Файл: Структура органов местного самоуправления и критерии оценки их деятельности (на конкретном примере)(Модели местного самоуправления в России).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Модели местного самоуправления в России
1.2. Модель местного самоуправления в современной России
1.3. Формы местного самоуправления в Российской Федерации и их тенденции развития
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
2.1. Организация местной власти в Красноярском крае
2.2. Проблемы местного самоуправления в Красноярском крае
2.3. Оптимальная модель местного самоуправления для Красноярского края
Одной из самых важных проблем для большинства муниципальных образований является износ зданий, в которых располагаются социальные объекты (школы, больницы, детские сады).
Многие из них требуют капитального ремонта. Подобная ситуация сложилась практически во всех муниципалитетах. Для решения этой проблемы требуются серьёзные финансовые ресурсы, которых у муниципалитетов зачастую нет.
Поэтому необходимо найти компромиссное решение, чтобы у муниципалитетов появилась возможность проводить ремонты социальных учреждений и устранять замечания надзорных органов пошагово, в соответствии с имеющимися у них ресурсами.
Крайне актуальным остаётся вопрос об эффективности взаимодействия муниципалитетов с федеральными контролирующими органами. В органы местного самоуправления поступает огромное количество требований и обращений о запросе информации, в частности от органов прокуратуры, МЧС, Роспотребнадзора.
В ряде случаев имеют место факты нарушения законодательства в действиях должностных лиц или в муниципальных правовых актах. Но объективно надо признать, что значительная часть выявляемых нарушений происходит не из-за бездеятельности местных властей.
Причина — нехватка квалифицированных кадров и банальное отсутствие в бюджете муниципалитета средств на устранение имеющихся нарушений.
В целях улучшения практического взаимодействия с федеральными органами власти в течение нынешнего года Советом муниципальных образований были заключены соглашения о взаимодействии.
В ходе подготовки таких соглашений идёт не всегда простой, но очень важный для обеих сторон диалог, благодаря которому можно лучше понять друг друга и преодолеть имеющиеся разногласия.
Следующая проблема — это сложности с исполнением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Практика реализации на местном уровне этого закона показала, насколько он несовершенен. Очень часто аукционы выигрывают «случайные», неизвестные в муниципалитете фирмы [44-ФЗ].
Особые претензии у глав муниципальных образований вызывает качество работы у таких «победителей». Нередки случаи, когда аукцион выигрывает фирма-однодневка, а затем вместо выполнения работ начинается внутренняя перепродажа контракта, сокращаются сроки на его выполнение и, как следствие, страдает конечный результат качества. Вместе с тем, зачастую ответственность за такую работу возлагают на главу муниципального образования.
Ситуация с реализацией Федерального закона №44-ФЗ расценивается как критическая. Все предложения по изменению федерального законодательства основаны на серьёзном практическом опыте. Местная власть работает непосредственно с населением и сразу видит те или иные недостатки, которые порой возникают при реализации законов [44-ФЗ].
Например в Минусинском районе проходят заседание комитета по социальной политике. В Абанском – комитета по строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству. В Шарыповском районе работает комитет по сельскому хозяйству, в Дзержинском – по развитию местного самоуправления. На территории Большеулуйского района проводятся заседания комитета по финансово-экономической политике, на котором обсуждаются перспективы развития малого и среднего бизнеса. Таким образом, можно сделать вывод, что география, и содержательное направление работы Совета очень широкие, что мы и определили в предыдущем параграфе.
По каждому вопросу на таких заседаниях представляется лучший опыт и наработки, которые есть в муниципальных образованиях. Дзержинский район показывает пример, насколько эффективно властям нужно работать с общественными организациями. Также здесь используются новые нестандартные формы работы с населением.
Профильное министерство обрабатывает представленную информацию и готовит предложения по распределению средств субсидии, которые обсуждаются на специально созданной комиссии, в состав которой входят члены Правительства, депутаты Законодательного Собрания края. По итогам работы комиссия формирует предложения по распределению субсидий. Окончательное распределение субсидий утверждается Правительством края.
Муниципальные образования отчитываются о потраченных средствах. В случае нецелевого или неэффективного расходования происходит возврат субсидии в краевой бюджет.
Большая аналитическая работа проведена Институтом муниципального развития. В этом году было организовано четыре муниципальных форума: в Западной, Центральной, Южной и Северной группе районов Красноярского края, с участием представителей муниципального сообщества из республик Хакасия и Тыва.
Главным результатом муниципальных форумов Красноярского края стали предложения в народную программу Общероссийского народного фронта.
Местное самоуправление должно найти пути решения тех задач, которые стоят перед главой каждого муниципалитета. Независимо от того крупный это город или небольшое сельское поселение, находится он в центре огромного края или отдаленном районе. Главная задача муниципалитета – это повышение качества жизни людей.
С 1 июля 2015 года началась практическая реализация масштабной земельной реформы. Её цель в том, чтобы граждане стали полноценными хозяевами своих участков, а поселения получили право распоряжаться земельными ресурсами и получать дополнительный доход.
Правительство страны поставило задачу все процедуры, включая землеустроительные, кадастровые работы, оформление и выдачу документов, проводить без волокиты. И мы обязаны выполнить эту задачу.
Прежде всего, для сельской интеллигенции — врачей и учителей, библиотекарей, социальных работников. Я надеюсь, что эти меры в ближайшее время получат законодательное оформление и позволят заинтересовать молодых специалистов работой на селе.
2.3. Оптимальная модель местного самоуправления для Красноярского края
Самое важное — федеральный закон предусмотрел вариативность моделей систем МСУ, и каждый муниципалитет должен самостоятельно определять, какая модель более эффективна. В Красноярском крае работа велась при разных моделях управления, каждая из которых имела свой положительный результат. При этом самая важная задача, конечно, быть ближе к людям, слышать людей, обеспечивая жизнедеятельность города [131-ФЗ].
