Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические понятия основных функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной курсовой работы является изучение основных функций в системе менеджмента. Объектом исследования в данной теме являются существующие теоретические понятия основных функций менеджмента. Предметом исследования - использование данных функций в управлении крупной организацией.

Актуальность выбора данной темы заключается в том, что понимание основных функций менеджмента и их правильное выполнение позволяет руководителям выбрать лучший способ достижения поставленных целей. Без специальных знаний заниматься решением задач, стоящих перед современным менеджером, невозможно. Функции менеджмента являются одной из важнейших характеристик процесса управления и несут в себе набор действий и решений, на которых основывается весь организационно-производственный процесс предприятия.

В первой главе будут решаться следующие задачи: изучение существующей теории основных функций менеджмента; проведение анализа изученных функций менеджмента.

Во второй главе рассмотрим реализацию основных функций менеджмента на примере ПАО "Магнит".

В ходе написания данной работы мною были использованы учебники и учебные пособия следующих авторов: Маслова Е. Л, Михненко П. А., Юкаева В.С., Вырупаева Т.В., Блинов А.О., Эриашвили Н.Д., Акмаева Р.И. и др. В данной литературе изложены основные положения теории и практики менеджмента, рассмотрены методы формирования системы управления предприятием, коллективом, стратегия и тактика управления. Данная литература рекомендована для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления.

Информация для второй части работы была взята из открытых источников - официального сайта ПАО "Магнит", сайта для инвесторов ПАО "Магнит".

1.Теоретические понятия основных функций менеджмента

1.1 Понятие "Менеджмент" и "Функции менеджмента"

Термины "менеджер","менеджмент" повсеместно вошли в наш обиход, заменив используемые ранее термины "директор", "руководитель", управленческая деятельность". Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "управление", его синонимом, но не в полной мере. Не всякое управление является менеджментом, т.к. само понятие термина "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например управление автомобилем, поездом), разным сферам деятельности (управление государством, управление войсками на поле боя, в биологических системах, к органам управления в различных организациях и их подразделениях.[Акмаева Р.И., Епифанова Н.Ш., Лунев А.П. Менеджмент: учебник /.- М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 440с. стр. 6] Менеджмент - одна из форм управления - управление социально-экономическими процессами посредством и в рамках организаций, акционерных обществ.[Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- М .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с стр. 10]


Менеджмент означает:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, запросы потребителей и производство только тех товаров, которые пользуются спросом
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства, получению оптимальны результатов с меньшими затратами
  • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка
  • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем лицам, которые несут ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений
  • необходимость использования современной информационной базы для проведения многовариантных расчетов и принятия обоснованных и оптимальных решений. [Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4е изд.,перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 511с. - (Серия "Золотой фонд российских учебников") стр.2]
  • стимулирование работы сотрудников
  • сведение к минимуму всех рисковых ситуаций, возникающих в результате деятельности организаций
  • распределение полномочий и ответственности за выполнение конкретных задач
  • сочетание интересов собственника, трудового коллектива и потребителей [Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- М .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с стр. 11]

Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента, однако общие для всех направлений менеджмента функции управления, выполняемые всеми менеджерами, не зависимо от специфики выполняемой деятельности, объединяют в следующие группы: планирование, организация, мотивация и контроль.[Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд.,стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.]

Для описания функций менеджмента необходимо понимать смысл определения "функции менеджмента" - это определенный вид постоянно повторяющихся работ, характеризующих одну из сторон управления.[Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие / В. С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.28] Их возникновение явилось следствием разделения труда из-за постоянно возрастающей сложности управления объектами.

Функции менеджмента занимают определяющее место в теории менеджмента, каждая из них имеет специфические методы выполнения. Все функции связанны между собой и в то же время обособлены. Исключение какой-либо, влечет за собой нарушения ритмичности управленческого процесса, однако качественное улучшение одной из них не оказывает непосредственного влияния на качество выполнения других. [Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие / В. С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.28]


1.2 Планирование как функция менеджмента

Планирование - самая первая функция менеджмента. Планирование - это функция определения стоящих перед организацией задач и путей их решения. [Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.84] Функция планирования реализуется работниками планово-экономической службы аппарата управления. [Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие / В. С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.29]

Методы планирования: балансовый метод, нормативный, программно-целевой.

Балансовый метод - предварительно определяются потребности и источники их удовлетворения, затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются. Поскольку потребности, как правило, выше ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит деление потребностей по степени их значимости на первоочередные, менее важные и т.д. Балансы бывают: трудовые, финансовые, материальные. [Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л. Менеджмент: учебник / Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л., и др. - Красноярск: Сиб. Федер. ун-т,2016.-380с.стр 73. ]

Нормативный метод - основывается на использовании норм и нормативов. Эффективное использование этого метода возможно, если привлекаются научно обоснованные прогрессивные нормы и нормативы. [Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / - М.: .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 240с. стр. 137] Определение норм основано на учете достижений научно-технического прогресса, рациональном использовании ресурсов, повышении эффективности производства.

