Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические понятия основных функций менеджмента).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические понятия основных функций менеджмента
1.1 Понятие "Менеджмент" и "Функции менеджмента"
1.2 Планирование как функция менеджмента
1.3 Организация как функция менеджмента
1.4 Мотивация как функция менеджмента
1.5 Контроль как функции менеджмента
2. Анализ основных функций менеджмента на основе организации ПАО "Магнит"
2.1 Краткая характеристика ПАО "Магнит"
Внутренний контроль осуществляется субъектами самой организации: администрацией, отдельными сотрудниками.
Внешний контроль осуществляется внешними по отношению к организации субъектами: государством, независимыми контрольными органами, общественностью. [Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.194]
Существует 3 основных типа контроля, касающихся организации в целом и различающихся по периоду действия:
1. Предварительный контроль - осуществляется до начала работ, посредством него определяется готовность организации к работе (проверка состояния финансовых, материальных, человеческих ресурсов)
2. Текущий контроль - осуществляется в ходе деятельности организации призван корректировать отклонения от планов.
3. Заключительный контроль - проводится по результатам деятельности организации, в ходе него происходит анализ сильных и слабых сторон организации, экономический анализ, мотивация сотрудников на будущее. [Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.139].
Контроль может осуществляться в разных видах:
- по содержанию: общий и специальный;
- масштабам: сплошной и выборочный;
- характеру: открытый и скрытый;
- взаимоотношений объекта и субъекта: с помощью специальных органов или людей, и самоконтроль;
- по способу оценки: жесткий и мягкий;
использованию технических средств: видеоконтроль, компъютеризация. [Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.140].
В менеджменте контроль осуществляется людьми и направлен на деятельность людей. Поэтому поведенческий аспект занимает определенное место в ходе реализации данной функции. Поведение людей обуславливается различными психологическими особенностями. В связи с этим хотелось бы остановиться на понятии внешнего контроля и внутреннего(самоконтроля) подробнее . [Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс: Учебное пособие/ В.С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.39]
В ходе внешнего контроля исключается возможность невыполнения задач работниками, а система поощрений связывается с результатами работы каждого. Увеличение показателей при таком виде контроля возможно, однако качество работ может пострадать, т.к. будет происходить искажение информации, которая может снизить оценку работы, и пренебрежение не конролирующимися задачами. [Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.139].
Внутренний (самоконтроль) - является более эффективной формой контроля. Суть этого метода заключается в делегировании функции контроля непосредственному исполнителю работ. [Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / .- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.139].
Самоконтроль возможен при определенных условиях: здоровом психологическом климате в коллективе, ответственностью и дисциплинированностью, пониманию и принятию целей организации самими работниками, большим опытом работы и навыков, высоким профессиональным уровнем сотрудников. Стиль руководства также влияет на развитие и применение самоконтроля(при авторитарном стиле - внешний, при демократическом - внутренний). [Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс: Учебное пособие/ В.С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.39]
Баланс контрольных процедур является немаловажной проблемой менеджмента. Бесконтрольность часто порождает апатию и даже, жалобы и недовольство со стороны подчиненных, т.к.большинство сотрудников полагает, что если их работа не контролируется, то это значит что в компании нет критериев качества их работы, а руководство рассматривает их деятельность как неважную и второстепенную, кроме того у сотрудников возникает ощущение того что они и сами не знают хорошо ли они работают.
Другая крайняя мера контроля - тотальный контроль. Склонность к тотальному контролю, к сожалнению, весьма распространенная практика в управлении. [Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.202]
Эффективность контроля должна превышать затраты на его обеспечение. В таблице представлены принципы эффективного контроля:
Таблица: Принципы эффективного контроля
Взято из: Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.201 табл.7.1
Таким образом, изучив и проанализировав существующие теоретические понятия основных функций менеджмента, можно сделать следующие выводы:
Функция планирования в менеджменте связана с определением целей и задач в организации, а также ресурсов необходимых для этих целей. С помощью планирования руководство обеспечивает общее направление усилий всех членов организации к достижению поставленных задач.
Организация как функция менеджмента помогает оптимизировать внутреннюю структуру предприятия или компании для качественного выполнения стоящих перед ними задач. В ходе процесса организации происходит создание системы, объединяющей руководителей разных уровней и сосредоточения их усилий согласно планам организации.
Мотивация как функция менеджмента в управленческой деятельности занимает важное место. Посредством мотивации, руководством решаются вопросы качества исполнения поставленных задач, осуществляется кадровая политика организации.
Контроль в менеджменте важен для определения результатов деятельности организации. Посредством контроля выявляются отклонения от плановых показателей. Выявляются ошибки в планировании и происходит коррекция целей, проверка соответствия процесса функционирования организации принятым решениям.
2. Анализ основных функций менеджмента на основе организации ПАО "Магнит"
2.1 Краткая характеристика ПАО "Магнит"
Предприятие "Магнит" было основано в 1994 как компания по продаже бытовой химии С.Н. Галицким. В течение 4 лет "Магнит" становится одним из ведущих официальных дистрибъютеров бытовой химии и косметики в России. С 1998 принимается решение о выходе на рынок розничной торговли продуктами питания. На данный момент ПАО "Магнит" является одним из крупнейших предприятий, занимающихся розничной торговлей.
