Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Теоретические основы влияния человеческого фактора на управление организацией)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы влияния человеческого фактора на управление организацией
1.1. Роль персонала в современных организациях
1.2. Взаимосвязь стратегии управления человеческим капиталом и стратегии развития организации
2.Анализ использования человеческого фактора в управлении организацией
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании ООО «Контур экстерн»
2.2. Оценка трудового потенциала компании
2.3. Анализ системы управления персоналом в компании ООО «Контур экстерн»
3.1. Проблемы в управлении человеческим капиталом в компании ООО «Контур экстерн»
3.2. Пути повышения роли человеческого фактора в управлении и развитии компании ООО «Контур экстерн»
Таким образом, в системе управления развитием персонала в компании ООО «Контур экстерн» можно выделить следующие недостатки:
- отсутствие стратегии по управлению персоналом;
- отсутствие в системе управления персоналом профессиональных кадров новаторского типа;
- отсутствие агитации к переменам, к формированию нового видения у сотрудников их дальнейших перспектив;
- недостаточный акцент на успехах сотрудников как коллектива;
- неприятие преобразований и нововведений основной частью коллектива.
Данные проблемы указывают на необходимость внедрения в организации модели стратегии управления персоналом, наиболее соответствующей сложившейся внешней и внутренней ситуации.
3.2. Пути повышения роли человеческого фактора в управлении и развитии компании ООО «Контур экстерн»
В соответствии с ранее выделенными проблемами в рамках системы управления развитием персонала компании ООО «Контур экстерн» с целью повышения роли человеческого фактора в реализации общей стратегии развития, необходима разработка стратегии развития персонала.
В зависимости от реализуемой в организации стратегии, стратегия управления персоналом будет иметь свои особенности. Так в краткосрочном периоде компании ООО «Контур экстерн» необходима стратегия по управлению персоналом, направленная на снижение издержек, а в долгосрочной перспективе учреждению подойдет стратегия лидерства в качестве. При этом стратегии управления персоналом будут иметь свои особенности (таблица 8)
Таблица 8
Особенности стратегии управления персоналом в краткосрочном и долгосрочном периоде
Тип стратегии |
Особенности стратегии управления персоналом |
|
Типы ролевого поведения |
Практические действия в области персонала |
|
Стратегия повышения качества |
Включают:
- высокую степень приверженности организации. |
Включают:
- экстенсивное и непрерывное обучение. |
Стратегия лидерства в издержках |
Включают:
- умеренное внимание к качеству. |
Включают:
- тщательный мониторинг деятельности персонала. |
Особенности стратегии и политики управления персоналом в зависимости от стадии развития компании ООО «Контур экстерн» можно представить при помощи таблицы 9.
Таблица 9
Особенности стратегии управления персоналом в зависимости от стадии развития компании ООО «Контур экстерн»
Стадия развития |
Основные характеристики организации |
Основные характеристики стратегии управления персоналом |
Контролируемый рост |
Рациональная администрация. Профессионализация управления дефицитными ресурсами. Покупаются другие фирмы, диверсифицируется деятельность. Устанавливаются конкуренция за ресурсы и контроль за инвестициями. |
Управляющий персонал нужен с более высоким статусом. Больше кадровой информации должно быть автоматизировано. Рост профессионализма. Кадровая функция постепенно интегрируется в окружающую деловую среду. Управление персоналом становится более ориентированным на конечные результаты бизнеса. |
В обобщенном виде стратегию управления персоналом компании ООО «Контур экстерн» можно представить в виде таблицы 10.
Таблица 10
Стратегии управления персоналом компании ООО «Контур экстерн» и стратегические функции по ее реализации
Главная цель службы управления персоналом: своевременное |
||
Общая стратегия управления персоналом: повышение эффективности и реализация |
||
Качественные характеристики долгосрочных целей по направлениям |
||
Обеспечение персоналом |
Реализация трудового |
Развитие ТП |
Ограниченный наем |
Активизация |
Концентрация на профессиональном развитии на возможностях персонала; повышение значимости социальных факторов |
Критериями выбора стратегии являются объемы выделенных, для ее реализации, ресурсов, временные ограничения, наличие достаточного профессионально-квалификационного уровня персонала и некоторые другие. В целом выбор стратегии управления персоналом должен основываться на сильных сторонах и разработке мероприятий, усиливающих возможности организации в конкурентной среде за счет формирования и развития конкурентных преимуществ в сфере персонала.
