Файл: Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте (Общее понятие о личности).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 777
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте
Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника
Младший школьник – новая личность
ГЛАВА II. Исследование особенностей формирования личности у младших школьников
Проблема диагностики параметров личности
Изучение личности в возрастном плане
Методика исследования личности «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука[11]
2.3.3 Интерпретация полученных результатов рисуночного теста «Дом-Дерево-Человек»
Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
Подведенные глаза – грубость, черствость.
Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
Брови редкие, короткие – презрение, изощренность.
Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.
Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления.
Ноги непропорционально длинные – сильная потребность независимости и стремление к ней.
Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.
Человек изображён в абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Вокруг человека изображены облака, что говорит о боязливой тревоге, опасениях.
В рисунке использован неясный неяркий контур, что очередной раз подчеркивает боязливость, робость. Ритмичная штриховка показывает чувствительность, сочувствие, раскованность.
Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.
Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.
В рисунке наблюдается излишне щепетильная детализация – скованность, педантичность.
Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом.
Описание дерева
Круглая крона говорит об экзальтированности, эмоциональности.
Ветви направлены в разные стороны – поиск самоутверждения, чувствительность к окружающему.
Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.
Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом.
Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно.
Ствол выполнен линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность.
Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.
Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки.
Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.
Высота листа 3/8 – хорошие контроль и рефлексия Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Выполнение рисунка осуществлялось последовательно. Вначале дом – на первом месте безопасность и успех.
Заключение
«Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка» - А.С. Макаренко
Дети младшего школьного возраста (так же как и дошкольники) постепенно включаются в опыт реальных общественных отношений и обладают огромной тягой к накоплению впечатлений, стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя. Внимание ребенка направлено на окружающий мир, его активное познание, эстетическую и этическую оценку. Младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Часто они оценивают эти качества практически, человеческую красоту нередко видят лишь во внешних, привлекательных формах одежды, приемах поведения и поступков. Вместе с тем, независимо от уровня их самоосознания, период младшего школьного детства (так же как и дошкольного) является едва ли не одним из решающих с точки зрения формирования нравственных качеств, эстетического восприятия действительности. В этом возрасте идет наиболее интенсивное формирование отношений к миру, осуществление становления личности.
Они по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, сто учитель объясняет на уроке, у них свой, индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанностей, идеалам, по мотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, к школе и отдельным предметам, к товарищам и учителям, у них различное положение в коллективе сверстников.
Это естественно: у каждого из маленьких школьников своя биография, свой жизненный опыт. Каждый из них представляет собой индивидуальность – неповторимую личность.
Благоприятно сказывается на формировании личности ребенка отсутствие внутренних конфликтов, это может быть несоответствие уровня притязаний реальному положению дел, стремление во что бы то ни стало сохранить превосходство.
Одни из важнейших условий успешного формирования ценных качеств личности ребенка – хороший психологический климат в семье и в школе. Диагностика развития личности ребенка играет немаловажную роль для его создания. Ведь зная особенности личности ребенка – его характер, отношение к разным вещам, его внутренний мир и др. – можно подобрать к нему индивидуальный подход.
Младший школьный возраст – это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребенка, его забот волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому, который его слушает. В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития младшего школьника.
Список литературы:
- Амосов Н.М., Никитина Л.А., Воронцов Д.Д. Страна детства. Сборник. М.: Знание, 1990. – 288 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
- Бондарчук Е. И., Бондарчук Л. И. Б81 Основы психологии и педагогики: Курс лекций. 3-е изд., стереотип. К.: МАУП, 2002. – 168 с.
Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
- Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
- Зюбин Л.М. Психология воспитания. Метод. Пособие. М.: Высш. шк., 1991. – 96 с.
- Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Изд.4-е. ростов н/Д: Феникс, 2007. – 375 с. (Психологический практикум)
- Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
- Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. – 192 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. – 583с.
- Матвеева Л.Г. и др. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. – 320 с.
- Мир детства. Младший школьник. Под ред. А.Г. Хрипковой. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
- Психологическая диагностика. Учебное пособие. Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997.
- Психология. Республиканские межведомственные научные сборники. Выпуск 4. Психология общения. Мн.: Народная асвета, 1984. – 112 с.
- Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.
С чего начинается личность. Под общ. ред. Р.И. Косолапова. М.: Политиздат, 1979. – 238 с.
Сборник психологических тестов. Часть 3. Пособие. Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 120 с.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
- Чеховских М.И. Психология.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Приложение
-
Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. – 583 с. – с. 471. ↑
-
Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. – 288 с. – с. 232. ↑
-
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с. – c. 142-150. ↑
-
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с. – c. 142-150 ↑
-
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. – с. 286. ↑
-
Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. ↑
-
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с. – c. 16-25. ↑
-
Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. – с. 120. ↑
-
Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. – с. 66. ↑
-
С чего начинается личность. Под общ. ред. Р.И. Косолапова. М.: Политиздат, 1979. – 238 с. – с. 137-138. ↑
-
Сборник психологических тестов. Часть 3. Пособие. Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 120 с. – с. 75-92. ↑