Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические понятия основных функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные задачи мотивации:

  • формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда
  • обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения
  • формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации

Для решения этих задач необходим: анализ процесса мотивации в организациях; изучение индивидуальной и групповой мотивации, если такая имеется, и зависимости между ними; определение изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.[Максимцева М.М., Комарова М.А. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика и управление" / под ред. Максимцева М.М., Комарова М.А. , - 4е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 - 343 с.стр.142-143]Поведение человек определяется совокупностью мотивов, находящихся в определенном соотношении и образующих мотивационную структуру. Знание мотивов - ключ к пониманию поведения человека и возможностям воздействия на него.[Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие / В. С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.36]Мотивация у каждого работника своя, поэтому поддержание на высоком уровне преданности и мотивированности является сложной управленческой задачей.

В теории мотивации существует 2 ключевых понятия - потребность и вознаграждение. Потребность - это ощущение человеком физического или психологического недостатка чего-либо. Вознаграждение - это все то, что человек считает ценным для себя.[Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд.,стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.179] На рис.№7 приложения показана мотивация человека через его потребности.

Существует несколько теорий мотивации, подразделяемых на 2 группы: процессуальные (в их основе - оценка результатов труда, и восприятие окружающей трудовой среды) и содержательные (основа - потребности работников). [Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие / В. С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.45]

Наиболее известной и часто используемой содержательной теорией мотивации является пирамида иерархии потребностей А. Маслоу, согласно которой все потребности человека разделены на 5 уровней, соподчинены между собой и выполняются последовательно.[Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.124] На рисунке №8 в приложении показана пирамида иерархии потребностей по А.Маслоу.


Теория А. Маслоу показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека и как менеджер может влиять на поведение человека, предоставляя ему возможность удовлетворять потребности определенным образом.[Акмаева Р.И. Менеджмент: учебник /Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев.- М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 440с.стр.160]Первичными (базовыми) потребностями человека применительно к рабочей среде являются:

Физические - заработная плата, отпуск, перерывы в работе, благоприятные условия труда, освещение, отопление и пр.

Потребности в безопасности - гарантированность работы, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение.[Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.125]

Социальные потребности - командный дух в организации, общение сотрудников в т.ч. и неформальное, социальная активность.

Потребность в уважении - представление более содержательной работы, делегирование полномочий, карьерный рост, привлечение подчиненных к принятию решений.[Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.182]

Потребность в самореализации - реализация своего потенциала, получение новых знаний, расширение области полномочий.[ Эриашвили Н.Д.и др. под ред. Бордушко И.В., ЛукашевичаВ.В. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с. стр. 162. ]

Теория Мак-Клелланда также основывается на потребностях, но психологического характера, в которых выделяется 3 вида потребностей: власть, успех, причастность.[Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие / В. С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.46]

Потребность во власти проявляется как желание воздействовать на других людей. Стремление к власти можно разделить на 2 типа: власть- ради властвования и власть ради выполнения ответственной руководящей работы, связанной с решением сложных групповых задач.[Акмаева Р.И. Менеджмент: учебник /Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев.- М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 440с.стр.161]По мнению Мак-Клелланда руководители, стремящиеся к власти первого типа редко добиваются успеха, и признания подчиненными. [Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.183]Потребности во власти могут быть удовлетворены делегированием полномочий.[Акмаева Р.И. Менеджмент: учебник /Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев.- М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 440с.стр.162], подготовкой сотрудников к повышению служебного положения, например включением их в кадровый резерв.[Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.127].


Потребность к успеху проявляется в стремлении ставить перед собой новые цели и достигать их более эффективно, чем ранее. [Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.183]Для мотивации сотрудников с потребностью в успехе необходимо ставить перед ними задачи с невысокой степенью риска.[Эриашвили Н.Д. и др. под ред. Бордушко И.В., ЛукашевичаВ.В. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с. стр.162 ],поощрять их инициативу и отмечать за достигнутые результаты.[Акмаева Р.И. Менеджмент: учебник /Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев.- М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 440с.стр.160].

Потребность в причастности проявляется в стремлении человека к дружеским отношениям с окружающими, общению. Таких людей привлекает работа, требующая общения и взаимодействия с другими людьми. [Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.184]

В двухфакторной теории Ф. Герцберга автор выделяет две группы факторов: гигиенические и мотивирующие. Гигиенические факторы по Герцбергу связанны с внешней средой, мотивирующие - с характером и сущностью работы.[Эриашвили Н.Д.и др. под ред. Бордушко И.В., ЛукашевичаВ.В. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с. стр.162 ]

К гигиеническим факторам относятся: заработная плата, условия работы, межличностные отношения, политика фирмы по отношению к персоналу, гарантия занятости, стиль руководства, статус, система контроля.

