Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические понятия основных функций менеджмента).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические понятия основных функций менеджмента
1.1 Понятие "Менеджмент" и "Функции менеджмента"
1.2 Планирование как функция менеджмента
1.3 Организация как функция менеджмента
1.4 Мотивация как функция менеджмента
1.5 Контроль как функции менеджмента
2. Анализ основных функций менеджмента на основе организации ПАО "Магнит"
2.1 Краткая характеристика ПАО "Магнит"
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является изучение основных функций в системе менеджмента. Объектом исследования в данной теме являются существующие теоретические понятия основных функций менеджмента. Предметом исследования - использование данных функций в управлении крупной организацией.
Актуальность выбора данной темы заключается в том, что понимание основных функций менеджмента и их правильное выполнение позволяет руководителям выбрать лучший способ достижения поставленных целей. Без специальных знаний заниматься решением задач, стоящих перед современным менеджером, невозможно. Функции менеджмента являются одной из важнейших характеристик процесса управления и несут в себе набор действий и решений, на которых основывается весь организационно-производственный процесс предприятия.
В первой главе будут решаться следующие задачи: изучение существующей теории основных функций менеджмента; проведение анализа изученных функций менеджмента.
Во второй главе рассмотрим реализацию основных функций менеджмента на примере ПАО "Магнит".
В ходе написания данной работы мною были использованы учебники и учебные пособия следующих авторов: Маслова Е. Л, Михненко П. А., Юкаева В.С., Вырупаева Т.В., Блинов А.О., Эриашвили Н.Д., Акмаева Р.И. и др. В данной литературе изложены основные положения теории и практики менеджмента, рассмотрены методы формирования системы управления предприятием, коллективом, стратегия и тактика управления. Данная литература рекомендована для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления.
Информация для второй части работы была взята из открытых источников - официального сайта ПАО "Магнит", сайта для инвесторов ПАО "Магнит".
1.Теоретические понятия основных функций менеджмента
1.1 Понятие "Менеджмент" и "Функции менеджмента"
Термины "менеджер","менеджмент" повсеместно вошли в наш обиход, заменив используемые ранее термины "директор", "руководитель", управленческая деятельность". Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "управление", его синонимом, но не в полной мере. Не всякое управление является менеджментом, т.к. само понятие термина "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например управление автомобилем, поездом), разным сферам деятельности (управление государством, управление войсками на поле боя, в биологических системах, к органам управления в различных организациях и их подразделениях.[Акмаева Р.И., Епифанова Н.Ш., Лунев А.П. Менеджмент: учебник /.- М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 440с. стр. 6] Менеджмент - одна из форм управления - управление социально-экономическими процессами посредством и в рамках организаций, акционерных обществ.[Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- М .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с стр. 10]
Менеджмент означает:
- ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, запросы потребителей и производство только тех товаров, которые пользуются спросом
- постоянное стремление к повышению эффективности производства, получению оптимальны результатов с меньшими затратами
- постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка
- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем лицам, которые несут ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений
- необходимость использования современной информационной базы для проведения многовариантных расчетов и принятия обоснованных и оптимальных решений. [Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4е изд.,перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 511с. - (Серия "Золотой фонд российских учебников") стр.2]
- стимулирование работы сотрудников
- сведение к минимуму всех рисковых ситуаций, возникающих в результате деятельности организаций
- распределение полномочий и ответственности за выполнение конкретных задач
- сочетание интересов собственника, трудового коллектива и потребителей [Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- М .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с стр. 11]
Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента, однако общие для всех направлений менеджмента функции управления, выполняемые всеми менеджерами, не зависимо от специфики выполняемой деятельности, объединяют в следующие группы: планирование, организация, мотивация и контроль.[Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд.,стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.]
Для описания функций менеджмента необходимо понимать смысл определения "функции менеджмента" - это определенный вид постоянно повторяющихся работ, характеризующих одну из сторон управления.[Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие / В. С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.28] Их возникновение явилось следствием разделения труда из-за постоянно возрастающей сложности управления объектами.
Функции менеджмента занимают определяющее место в теории менеджмента, каждая из них имеет специфические методы выполнения. Все функции связанны между собой и в то же время обособлены. Исключение какой-либо, влечет за собой нарушения ритмичности управленческого процесса, однако качественное улучшение одной из них не оказывает непосредственного влияния на качество выполнения других. [Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие / В. С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.28]
1.2 Планирование как функция менеджмента
Планирование - самая первая функция менеджмента. Планирование - это функция определения стоящих перед организацией задач и путей их решения. [Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.84] Функция планирования реализуется работниками планово-экономической службы аппарата управления. [Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие / В. С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.29]
Методы планирования: балансовый метод, нормативный, программно-целевой.