Внедрение стратегии управления персоналом имеет смысл, если она принесет компании ООО «Контур экстерн» реальные положительные эффекты. Следовательно, необходимо разработать механизм, стимулирующий персонал к достижению целей стратегии.
Основным мотивирующим фактором для персонала к достижению целей стратегии организации является оплата труда, при этом основными критериями достижения целей стратегии организации выступают производительность и качество труда, а критерием, определяющим эффект внедрения стратегии, ограничивающим наем персонала, является условное высвобождение работников компании ООО «Контур экстерн».
Определим элементы механизма реализации стратегии персонала в таблице 11 приложения 4.
Основными элементами механизма реализации стратегии развития персонала в компании ООО «Контур экстерн» являются:
- уровень профессионального развития персонала;
- производительность труда;
- качество труда;
- рост качества обслуживания;
- нарушения;
- наличие инертности персонала.
Таким образом, в рамках проведенного анализа было определено то, что в организации практика управления персоналом выражается в следующих недостатках:
- как таковая функция маркетинга в системе управления персоналом сводится к общему мониторингу ситуации на рынке труда и не обязывает кадровую службу к принятию, каких – либо действий;
- стратегическое развитие персонала тормозится формальными процедурами подготовки и повышения профессиональной квалификации отдельных категорий персонала;
- в кадровой службе нет ответственного за социальное развитие персонала;
- профессиональная адаптация персонала реализуется опосредованно, без подготовки необходимого организационно-методического и правового обеспечения;
- об имиджевых составляющих системы управления персоналом и их значении в организационной культуре нет четкого представления не только у персонала, но и у кадровой службы.
Для их преодоления было предложено с целью повышения роли человеческого фактора в реализации общей стратегии развития - разработка стратегии развития персонала, направленная на повышение эффективности и реализация трудового потенциала путем активизации и использования имеющихся и создания перспективных возможностей, снижения удельной себестоимости развития персонала, внедрения современных технологий управления персоналом, активного привлечения молодых специалистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в процессе достижения поставленной в работе цели и решения задач было определено то, что в условиях глобализации и интеграции мировой экономики, сопровождающейся активным внедрением инновационных технологий не только в производственные и сбытовые процессы, на первый план выходит человеческий фактор, определяющий эффективность участия хозяйствующих субъектов в конкурентной борьбе.
Человеческий фактор, именуемый также как человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
Именно поэтому в настоящее время на первый план выходит разработка стратегии управления персоналом как ключевой элемент стратегии развития компании в целом.
Стратегия управления персоналом, как часть стратегического управления, призвана обеспечивать целенаправленность действий через ограничения или, напротив, за счет улучшения возможностей для удовлетворения потребностей работника, что определяет достижимость стратегических целей и решаемость задач.
В рамках исследуемой компании ООО «Контур экстерн» имеет место сформированная система управления персоналом, отличающаяся традиционным подходом и высоким формальным закреплением.
Компания ООО «Контур экстерн» придерживается открытой кадровой политики, что соотносится с потребностями персонала
Профессиональное развитие работников компании ООО «Контур экстерн» основывается на следующих исходных моментах:
- потребностью в тесной взаимосвязи с планированием персонала в соответствии с целю деятельности организации;
- количественное выражение затрат на формирование персонала и их влияния на финансовые показатели деятельности организации;
- потребностью необходимого набора инструментов для осуществления работы на рынке труда и повышение ее эффективности.
В компании ООО «Контур экстерн» существует свод инструкций и действий, отражающих служебные обязанности всех сотрудников.
Практика управления персоналом компании ООО «Контур экстерн» выражается в следующих недостатках:
- как таковая функция маркетинга в системе управления персоналом сводится к общему мониторингу ситуации на рынке труда и не обязывает кадровую службу к принятию, каких – либо действий;
- стратегическое развитие персонала тормозится формальными процедурами подготовки и повышения профессиональной квалификации отдельных категорий персонала;
- в кадровой службе нет ответственного за социальное развитие персонала;
- профессиональная адаптация персонала реализуется опосредованно, без подготовки необходимого организационно-методического и правового обеспечения;
- об имиджевых составляющих системы управления персоналом и их значении в организационной культуре нет четкого представления не только у персонала, но и у кадровой службы.