К мотивирующим факторам относятся: личный успех, продвижение по службе, признание и одобрение, возможность творческого и делового роста, высокая степень ответственности.

Процессуальные теории мотивации включают: теорию ожидания, теорию справедливости и теорию Портера-Лоулера. Данные теории анализируют, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает тип поведения в процессе их реализации.[Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.126-128].

Теория ожидания разработана канадским психологом Виктором Врумом, данная теория предполагает, что мотивация зависит от 3 факторов: ожидаемого результата деятельности, ожидаемого вознаграждения от этого результата и ожидаемой ценности вознаграждения(валентности).[Эриашвили Н.Д.и др. под ред. Бордушко И.В., ЛукашевичаВ.В. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с. стр. 164.]Остановимся немного подробнее на этих факторах.


Ожидаемый результат деятельности или связка "усилия результаты" - ожидание того, что затраченные усилия дадут желаемый результат. Например, рабочий может ожидать, что если он в своей работе будет больше стараться, совершенствовать свои навыки, то он станет успевать производить за рабочую смену больше качественной продукции, т.е. повысит производительность своего труда.

"Результаты - вознаграждение" - ожидание определенного вознаграждения за работу. Например, ожидания работника, что повышение производительности его труда приведет к повышению его зарплаты, а перевыполнение плана - к премии.

Валентность - предполагаемая степень удовлетворения или неудовлетворения человека в результате получения им конкретного вознаграждения. Валентность зависит от типа конкретной потребности человека. Например в случае увеличения зарплаты работнику, ожидающему карьерного роста, его валентность будет низкой, а, следовательно, и мотивация.

Таким образом, согласно теории ожидания, высокая мотивация возможна, лишь при высоких значениях всех трех показателей. [Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.184]

Согласно теории справедливости С. Адамса эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном окружении. [Максимцева М.М., Комарова М.А. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика и управление" / под ред. Максимцева М.М., Комарова М.А. , - 4е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 - 343 с. стр.148]Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, у работников возникает психологическое напряжение и снижается мотивация. [Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.131].

Теория Портера-Лоулера сочетает в себе черты теории ожидания и теории справедливости. Ее суть заключается в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутым результатом. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает свое вознаграждения согласно потраченным усилиям и верит в то, что оно будет адекватно. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное мнение по поводу ценности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно степень удовлетворения. [Максимцева М.М., Комарова М.А. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика и управление" / под ред. Максимцева М.М., Комарова М.А. , - 4е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 - 343 с. стр.148]


1.5 Контроль как функции менеджмента

Контроль в организации является фундаментальным элементом системы управления. Ни планирование, ни создание организационной структуры, ни мотивация, не могут рассматриваться в отрыве от контроля. [Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.194] В ходе контроля осуществляется систематическое наблюдения за деятельностью отдельных работников и коллективов, сравнение фактических результатов деятельности с заданными параметрами для выработки корректирующих воздействий на управляемые факторы. Базу контроля составляет планирование, в ходе которого определяются миссия, цели, задачи и отдельные параметры деятельности организации. [Н.Д. Эриашвили и др. под ред. И.В. Бордушко, В.В. Лукашевича. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с., стр. 135.]

Необходимость контроля вызывается рядом внешних и внутренних причин. К внутренним причинам относится: развитие неблагоприятных тенденций в коллективе, ошибки при прогнозировании воздействия внешней среды, ошибки в планировании и нормировании, изношенное оборудование и отсутствие улучшений условий труда. К внешним причинам относится: внезапные действия конкурентов, срыв графиков поставщиками, поведение потребителей вызывающее изменения на рынке.

Содержанием функции контроля является: сбор и обработка информации о фактических результатах деятельности, сравнение данных с плановыми и выявление отклонений, анализ причин отклонений, разработка и реализация мероприятий по достижению намеченных целей, с учетом складывающейся обстановки).[Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.39]

Содержанием функции контроля является: сбор и обработка информации о фактических результатах деятельности, сравнение данных с плановыми и выявление отклонений, анализ причин отклонений, разработка и реализация мероприятий по достижению намеченных целей, с учетом складывающейся обстановки.[Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс: Учебное пособие/ - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.39]

В зависимости от субъекта контроля различают внешний и внутренний контроль.