Как было отмечено ранее — муниципалитеты постепенно становятся частью системы государственного администрирования. И если тенденция направленная на огосударствление института МСУ сохранится, то логичным представляется рассмотреть сущность муниципалитетов как нижних этажей государственной власти в которой бы они занимали самое важное звено местной государственной власти. При таких условия местное управление и самоуправление рассматривается как единое целое в отношении регионов и муниципалитетов. При таком стечении обстоятельств чёткое разграничение полномочий между муниципалитетами и регионами — суть эффективного распределения властных полномочий позволяющая предоставить значительную часть социальных услуг для населения.
В ведении муниципалитетов находилась бы: система начального образования; социальные услуги; политика в области занятости; местное планирование; муниципальные дороги; водоснабжение и канализационная система.
В обязанности региональных властей входили бы: среднее образование; некоторые технические службы; региональный транспорт; развитие малого и среднего бизнеса; региональная культура и спорт.
Уровни власти финансировались бы посредством местного налогообложения, пошлин и местных предпринимателей, а также частично за счет поступлений из центральных органов власти и других государственных институтов или займов.
Помимо этого в ведение муниципалитетов должны находится решения вопросов местного значения действующих по принципу комитетов по финансам, развитию предпринимательства, культуре, здравоохранению, социальной работе, защите окружающей среды, городскому развитию, образованию и спорту. В сегодняшнем дискурсе для Красноярского края, да и в целом России, создание «системы комитетов» означало бы, что органы МСУ подменяли бы под собой функции администраций.
Как следствие столь значительная самостоятельность муниципалитетов потребовала бы серьёзного сдерживающего механизма. В рамках самоконтроля муниципальный совет осуществлял бы надзор за деятельностью муниципалитета. В компетенции муниципального совета находилось бы право запрашивать отчеты о деятельности комитетов, так же решающее слово во всех вопросах осталось бы за ним. Помимо этого избрание специального наблюдательного комитета для наблюдения за деятельностью муниципалитетов и осуществления строгий контроль бухгалтерских систем. Всё это позволяет создавать сдержки и противовесы внутри системы для эффективной работы органов МСУ.
Подобная модель позволила бы создать благоприятные условия для включения граждан в политический процесс. Принцип открытого правительства, суть — сессии муниципально совета неизменно открыты для публики, причем представители общественности всегда могут высказаться в дебатах. Или же создание института местных плебисцитов, в ходе которых граждане приглашаются для голосования к урнам для решения локальных вопросов, таких как: закрытие или открытие местного аэропорта, часы работы магазинов в выходные дни и т.д. Результаты такого волеизъявления граждан ни к чему не обязывают местный совет, но служат мощным средством давления на депутатов. Проведение плебисцитов сопровождалось бы публичными форумами и открытыми дискуссиями, во время которых людям предоставляется возможность уточнить собственную точку зрения и познакомиться с иными позициями.
Давно стало фактом, что в местной политике особую роль играют различные группы давления: группы протеста, объединения, созданные для решения какого-то конкретного вопроса. Представляется возможным создание при муниципалитете торгово-промышленная палаты в которой формируется позиция деловых кругов по проблемам муниципального развития. Разумеется, их мнение весьма значимо, поскольку именно предприниматели формируют налоговую базу местной власти в данной модели МСУ. Таким образом представители бизнес-структур получают легитимный способ агрегации не только своих интересов, но интересов всего местного сообщества.
На мой взгляд столь открытая модель МСУ для граждан более всего подходит для Красноярского края, что обусловлено протяжённостью территорий, суровыми климатическими условиями. Множество исследователь работающих по данной теме отмечают, что чтобы МСУ эффективно работало на территориях схожих с Красноярским краем необходимо чтобы органы муниципальной власти обладали значительными полномочиями в сфере обслуживания интересов жителей территорий. Одна из важных особенностей отношения населения в России к власти — это зачастую отождествлении с нею лишь исполнительных органов власти. Предложенная схема взаимодействия между ступенями власти позволяет справится с негативной стороной данной особенности.
Учитывая общие тенденции развития МСУ в России, специфику формирования местных органов власти в Красноярском крае при учёте его климатических и географических условий, менталитета и политической культуры можно определить основные черты оптимальной модели МСУ в Красноярском крае:
1. Муниципалитеты должны являться самым важным звеном местной государственной администрации.
2. Должно быть, чёткое разграничение полномочий между муниципалитетами и районными органами власти.
3. Муниципальный совет должен быть включён в администрацию муниципалитета, хотя бы на правах надзорного органа.
4. Муниципалитеты, для того, чтобы быть ближе к народу, должны действовать по принципу открытого правительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Делая выводы о проделанной работе, можно отметить следующее: Необходимо принимать меры для того, чтобы местное самоуправление
становилось субъектом активной экономической политики, направленной на повышение благосостояния граждан, и выстраивать систему распределения налогов, которая будет стимулировать руководителей к развитию на своей территории производственного сектора.
В тесной взаимосвязи того, что было сказано выше, можно сделать вывод, Местное самоуправление должно найти пути решения тех задач, которые стоят перед главой каждого муниципалитета. Независимо от того крупный это город или небольшое сельское поселение, находится он в центре огромного края или отдаленном районе. Главная задача муниципалитета — это повышение качества жизни людей.
На сегодняшний день социально-экономическая ситуация в стране требует дополнительных отчислений от налогов на местах, но может быть, это и не совсем правильно. Ведь местная власть — это власть, которая находится «на расстоянии вытянутой руки», следовательно, местная власть должна иметь возможность оперативно решать разного рода вопросы, возникающие у людей.