Программно-целевой метод - его сущность, заключается в отборе основных целей развития фирмы, разработке взаимосвязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии самой фирмы.[Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л. Менеджмент: учебник / Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л., и др. - Красноярск: Сиб. Федер. ун-т,2016.-380 с.стр 73. ]

Метод экономико-математического моделирования - позволяют использовать в составлении планов вычислительную технику, позволяют выделить и формально описать наиболее важные и существенные связи экономических переменных и объектов. [Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / - М.: .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 240с. стр. 137].


Принципы планирования:

1. Принцип единства. Планы каждого подразделения должны быть связанны с планами всей организации.

2. Принцип участия - каждый член организации независимо от должности вовлекается в процесс планирования.

3. Принцип непрерывности. Планировании должно осуществляться постоянно, вследствие изменения условий внешней среды.

4. Принцип гибкости подразумевает возможность изменения планов в случае возникновения непредвиденной ситуации.

5. Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой точностью, которая будет гарантировать его правильное исполнение.[Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд.,стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.стр.141]

По содержанию планы подразделяют на: технико-экономические, оперативно производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-технические, бизнес планирование.

По времени планирования подразделяют: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные(1-3 года), долгосрочные (3-10 лет) планы.[ Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / - М.: .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 240с.стр. 137].

По уровням управления планирование делится на 3 категории: стратегическое, тактическое и оперативное планирование.

Стратегическое планирование является прерогативой высшего менеджмента организации, ориентировано на деятельность фирмы в целом и осуществляется на долгосрочный период. Стратегическое планирование состоит из нескольких важных этапов: определение миссии фирмы, формирование целей, оценка внешней среды, определение сильных и слабых сторон организации, выбор стратегии и анализ альтернатив, реализация выбранной стратегии, оценка стратегии. [Эриашвили Н.Д.и др. под ред. Бордушко И.В., ЛукашевичаВ.В. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с. стр. 105. ]

Тактическое планирование, осуществляется на среднем уровне управления. При тактическом планировании принимаются решения о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей, т.е. касается, в основном, внутренних проблем организации и имеет среднесрочный период.[ Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / - М.: .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 240с. стр. 137].

Оперативные планы разрабатываются на более низком уровне организации, для определения конкретных действий по реализации тактических планов, отличаются высокой детальностью, точностью информации, создаются на краткосрочный период.[Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.94]


Различают 3 формы организации процесса планирования:

1. Сверху вниз - предполагает получение планов подчиненными от руководителей.

2. Снизу вверх - планы формируются подчиненными и утверждаются руководством.

3. "цели вниз - планы вверх" - данный вид планирования является синтезов указанных выше форм планирования. Руководство, формулируя цели, стимулирует процесс выработки планов в подразделениях, тем самым создавая единую систему взаимосвязанных планов, для решения общих задч организации.[Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд.,стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.стр.139-140]

С понятием "планирование" связанно понятие "стратегия компании". Общая стратегия компании отвечает на вопрос как достичь запланированных результатов в ключевых областях деятельности компании и разрабатывается топ-менеджментом на долгосрочный период.

На современном этапе принято выделять несколько типов стратегий, их еще принято называть базисными, они отражают разные подходы к росту фирм на основании изменения одного или нескольких элементов: продукт рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология.[ Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л. Менеджмент: учебник / Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л., и др. - Красноярск: Сиб. Федер. ун-т,2016.-380 с. стр 85. ]

Стратегии концентрированного роста связанны с изменением продукта или (и) рынка, не затрагивая остального. [Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / - М.: .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 240с. стр. 143].

Стратегии интегрированного роста подразумевают расширение фирмы путем присоединения новых структур, это может выражаться как расширением изнутри, так и приобретением собственности.[ Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л. Менеджмент: учебник / Вырупаева Т.В., Драганчук Л.С., Егошина О.Л., и др. - Красноярск: Сиб. Федер. ун-т,2016.-380 с. стр 85. ]

Стратегии диверсифицированного роста реализуются в случае, когда фирма не может развиваться на данном рынке с данной продукцией.[Акмаева Р.И. Менеджмент: учебник /Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев.- М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 440с.стр.125]

Использование стратегий сокращения обусловлено необходимостью перегруппировки сил фирмы после длительного роста или в связи с повышением эффективности, при спадах или кардинальных изменениях в экономике. Реализация этих стратегий, естественно, не является безболезненной для фирмы, однако при определенных обстоятельствах этого невозможно избежать. . [Эриашвили Н.Д.и др. под ред. Бордушко И.В., ЛукашевичаВ.В. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с. стр. 99. ]