Балансовый метод - предварительно определяются потребности и источники их удовлетворения, затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются. Поскольку потребности, как правило, выше ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит деление потребностей по степени их значимости на первоочередные, менее важные и т.д. Балансы бывают: трудовые, финансовые, материальные. [Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л. Менеджмент: учебник / Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л., и др. - Красноярск: Сиб. Федер. ун-т,2016.-380с.стр 73. ]
Нормативный метод - основывается на использовании норм и нормативов. Эффективное использование этого метода возможно, если привлекаются научно обоснованные прогрессивные нормы и нормативы. [Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / - М.: .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 240с. стр. 137] Определение норм основано на учете достижений научно-технического прогресса, рациональном использовании ресурсов, повышении эффективности производства.
Программно-целевой метод - его сущность, заключается в отборе основных целей развития фирмы, разработке взаимосвязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии самой фирмы.[Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л. Менеджмент: учебник / Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л., и др. - Красноярск: Сиб. Федер. ун-т,2016.-380 с.стр 73. ]
Метод экономико-математического моделирования - позволяют использовать в составлении планов вычислительную технику, позволяют выделить и формально описать наиболее важные и существенные связи экономических переменных и объектов. [Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / - М.: .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 240с. стр. 137].
Принципы планирования:
1. Принцип единства. Планы каждого подразделения должны быть связанны с планами всей организации.
2. Принцип участия - каждый член организации независимо от должности вовлекается в процесс планирования.
3. Принцип непрерывности. Планировании должно осуществляться постоянно, вследствие изменения условий внешней среды.
4. Принцип гибкости подразумевает возможность изменения планов в случае возникновения непредвиденной ситуации.
5. Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой точностью, которая будет гарантировать его правильное исполнение.[Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд.,стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.стр.141]
По содержанию планы подразделяют на: технико-экономические, оперативно производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-технические, бизнес планирование.
По времени планирования подразделяют: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные(1-3 года), долгосрочные (3-10 лет) планы.[ Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / - М.: .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 240с.стр. 137].
По уровням управления планирование делится на 3 категории: стратегическое, тактическое и оперативное планирование.
Стратегическое планирование является прерогативой высшего менеджмента организации, ориентировано на деятельность фирмы в целом и осуществляется на долгосрочный период. Стратегическое планирование состоит из нескольких важных этапов: определение миссии фирмы, формирование целей, оценка внешней среды, определение сильных и слабых сторон организации, выбор стратегии и анализ альтернатив, реализация выбранной стратегии, оценка стратегии. [Эриашвили Н.Д.и др. под ред. Бордушко И.В., ЛукашевичаВ.В. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с. стр. 105. ]
Тактическое планирование, осуществляется на среднем уровне управления. При тактическом планировании принимаются решения о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей, т.е. касается, в основном, внутренних проблем организации и имеет среднесрочный период.[ Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / - М.: .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 240с. стр. 137].
Оперативные планы разрабатываются на более низком уровне организации, для определения конкретных действий по реализации тактических планов, отличаются высокой детальностью, точностью информации, создаются на краткосрочный период.[Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.94]
Различают 3 формы организации процесса планирования:
1. Сверху вниз - предполагает получение планов подчиненными от руководителей.
2. Снизу вверх - планы формируются подчиненными и утверждаются руководством.
3. "цели вниз - планы вверх" - данный вид планирования является синтезов указанных выше форм планирования. Руководство, формулируя цели, стимулирует процесс выработки планов в подразделениях, тем самым создавая единую систему взаимосвязанных планов, для решения общих задч организации.[Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд.,стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.стр.139-140]
С понятием "планирование" связанно понятие "стратегия компании". Общая стратегия компании отвечает на вопрос как достичь запланированных результатов в ключевых областях деятельности компании и разрабатывается топ-менеджментом на долгосрочный период.
На современном этапе принято выделять несколько типов стратегий, их еще принято называть базисными, они отражают разные подходы к росту фирм на основании изменения одного или нескольких элементов: продукт рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология.[ Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л. Менеджмент: учебник / Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л., и др. - Красноярск: Сиб. Федер. ун-т,2016.-380 с. стр 85. ]
Стратегии концентрированного роста связанны с изменением продукта или (и) рынка, не затрагивая остального. [Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / - М.: .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 240с. стр. 143].
Стратегии интегрированного роста подразумевают расширение фирмы путем присоединения новых структур, это может выражаться как расширением изнутри, так и приобретением собственности.[ Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л. Менеджмент: учебник / Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л., и др. - Красноярск: Сиб. Федер. ун-т,2016.-380 с. стр 85. ]
Стратегии диверсифицированного роста реализуются в случае, когда фирма не может развиваться на данном рынке с данной продукцией.[Акмаева Р.И. Менеджмент: учебник /Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев.- М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 440с.стр.125]
Использование стратегий сокращения обусловлено необходимостью перегруппировки сил фирмы после длительного роста или в связи с повышением эффективности, при спадах или кардинальных изменениях в экономике. Реализация этих стратегий, естественно, не является безболезненной для фирмы, однако при определенных обстоятельствах этого невозможно избежать. . [Эриашвили Н.Д.и др. под ред. Бордушко И.В., ЛукашевичаВ.В. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с. стр. 99. ]