Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Организационная культура как неотъемлемая часть современной организации)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1 Организационная культура как неотъемлемая часть современной организации
1.1 Сущность и структура организационной культуры
1.2 Свойства и функции организационной культуры
1.3 Виды организационной культуры
Глава 2 Управление организационной культурой
2.1 Факторы формирования организационной культуры
2.2 Влияние организационной культуры на эффективность деятельности компании
2.3 Оценка организационной культуры
Глава 3 Исследование организационной культуры на примере Рыбинского музея-заповедника
3.1 Общая характеристика организации
3.2. Анализ организационной культуры Рыбинского музея-заповедника
Общая площадь музея - 6534 кв.м, в том числе экспозиционная - 1890 кв.м, фондовая - 670 кв.м. Общее количество единиц хранения - 79684, в том числе: живопись - 1371, графика - 3486, декоративно- прикладное искусство - 10983, скульптура - 56; нумизматика - 5013, археология - 41256, фотография - 5474, документы - 6079, книги - 2861. Научная библиотека музея насчитывает более 20 тысяч томов.
Фонды изобразительного искусства работают в режиме открытого хранения и посетители могут увидеть там работы русских и зарубежных мастеров.
Постоянно в музее работают разнообразные выставки, привезенные из других регионов или демонстрирующие экспонаты из фондов музея.
В 2002 году Рыбинский музей-заповедник получил Президентский грант "Возрождение культурно-исторического наследия Верхневолжья, связанного с утраченными территориями в результате строительства Рыбинского и Углического водохранилищ".
На базе музея проходят такие крупные конференции, как Золотаревские чтения. В октябре 2002 года в музее-заповеднике состоялись IX Золотаревские чтения, посвященные памяти семьи Золотаревых - известных просветителей, краеведов, общественных деятелей, внесших большой вклад в Российскую науку и культуру. Конференция проводится совместно с Ярославским государственным университетом им. П.Г.Демидова. На ней представлены темы, связанные с историко-культурным наследием Ярославского края.
Используя различные формы музейной коммуникации, среди которых наиболее специфичными являются экспозиции и выставки, музей оказывает воздействие на разные социальные, возрастные и профессиональные категории населения.
Одной из специфических задач музея является воспитание у посетителей музейной культуры. Музей стремится вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, способствовать осознанию их общественного значения, эстетической ценности, необходимости сохранения их для будущих поколений. Приобщение к музейной культуре означает и понимание "музейного языка", особенностей музейной формы общения, умения ориентироваться в музее, выбрать то, что может обогатить духовно, помочь в практической деятельности.
В здании музея находится киоск, где посетители могут приобрести различные сувениры, а также литературу об истории города и издания, выпущенные организацией, повествующие о музейной коллекции и истории Рыбинского края.
На настоящий момент в структуре Рыбинского Историко-Архитектурного и Художественного Музея-заповедника выделяются следующие отделы:
- отдел хранения;
- экспозиционный отдел, в состав которого входят художественный сектор и сектор истории края;
- отдел маркетинга и приема посетителей;
- отдел информационного обеспечения, в состав которого входит научная библиотека;
- отдел эксплуатации зданий и экспозиций.
Экспозиционный отдел создан в 1999 году и включает два сектора: сектор истории края и художественный сектор.
Основным направлением работы сектора истории края является изучение истории и культуры Рыбинского края и северо-западного региона Ярославской области, документирование процессов и явлений современной истории. В настоящее время сотрудники отдела работают по следующим темам: «История дворянства Рыбинского края», «История рыбинского купечества», «История Рыбинская в XIX–XX вв.», «Социально-культурная история Рыбинска в XX веке».
Художественный сектор занимается изучением и популяризацией художественного собрания музея. В соответствии с составом фондовых коллекций музея ведется работа по темам «Православное искусство» (коллекция иконописи) и «Народно-прикладное искусство».
Другим важным направлением работы сотрудников отдела является построение выставок и экспозиций.
