Файл: Структура органов местного самоуправления и критерии оценки их деятельности (на конкретном примере)(Модели местного самоуправления в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципалы в наибольшей мере склонны поддерживать статус-кво в части организационных структур муниципалитетов и правовых основ их работы. Например, их вполне устраивает существующая двухуровневая структура самоуправления (районы-поселения). Властные ресурсы в этих регионах рассредоточены между определенным кругом влиятельных субъектов, при этом основные решения вырабатываются на основе компромисса элит (региональных, муниципальных). Помимо этого плюралистическая политическая культура в крае сформировала гражданскую активность у части населения, готовность пожертвовать своим временем для общественных нужд, брать на себя ответственность за решение части вопросов жизнедеятельности, а также готовность организовывать других. Это касается как горожан, так и жителей села.

Но суть — двойственность и органы местного самоуправления все больше становятся не представителями народа, а ставленниками финансовых групп, как местных, так и федеральных. Растут злоупотребления, борьба за власть принимает все более чудовищные формы, что показали последние выборы в Законодательное Собрание края, Городской Совет Красноярска, выборы мэра Красноярска. Появляются и растут проблемы, связанные с неэффективным распределением бюджетных средств, недовольством горожан, обособление функций управления в общественной и хозяйственной деятельности.

Перед тем как затронуть тему выбора модели местного самоуправления для Красноярска стоит напомнить о существующей структуре городского самоуправления — Глава города и Городской Совет, исполнительный орган городского самоуправления — администрация города Красноярска.

В целом же в соответствии с Законом Красноярского края от 1 декабря 2014 года N 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» (в ред. Закона Красноярского края от 03.03.2015 N 8-3182):

1. Глава муниципального образования в Красноярском крае, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

2. В городском округе закрытого административно-территориального образования края глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса.

3. В сельском поселении края с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 500 человек глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах.


4. В сельском поселении края, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

5. В поселении края, являющемся административным центром муниципального района, в котором полномочия местной администрации поселения исполняет местная администрация муниципального района, глава муниципального образования избирается представительным органом поселения из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса.

Красноярский городской Совет депутатов — выборный орган местного самоуправления, представляющий интересы населения города и принимающий решения в коллегиальном порядке. Депутаты городского Совета избираются на 5 лет в количестве 36 человек по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе.

Существование представительных органов городского самоуправления напрямую связано с осуществлением гражданского контроля за распорядительными действиями местной власти и возможностью граждан лично или посредством избранных депутатов влиять на принятие жизненно важных для городского сообщества и обязательных к исполнению всеми горожанами решений.

В исключительном ведении городского Совета находятся: принятие устава города и внесение в него изменений; утверждение бюджета города и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития города и утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в городской собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также установления тарифов на их услуги; определение порядка организации и деятельности Контрольно-счетной палаты города; определение порядка участия города в организации межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов городского самоуправления; контроль за исполнением органами и должностными лицами городского самоуправления полномочий по решению вопросов городского значения; к компетенции городского Совета также относится принятие общеобязательных правил по всем вопросам городского значения, предусмотренным федеральным законом и Уставом города, а также принятие решений по иным вопросам, отнесенным законодательством к компетенции представительных органов местного самоуправления или Уставом города к компетенции городского Совета.


Городской Совет вправе рассматривать и решать по представлению Главы города вопросы, отнесенные к ведению администрации города.

Городской Совет обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Красноярского края.

В то же время городской Совет должен действовать в рамках своей компетенции и не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и других органов местного самоуправления.

Все решения Совет принимает коллегиально. Основной формой деятельности Совета являются сессии, на которых депутаты правомочны принимать решения и иные акты Совета по вопросам, входящим в его компетенцию. Очередные сессии Совета проводятся не реже одного раза в три месяца, но при необходимости может быть проведена внеочередная или чрезвычайная сессия.

Заседания городского Совета являются, как правило, открытыми. Любому жителю города, обладающему избирательным правом, предоставляется возможность ознакомиться со стенограммой открытого заседания городского Совета.

Решения городского Совета принимаются большинством голосов (не менее 18 голосов «за»), если иное не предусмотрено Уставом города или Регламентом Совета — например, за внесение изменений в Устав города должно проголосовать не менее 24 депутатов [Красноярский край: официальный портал: режим доступа 27.01.2018г].

Сегодня перед Красноярском стоит вопрос о том по какому же пути пойдёт местное самоуправление. Первый и самый очевидный — сохранение существующей модели (которую я уже описала выше). Второй — создание муниципалитетов на уровне городских районов. Третий — создание Красноярской агломерации.

