Файл: Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте (Общее понятие о личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 787

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение личности в возрастном плане

Изучение личности в возрастном плане определяется входящими в нее составляющими, которые в большой мере определяют успехи и трудности ребенка в обучении, особенности его поведения. Так, успехи ребенка в школе, в игре и других ситуациях помогают ему создавать адекватное представление о самом себе, что, в свою очередь, влияет на последующее выполнение им деятельности, реализацию своих потенциальных возможностей. В этом смысле представление о себе есть разновидность индивидуально осуществляющегося предсказания, которое прямо влияет на зону ближайшего развития ребенка.

Получить представление о специфике и причинах трудностей ученика в обучении чаще всего сегодня можно от учителя или школьного психолога. Потребность в изучении личностных особенностей и личностного развития в возрастном плане с каждым годом возрастает. Почти все типы существующих тестов, разработанных для взрослых, имеют свои аналоги для детей разных возрастных групп и активно используются. Тесты интеллекта, умственных способностей, комплексные батареи способностей и личностные – это те тесты, которыми обычно пользуются консультанты по вопросам образования и школьные психологи.

На основе факторных исследований Р. Кеттелла и его коллег создан ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF). Варианты этого опросника были разработаны для школьников от 12 до 18 лет (личностный опросник для средних и старших классов), от 8 до 12 лет (личностный опросник для начальной школы). Исходная форма этого опросника дает 16 показателей таких свойств личности, как замкнутость и открытость, скромность и самоуверенность, робость и предприимчивость, доверчивость и подозрительность.

В личностной области, пожалуй, самым сильным стимулом разработки специфического тестирования, наиболее адекватного для применения в народном образовании, стали методики, обозначаемые как «социальное научение», «терапия поведения», «модификация поведения».

Можно использовать тесты исследований воспитания характера. Эти тесты сначала разрабатывались как исследовательская методика, но затем были приспособлены и для практической психодиагностики. В методиках этого типа используются знакомые детям обычные ситуации повседневной жизни школьников. Тесты могут проводиться в виде регулярно задаваемых контрольных работ, как часть домашнего задания ученикам, в ходе занятий физкультурой или в групповых играх. Тесты предназначаются для измерения таких поведенческих характеристик, как честность, самообладание и альтруизм. Большинство тестов CFI, обладают хорошей различительной способностью, широким диапазоном индивидуальных различий в показателях.


Столь же активно, как личностные опросники, в образовании используются и проективные методики, например экспрессивная методика. Широкая и расплывчатая категория проективных методик включает в себя довольно много форм относительно свободного самовыражения. Считается, что благодаря полученной возможности выразить себя ребенок не только обнаруживает свои учебные, поведенческие или эмоциональные затруднения, но также и освобождается от них. В этих случаях чаще всего применяются рисование и театральное представление при помощи игрушек.

Методика исследования личности «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука[11]

Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж.Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

По мнению Дж. Бука, каждый рисунок – это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.

По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Ниже приведём инструкцию и интерпретацию признаков в тесте «Дом-Дерево-Человек» для группового тестирования, т.к. применение данной методики осуществлялось на определённой группе лиц.

2.3.1 Инструкция

Материал:

  • белый лист бумаги, сложенный (или расчерченный) пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21. Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек;
  • бланк пост-рисуночного опроса;
  • несколько простых карандашей №2 с ластиками (карандаш №2 выбран, так как оказалось, что он более точно отражают моторный контроль испытуемого, нажим и качество линий и штриховки);
  • бланк количественной обработки;
  • руководство.

Перед началом выполнения задания исследователь должен обратиться к испытуемым с просьбой нарисовать как можно лучше дом, дерево и человека в перечисленном порядке и сказать им, что они мои стирать нарисованное сколько захотят, не опасаясь взысканий, что они могут затратить столько времени, сколько им понадобится, и что каждый, как только закончит тот или иной рисунок, должен сообщить с этом исследователю, чтобы он мог записать количество затраченного времени.

В некоторых случаях может понадобиться ввести определенное временное ограничение (желательно не менее 30 минут), в таком случае испытуемые должны быть полностью проинформированы об этом до того, как они начнут рисовать.

Исследователь должен показать испытуемым рисуночную форму и продемонстрировать им каждую страницу для выполнения соответствующего рисунка. После этого они могут приступать к выполнению задания.

Запись.

Исследователь должен записывать время, использованное каждым испытуемым на выполнение того или иного рисунка. Пока испытуемые заняты рисованием, исследователь должен, не привлекая внимания ходить, наблюдая за ними, и записывать случаи эмоциональных проявлений, необычной последовательности деталей и т. д. всякий раз, когда заметит что-нибудь подобное. Очевидно, что наблюдение не будет таким полным, как при индивидуальном обследований.

Пост-рисуночный опрос.

Исследователь должен выдать каждому испытуемому бланк с ПРО и попросить письменно ответить на вопросы, напечатанные на этом бланке.

Бланк Пост-рисуночного Опроса

Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?

Ч2. Сколько ему (ей) лет?

Ч3. Кто он?

Ч4. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?

Ч5. О ком вы думали, когда рисовали?

Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?)

Ч7. О чем он думает?

Ч8. Что он чувствует?

Ч9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек?

Ч10. Кого вам напоминает этот человек?

Ч11. Этот человек здоров?

Ч12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Ч13. Этот человек счастлив?

Ч14. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Ч15. Что вы чувствуете по отношению к этому человеку?

Ч16. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему?

Ч17. Какая на ваш взгляд погода на рисунке?

Ч18. Кого напоминает вам этот человек? Почему

Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему?

Ч20. Как одет этот человек?

Др1. Что это за дерево?


Др2. Где в действительности находится это дерево?

Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева?

Др4. Это дерево живое?

Др5.А. (Если. испытуемый считает, что дерево живое)

а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?

б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?

в) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?

г) Как вы думаете, когда это произошло?

Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое)

а) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?

б) Как вы думаете, когда это произошло?

Др6. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину?

Др7. Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения?

Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?

Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?

Др10. Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется, оно расположено выше вас, ниже вас или находится на одном уровне с вами?

Др11. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке?

Др12. Есть ли на рисунке ветер?

Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер?

Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер?

Др15. Если бы на этом рисунке вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось?

Др16. Как вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе?

Др17. О чем заставляет вас думать это дерево?

Др18. О чем оно вам напоминает?

Др19. Это дерево здоровое?

Др20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Др21. Это дерево сильное?

Др22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Др23. Кого вам напоминает это дерево? Почему?

Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?

Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть?

Д1. Сколько этажей у этого дома?

Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?

ДЗ. Это ваш дом? (если нет, то чей он?)

Д4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина?

Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему?

Д6. Если бы этот дом был вашим и вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется:

а) Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему?

б) С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему?

Д7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко?

Д8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше/ниже вас или на одном уровне с вами?


Д9. О чем вас заставляет думать этот дом?

Д10. О чем он вам напоминает?

Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?

Д12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Д13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?

Д14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке?

Д15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему?

Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?

Д17. Куда ведет этот дымоход?

Д18. Куда ведет эта дорожка?

Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

По завершении этапа пост-рисуночного опроса, исследователю предстоит выяснить то возможное значение, которое может иметь для испытуемого наличие необычных, отсутствие «обязательных» деталей в рисунках, любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами.

2.3.2 Интерпретация признаков в тесте

«ДОМ»

Дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.

Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, расположенная необычно – сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.