[2] Шапиро, С.А. Поведение в организации: Учебное пособие / С.А. Шапиро, Е.К. Самраилова, П.И. Ананченкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – С. 127 ↑
-
[3] Организационное поведение: Учебное пособие / В.В. Бондаренко, С.М. Васин, А.В. Седлецкий. — М.:КНОРУС, 2015. — С.184 — (Бакалавриат). ↑
-
[4] Шарков, Ф.И. Общая конфликтология : учебник / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский; под общ. ред. Ф.И. Шаркова ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – С. 101 ↑
-
[5] Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: учебник / А.В. Дейнека, В.А. Беспалько. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – С. 278 ↑
-
[6] Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления: Учебное пособие / К.В. Решетникова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – С.55 ↑
-
[7] Организационное поведение: Учебное пособие / М. А. Гундорова, Д. Ю. Фраймович ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – С. 53 ↑
-
[8] Климович, Л.К. Основы менеджмента: Учебник / Л.К. Климович. - 2-е изд., стер. - Минск: РИПО, 2015. – C. 151 ↑
-
[9] Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 543 с. ↑
-
[10] Шапиро, С.А. Поведение в организации: Учебное пособие / С.А. Шапиро, Е.К. Самраилова, П.И. Ананченкова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – С. 136 ↑
-
[11] Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник / А.В. Дейнека, В.А. Беспалько. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – C. 273 ↑
-
[12] Бондаренко В.В. Организационное поведение: учебное пособие / В.В. Бондаренко, С.М. Васин, А.В. Седлецкий. — М.: КНОРУС, 2015. — C. 191 ↑
-
[13] Шапиро, С.А. Поведение в организации: учебное пособие / С.А. Шапиро, Е.К. Самраилова, П.И. Ананченкова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – C. 125 ↑
-
[14] Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: учебник / А.В. Дейнека, В.А. Беспалько. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – C. 274 ↑
-
[15] Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. – C. 154 ↑
-
[16] Шапиро, С.А. Поведение в организации: учебное пособие / С.А. Шапиро, Е.К. Самраилова, П.И. Ананченкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – C. 142 ↑
-
[17] Климович, Л.К. Основы менеджмента: учебник / Л.К. Климович. – 2-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2015. – С. 153. ↑
-
[18] Шапиро, С.А. Поведение в организации: учебное пособие / С.А. Шапиро, Е.К. Самраилова, П.И. Ананченкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – C. 145 ↑
-
[19] «Дни науки» факультета социотехнических систем: сборник статей и сообщений конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (21 апреля 2015 г.) / Министерство образования и науки РФ, Казанский национальный исследовательский технологический университет. - Казань: КНИТУ, 2017. Вып. 19. – C. 117 ↑
-
[20] «Дни науки» факультета социотехнических систем: сборник статей и сообщений конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (21 апреля 2015 г.) / Министерство образования и науки РФ, Казанский национальный исследовательский технологический университет. - Казань: КНИТУ, 2017. Вып. 19. – C. 117 ↑
-
[21] Шапиро, С.А. Поведение в организации: учебное пособие / С.А. Шапиро, Е.К. Самраилова, П.И. Ананченкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – C. 140 ↑
-
[22] Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: учебник / А.В. Дейнека, В.А. Беспалько. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – C. 187 ↑