Путь развития предусмотренный поправками внесёнными в №136-ФЗ в 2014 г. предполагает, что на уровне городского округа и на уровне внутригородского района будут работать свои органы местного самоуправления. Представительный орган городского округа с внутригородским делением будет избираться либо из состава представительных органов внутригородских районов, либо на муниципальных выборах. В границах внутригородских районов местное самоуправление будет осуществляться населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городские округа с внутригородским делением будут решать такие же вопросы местного значения, что и простые городские округа. Законами субъектов РФ для них могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения с передачей необходимых ресурсов.


К вопросам местного значения органов местного самоуправления внутригородского района отнесены, в частности, установление и отмена местных налогов и сборов, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, утверждение правил благоустройства территории района и т. д.

Закон распространил особенности организации местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге на город федерального значения Севастополь. В нем должны быть созданы внутригородские муниципальные образования. Перечень вопросов местного значения и источники доходов местных бюджетов данных муниципальных образований будут определяться законами города Севастополь.

Кроме того, согласно поправкам субъекты РФ смогут изменять порядок избрания глав муниципальных образований. В частности, законом субъекта РФ может быть предусмотрено избрание главы представительным органом муниципального образования из своего состава [136-ФЗ].

Субъекты РФ получили право перераспределять полномочия между местными и региональными органами власти. При этом субъекты РФ не смогут перераспределить в свою пользу полномочия органов местного самоуправления, в частности, в сферах управления муниципальной собственностью, а также формирования, утверждения и исполнения местного бюджета.

Подобная структура организации вызывает массу противоречий. Первым из которых является создание новой ступени чиновничьего аппарата с одной стороны приближение «власти» к народу, с другой её отдаление. Возникает закономерный вопрос не приведёт ли реализация данной модели к подобию взаимоотношений «район — поселение»? Более того у жителей и так есть рычаги влияния внутри района — общественные организации, городские депутаты, работающие в районах, обращение в городскую администрацию. В данном дискурсе немаловажную роль играют органы территориально общественные самоуправления (ТОСы) находящихся на низовом уровне самоуправления и созданные по инициативе снизу, они вполне эффективно могут заменить какие-либо дополнительные выборные органы внутри городов. И всё же, на мой взгляд, в таких больших городах как Красноярск есть определённый потенциал создания новой ступени власти, так как давно назрела необходимость осуществления самоуправления в «пригородной зоне», что существенно облегчит их жителям решение вопросов на местах.

Красноярская городская агломерация на сегодняшний день включает в себя помимо Красноярска такие населённые пункты как: Железногорск, Дивногорск, Сосновоборск, Берёзовка, Солонцы, а также близлежащие населённые пункты Манского, Сухобузимского, Емельяновского и Берёзоского районов. Общая численность населения на настоящий момент составляет более 1,3 млн. человек, а по прогнозам всего через 4 года может достигнуть 1,5 млн.


Дискуссия о создании Красноярской агломерации в краевой и городской администрациях началась ещё в 2007 г. рассмотрение вопроса по объединению в муниципальное образование «Большой Красноярск» значительной части его агломерации — Красноярска, его городов-спутников Дивногорска, Сосновоборска, Берёзовки и близлежащих посёлков.

Создание единого механизма управления агломераций для жителей пригородов имеет противоречивый характер с одной стороны — потеря статуса своего населённого пункта, например льготное налогообложение, более низкие тарифы на электричество и коммунальные услуги, наличие сельских доплат работникам бюджетной сферы, с другой стороны — плохое сельское освещение, транспортные проблемы. Главным же условием при создании агломерации для городов-спутников должно стать сохранение их органов местного самоуправления. Ведь если данный процесс будет происходить по принципу поглощения, а не по принципу согласованного развития территорий, то таким городам как Дивногорск или Сосновоборск сулит участь заброшенных микрорайонов Красноярска [МСУ в России].

На мой взгляд развитие местного самоуправления в Красноярске должно пройти где-то посередине между агломерацией и созданием муниципалитетов на районном уровне, тогда бы города-спутники были включены единую систему местного самоуправления наравне с районами Красноярска.

2.2. Проблемы местного самоуправления в Красноярском крае

У муниципальных образований много проблемных вопросов. Чтобы улучшить работу на местах, был обобщён опыт муниципалитетов края и сформировали рациональные предложения по изменениям законов и принципов межбюджетных отношений, которые позволяет снять ряд серьезных проблем.

Существенная проблема муниципальных образований, в том числе и на территории Красноярского края — это низкая обеспеченность финансовыми ресурсами тех полномочий, которые переданы на местный уровень.

В таких условиях качественно реализовать свои полномочия очень трудно, а подчас практически невозможно.

Необходимо принимать меры для того, чтобы местное самоуправление становилось субъектом активной экономической политики, направленной на повышение благосостояния граждан, и выстраивать систему распределения налогов, которая будет стимулировать руководителей к развитию на своей территории производственного сектора.