Файл: Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте (Общее понятие о личности).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 773
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте
Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника
Младший школьник – новая личность
ГЛАВА II. Исследование особенностей формирования личности у младших школьников
Проблема диагностики параметров личности
Изучение личности в возрастном плане
Методика исследования личности «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука[11]
2.3.3 Интерпретация полученных результатов рисуночного теста «Дом-Дерево-Человек»
Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом.
Упорно рисует, несмотря на трудности – хороший прогноз, энергичность.
Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.
«ДЕРЕВО»
Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево – символ стоящего человека).
Корни – коллектив, бессознательное.
Ствол – импульсы, инстинкты, примитивные стадии.
Ветви – пассивность или противостояние жизни.
Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака "округленная крона", "недостаток энергии", "дремота", "клевание носом" и тут же "дар наблюдательности", "сильное воображение", "частый выдумщик" или: "недостаточная концентрация" – чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например: "пустота", "напыщенность", "высокопарность", "плоский", "пошлый", "мелкий", "недалекий", "жеманство", "притворство", "чопорность", "вычурность", "фальшивость" и тут же – "дар конструктивности", "способности к систематике", "техническая одаренность"; или сочетание "самодисциплина", "самообладание", "воспитанность"-"напыщенность", "чванство", "безучастность", "равнодушие".
Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.
Земля приподнимается к правому краю рисунка – задор, энтузиазм.
Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.
Корни
Корни меньше ствола – тяга к спрятанному, закрытому. Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
Корни обозначены чертой – детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.
Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.
Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.
Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.
Форма листвы
Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.
Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.
Листва-сетка, более или менее густая – большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций.
Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.
Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности.
Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом.
Закрытая густая листва – скрытая агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым – малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом.
Ветви выходят из одного участка на стволе -детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.
Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
Толстые ветви – хорошее различение действительности. Листья-петельки – предпочитает использовать обаяние. Пальма – стремление к перемене мест. Листва-сетка – уход от неприятных ощущений. Листва как узор – женственность, приветливость, обаяние. Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.
Ствол
Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
Ствол в форме разломанного купола – желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи.
Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно.
Листва тонкими линиями-тонкая чувствительность, внушаемость.
Ствол выполнен линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность.
Линии ствола прямые-ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
"Вермишель" – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" в мечты и игры.
Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.
Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки.
Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.
Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое "Я" против беспокойного мира.
Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.
Нижняя половина листа – менее выраженная зависимость и робость.
Три четверти листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.
Высота листа (страница делится на восемь частей):
1/8 – недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет,
1/4 – способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,
3/8 – хорошие контроль и рефлексия,
1/2 – интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,
5/8 – интенсивная духовная жизнь,
6/8 – высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов,
7/8 – листва почти на всю страницу – бегство в мечты.
Манера изображения
Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.
Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) – детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.
Два дерева – могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).
Добавление к дереву различных объектов – трактуется в зависимости от конкретных объектов.
Пейзаж – означает сентиментальность.
Переворачивание листа – независимость, признак интеллекта, рассудительность.
Земля
Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа – спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
2.3.3 Интерпретация полученных результатов рисуночного теста «Дом-Дерево-Человек»
В качестве испытуемых была выбрана небольшая группа учащихся 2 класса в возрасте 9 лет Гимназии №5 г. Рязани. Выбор группы производился в произвольном порядке. На выполнение задания отводилось 30 минут.
Ниже представим интерпретацию полученных результатов теста (Продукты деятельности детей – см. Приложение).
Характеристика рисунка Елизаветы А. (9 лет).
На выполнение работы затрачено 30 минут. Рисовала с увлечением и удовольствием. Рисунок выполнялся последовательно: вначале дом, затем дерево и человек.
Описание дома.
Испытуемый изобразил вблизи, что говорит об открытости, доступности, чувстве теплоты, гостеприимстве. Изображение двух стен с акцентированным горизонтальным изменением свидетельствует о плохой ориентировке во времени, чувства давления со стороны, имеются серьёзные тенденции отчуждения и оппозиции.
Отсутствие двери говорит о трудности при стремлении раскрыться перед другими.
Сильно открытые окна свидетельствует о том, что субъект ведёт себя несколько развязано и прямолинейно. Присутствие занавесок – стремление скрывать свои чувства.
Крыша с тонким контуром края говорит о переживания ослабления контроля фантазии.
Отсутствие трубы свидетельствует о том, что субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Рисунок выполнен в зелёном, коричневом, пурпурном цветах, что говорит о потребности иметь чувство безопасности, власти.
Дом изображён в двухмерной перспективе, что говорит о чрезмерной озабоченности мнением окружающих о себе.
Рисунок расположен в центре листа с использованием прямых контуров штрихов, что свидетельствует о незащищённости и ригидности. Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
Описание человека.
Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.
Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подведенные глаза – грубость, черствость. Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.
Руки длинные и слабые – зависимость, нерешительность, потребность в опеке.
Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. Человек в плавном легком шаге – хорошая приспособляемость. Профиль амбивалентный – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
Закругленные (округленные) линии – женственность. Контур неяркий, неясный – боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.
Легкие линии – недостаток энергии. Легкий нажим – низкие энергетические ресурсы, скованность.
Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.
Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
Большой рисунок – экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.
Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении. Избыток деталей – “неизбежность телесности” (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.