Одновременно сотрудники занимаются организаций привозных выставок. Диапазон привозных выставок достаточно широк как по тематике, так и по характеру представляемого материала.
Отдел хранения создан в 1970-е годы. Основные направления деятельности отдела хранения – формирование, сохранение, учет, изучение и научная инвентаризация коллекций музея, а также каталогизация и популяризация музейного собрания.
Оборудование фондов и размещение экспонатов позволяет работать в режиме открытого хранения, т.е. проводить экскурсии по фондам.
Учет, инвентаризация, каталогизация коллекций музейных экспонатов осуществляется с помощью компьютерной автоматизированной системы. Отделом хранения совместно с сотрудниками отдела информационного обеспечения создана электронная база данных по всем коллекциям.
Кроме учетно-хранительской работы, каждый сотрудник отдела хранения имеет темы научно-исследовательской работы, составляет искусствоведческие экспертизы, консультирует частных лиц.
В структуру отдела хранения входит подразделение реставраторов. Музей имеет свои реставрационные мастерские, в которых работают реставратор графики I категории и реставратор станковой живописи II категории.
Отдел маркетинга и приема посетителей был образован в 2002 году. Деятельность отдела осуществляется в соответствии с основными задачами и тематикой работы музея. В структуре отдела несколько секторов, специализирующихся на более узких направлениях работы.
Основной задачей сектора экскурсионного обслуживания является работа по привлечению посетителей в музей. Сотрудники предлагают информацию о занятиях и экскурсиях для различных целевых аудиторий, проводят маркетинговые исследования.
Сектор образовательных программ занимается разработкой и внедрением музейных праздников, организацией выставок детского творчества, интерактивных занятий и экскурсий, интеллектуальных игр, интегрированных уроков.
Отдельным направлением работы сотрудников отдела является рекламная деятельность, обеспечение взаимодействия со средствами массовой информации. Одной из важных задач отдела является формирование положительного имиджа музея среди жителей города и его гостей.
При музее работает детская студия творческого развития «Золотая рыбка», где ребята обучаются по авторской программе в течение трех лет. Для заинтересованной аудитории проводятся мастер-классы и встречи с авторами на выставках.
Для привлечения взрослой аудитории проводятся концерты классической музыки, экскурсии. В последнее время большой популярностью пользуется торжественная регистрация брака в музее с увлекательной игровой программой. Для туристов и гостей города разработаны интерактивные программы.
Основными направлениями деятельности Рыбинского Историко-Архитектурного и Художественного музея-заповедника, как и любого музея, являются хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций.
В области культуры, науки, образования и воспитания музей решает специфические задачи, которые ставятся перед ним обществом. Музей выполняет следующие общественные функции:
- научно-документационная – музей предназначен для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества;
- охранная – музей призван решать задачи охраны культурно-исторических ценностей в интересах национальной и мировой культуры;
- исследовательская – музей является специфическим центром научных исследований, на которых основывается вся его деятельность;
- образовательно-воспитательная – общество выдвигает перед музеем требование активного участия в формировании человека и мировоззрения.
Органичной составной частью научной работы музея являются исследования. Результаты научных исследований определяют уровень консервации и реставрации, хранения и охраны коллекций, экспозиции и обслуживания посетителей, а также других видов музейной деятельности.
Кроме того, сотрудниками музея-заповедника осуществляются археологические исследования. Они производятся в научных, охранных, учетных и просветительских целях, имеют ярко выраженные туристический и социальный аспекты.
Массовая образовательно-воспитательная работа музея составляет важнейший элемент музейной коммуникации. Она направлена на формирование гармонично развитой, общественно активной личности, на ее нравственное и эстетическое воспитание, углубление информированности и образованности.
Наиболее специфичной для музея формой образовательной работы являются экскурсии по экспозициям и выставкам, открытому хранению фондов, а также по внемузейным памятникам истории и культуры.