ЗАО "Тандер" зарегистрировано Решением Регистрационной палаты г. Краснодара от 28.06.1996 г. № 4452, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице.12 Ноября 2003г. создано закрытое акционерное общество "Магнит", 10 января 2006г. решением внеочередного общего собрания акционеров было изменено фирменное наименование общества на открытое акционерное общество "Магнит", 25 сентября 2014г. внеочередным общим собранием акционеров принято решение об изменении полного фирменного наименования общества на Публичное акционерное общество "Магнит". [Устав публичного акционерного общества "Магнит", утвержден Общим собранием акционеров ПАО "Магнит" 21 июня 2018 года, протокол б./н. 21.06.2018.35c.стр.2 pdf]Публичное акционерное общество «Магнит» является холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит», с местом нахождения в Краснодаре.
Основной целью предприятия согласно Устава является извлечение прибыли.
Миссией ПАО "Магнит" является: повышение благосостояния покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников.
Ценности компании: ответственность, развитие, сотрудничество, профессионализм.
Задачи ПАО "Магнит" : стать главной потребительской площадкой и самым известным потребительским брендом РФ, поставив покупателя в центр стратегии и покрывая до 70% кошелька.
Стратегия развития:
1. Дальнейшее расширение сети за счет роста плотности покрытия ключевых рынков присутствия, а также органического развития в наименее освоенных регионах России.
2. Развитие мультиформатной бизнес-модели: продолжение агрессивного развития форматов "магазин у дома", "гипермаркет", "Магнит Семейный" и "Магнит Косметик".
3. Формирование высокого уровня лояльности к бренду со стороны ключевой аудитории
4. Внедрение дополнительных мер по оптимизации издержек и улучшению рентабельности.[URL:http://magnit-info.ru дата обращения 30.01.2019]
Согласно официальной статистике численность магазинов ПАО "Магнит " на 2018 год составляет: 12 503 магазина в формате "у дома", 244 гипермаркета, 213 магазинов "Магнит семейный", 4000 магазинов "Магнит Косметик". Ключевыми территориями присутствия для ПАО "Магнит" остается Южный, Приволжский и Центральный регионы, планируется увеличение числа торговых точек на рынках Урала и Сибири. В долгосрочной перспективе менеджмент сети не исключает выход на рынок Дальнего Востока. Магазины компании расположены в 2866 населенных пунктах России.
По данным журнала Forbes компания "Магнит" в 2017становилась самой крупной частной компанией среди ритейлеров в России, неоднократно получал звание "Привлекательный работодатель", и имеет высокую строчку в списке по количеству штатных сотрудников (более 280 000 сотрудников). [URL: http://magnit-info.ru/press/progress/ дата обращения 30.01.2019.]
Предприятие является конкурентоспособным по следующим причинам: широкий и демократичный ассортимент товаров, рассчитанный для потребителей с различным уровнем дохода; реализация программ по стимулированию спроса; наличие необходимого информационного обеспечения потребителей; современное оборудование, обеспечивающее высокое качество оказываемых услуг; наличие востребованного собственного производства.
2.2 Организационная структура управления ПАО "Магнит"
Органами управления ПАО "Магнит" являются: Общее собрание акционеров; Совет директоров; Правление(коллегиальный исполнительный орган); Генеральный директор (единоличный исполнительный орган). Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является Ревизионная комиссия.
Высшим органом управления общества является Общее собрание акционеров. Общее собрание акционеров занимается: определением количественного состава совета директоров; внесением изменений и дополнений в Устав Общества или утверждением Устава в новой редакции; изменением уставного фонда; определением основных направлений деятельности предприятия, утверждением его планов и отчетов об их выполнении; решением вопросов приобретения и отчуждения предприятием ценных бумаг, им выпущенных, а также ценных бумаг иных субъектов хозяйствования; утверждением отчетов и заключений ревизионной комиссии, распределением прибыли и покрытием убытков; принятием решений о прекращении деятельности общества и его реорганизации, решением других вопросов в соответствии с Уставом общества.[URL:http://ir.magnit.com/wp-content/uploads/6.-Ustav-PAO-Magnit_proekt.pdf стр.10 - 20 дата обращения 04.02.2019]
Совет директоров является коллегиальным органом управления общества и осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных федеральными законами и уставом к компетенции Общего собрания акционеров. Совет директоров общества избирается Общим собранием акционеров общества сроком на 1 год.[URL:http://magnit.info.ru/about/strategy/Magnit%20Transformation%20Strategy%20RUS%20v3.pdf дата обращения 04.02.2019]
Совет директоров состоит из 4 комитетов, каждый из которых отвечает за определенное направление.
Комитет Совета директоров по аудиту занимается: проверкой и контролем полноты финансовой отчетности; проверкой систем внутреннего контроля и управления рисками; контролем эффективности внутреннего аудита; контролем отношений с внешним аудитором и т.д.
Комитет Совета директоров по Кадрам и вознаграждениям осуществляет: разработку и контроль политики вознаграждения (долгосрочная/ краткосрочная мотивация); согласование и контроль найма высшего руководства; разработку стратегии управления талантами; ежегодная оценка Совета директоров и эффективности деятельности руководства.
Комитет Совета директоров по стратегии занимается: стратегическим и инвестиционным планированием; определением приоритетных направлений деятельности; согласованием, проверкой бизнес-плана/ бюджета; проверкой сделок по слиянию и поглощению, крупных инвестиционных проектов.[URL: http://magnitinfo.ru/about/strategy/Magnit%20Transformation%20Strategy%20RUS%20v3.pdf дата обращения 04.02.2019]
К компетенции Комитета Совета директоров по финансовым рынкам относится: разработка и укрепление систем корпоративного управления; формирование, разработка и внедрение стратегии по связям с инвесторами; оценка и рекомендации для Совета по дивидендной политике.[URL: http://magnitinfo.ru/about/strategy/Magnit%20Transformation%20Strategy%20RUS%20v3.pdf дата обращения 04.02.2019]