Для их преодоления было предложено с целью повышения роли человеческого фактора в реализации общей стратегии развития - разработка стратегии развития персонала, направленная на повышение эффективности и реализация трудового потенциала путем активизации и использования имеющихся и создания перспективных возможностей, снижения удельной себестоимости развития персонала, внедрения современных технологий управления персоналом, активного привлечения молодых специалистов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
- Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / Ф. Аналоуи, Карами А.. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 400 c.
- Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 c.
- Ажаханова Д.С. Современные подходы к стратегическому управлению // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2013. - № 19. - С. 16 - 18.
- Алексеенко А.А. Выбор стратегии управления предприятием на основе SWOT-анализа // Социальные науки. - 2015. - № 1. - С. 63 - 66.
- Астафьева Л.И. Управление программами стратегических изменений как инновация управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 5. - С. 59 - 62.
- Безносова А.С. Теоретические аспекты формирования конкурентной стратегии предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 4. - С. 121 - 124.
- Брутко Г.П., Бессонов А.Б. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Екатеринбург: УГЛУ, 2012. – 285 с.
- Виханский, О.С. Менеджмент. Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Высшая школа, 2015.- 432 с.
- Владыкина Л.Б. Человеческий капитал как один из основных факторов развития предприятия. [Электронный ресурс] URL: http://journal.kfrgteu.ru/files/1/2012_5_11.pdf (дата обращения 01.04.2019).
- Волкова Н. В. Новые подходы в стратегическом планировании деятельности предприятий [Текст] / Н. В. Волкова, Л. А. Гузикова // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 20-22
- Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега-Л, 2015. - 464 с.
- Гутнов Р.Р. Современная концепция управления человеческими ресурсами: методическое пособие / Р.Р. Гутнов. – М.: Социум, 2013. – 365 с.
- Долженко Р.А. Инновации в системе управления персоналом организации / Р.А. Долженко // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - №1(99). - С. 149-153.
- Ершов Д.М., Кобылко А.А. Выбор комплексной стратегии предприятия с учетом сочетаемости стратегических решений // Экономика и математические методы. - 2015. - № 1. - С. 97 - 108.
- Зубарев, А.Е. Теоретическо-методологические аспекты формирования стратегии развития организации [Текст] / А.Е. Зубарев // Экономика и управление народным хозяйством. Вестник. 2015. № 2 (37).
- Леженкина, Т. И. Научная организация труда персонала [Электронный ресурс]: учебник / Т. И. Леженкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:МФПУ Университет, 2013. - 352 с.
- Лясников Н. В. Экономика и социология труда: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»/ Н. В. Лясников, М. Н. Дудин, Е. В. Чеканов. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2014. - 280 с.
- Мизинцева, М. Ф. Оценка персонала : учебник и практикум для бакалавров : [гриф УМО] / М. Ф. Мизинцева, А. Р. Сардарян, Рос. ун-т дружбы народов. – М. : Юрайт, 2014. – 378 с.
- Малышев Н.Г. Опыт применения стратегий повышения конкурентоспособности зарубежных предприятий. //Транспортное дело России. — 2013. — №5. — С.131- 134.
- Пархимчик Е. Теория и практика менеджмента. Кадровая политика и порядок ее формирования // Персонал. - 2015. - №1. - С. 7-10.
- Потапова, А.А Стратегический менеджмент (для бакалавров) / А.А Потапова. - М.: КноРус, 2013. - 320 c.
- Панов, А. И. Стратегический менеджмент / А.И. Панов, И.О. Коробейников. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 244 c.
- Смоленская С.В. Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и перспективы // Влияние инновационных процессов на совершенствование структуры общественного воспроизводства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГТУ. – 2012. – С. 115-120.
- Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Сидоров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 145 c.
- Управление изменениями. Человеческий фактор; Икар - Москва, 2011.- 320 с.
- Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент / Э.А. Уткин, Т.В. Бутова. - М.: ТЕИС. – 2014- 328 с.
- Человеческий фактор в управлении; КомКнига - Москва, 2016.- 450с.
- Шахова Н.В. Влияние вознаграждений на инновационное поведение работников: статья./ Н.В.Шахова, А.Н. Петухова.©Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2012. № 16 (41) - 165 с.