Эта традиционная форма, органично отражающая особенности музея как социального института, дополняется широким спектром форм, применяемых другими научными, культурными и учебными учреждениями. Значение таких форм в массовой работе постоянно возрастает, так как повышается социальная активность музеев как культурных центров.
Вместе с тем творческое использование этих форм не ведет к стиранию специфики музея, поскольку во всех случаях они реализуются на основе фондовых коллекций.
В целом массовая работа музея содействует решению воспитательных и образовательных задач, организации культурного досуга, разумного использования свободного времени.
Музейные уроки и индивидуальные письменные задания. Музейные уроки и письменные задания используются преимущественно как элемент работы музея со школой, но они могут применяться и для работы с некоторыми другими категориями посетителей, тем более что эта форма хорошо решает проблему активизации посетителей музея. От подобных форм, используемых в процессе экскурсии, они отличаются большей длительностью и глубиной проработки материала.
В музейной педагогике больше всего внимания уделяется методике уроков для школьников.
Урок в музее (в экспозиции или в фондах) организуется с целью приобретения учащимися знаний по определенной учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в школе. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знания. Эффективность проведения урока в музее определяется специфической для музея предметной интерпретацией общественных явлений и процессов, способствующей формированию у учащихся новых представлений и понятий, а так же систематизации и расширению знаний, имевшихся ранее. Кроме того, в процессе знакомства с музейной экспозицией у учащихся формируются представления о целостном явлении в его связях и закономерностях.
Урок в музее активизирует в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создает возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.
Более того, Рыбинский музей-заповедник предоставляет жителям и гостям города возможность прикоснуться к высочайшим образцам древнего, классического и современного искусства, познакомиться с историей края и самого Рыбинска в реальном формате и электронном виде (сайт в Интернете, программы на компакт-дисках).
На протяжении столетий общественная значимость музея определялась качеством его экспозиции, с 1970-х годов не менее важным показателем стал уровень проводимых им акций, мероприятий и программ. В последние годы все более существенным фактором становится лицо музея, обращенное в открытое информационное пространство.
В конце 1999 года Рыбинский Историко-Архитектурный и Художественный Музей-заповедник первым в России открыл в Интернете полный электронный каталог своего собрания, созданный непосредственно из внутренней учетно-хранительской базы. А в 2003 году музей сделал следующий шаг: открыл информационный компьютерный центр для исследователей, нашел и, главное, публично предъявил направление деятельности, где он является объективным лидером российского музейного дела.
Переход от разрозненных островков информации о музейных предметах, хранящихся в различных частных картотеках, к единому информационному ресурсу, находящемуся в единой базе данных и доступному всем научным сотрудникам, а в последствии и сторонним исследователям, позволяет расширить круг людей изучающих коллекцию, без риска для её сохранности и увеличить эффективность этих исследований, ускоряя процесс различного отбора и анализа информации. Этот переход является одной из самых главных предпосылок формирования объединенных информационных ресурсов.
На сегодняшний день в рамках проектов, поддержанных фондом Сороса собраны каталоги коллекций из ряда музеев и размещены в Интернет, подготовлен межмузейный каталог по иконописи, хранящейся в Ярославских музеях, подготовлены к размещению в Интернет базы данных ряда музеев (по несколько сотен произведений с изображениями), созданы несколько сайтов, содержащих информацию одновременно о совместных туристических проектах региональных музеев. Все эти реализации построены на принципах сетевого партнерства. Этим занимается отдел информатизации.
В марте 2004 года проходил семинар "Влияние информационной системы на внутреннее развитие музея". Так открылась серия научно-практических семинаров, посвященная использованию информационных систем в музеях. Специально оборудованный компьютерный класс, недорогое проживание и питание, а также возможность обмена опытом и навыками, возможность живого общения с хранителями и научными сотрудниками свидетельствует о том, что в музее существуют все условия для проведения подобных семинаров. Музей готов делиться накопленным опытом в заполнении базы данных коллекций и изображений, в администрировании и применении системы, искать вместе с коллегами новые подходы к оптимальному использованию системы в разных сферах музейной деятельности.