Файл: Учет поступления основных средств (Теоретические аспекты вучета основных средств).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Сущность основных средств
1.2. Цели и задачи бухгалтерского учета основных средств
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Волгосельэлектросетьстрой»
Предприятие применяет традиционную систему налогообложения и ЕНВД.
Учет объектов основных средств в ПАО «Волгосельэлектросетьстрой» ведется в соответствии со способами их учета, отраженными в методологической части учетной политики организации, организация их синтетического, аналитического учета, контроль за их движением отражены в организационно-технологической части учетной политике организации.
2.2 Отражение в учете операций по движению основных средств
В ПАО «Волгосельэлектросетьстрой» каждая запись на счетах бухгалтерского учета производится на основании первичных учетных документов, которые фиксируют факт совершения той или иной финансовой или хозяйственной операции.
На предприятии приказом руководителя определен круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций, определены должностные лица, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, ввод в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете № 402-ФЗ первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с вышеизложенными требованиями.
Для учета основных средств в ПАО «Волгосельэлектросетьстрой» действуют следующие унифицированные формы первичной учетной документации:
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) ф. ОС – 1 применяется в ПАО «Волгосельэлектросетьстрой» для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:
- приобретения за плату у других организаций;
- строительства хозяйственным или подрядным способом;
- получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;
- внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
- получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
- взятия в аренду с последующим выкупом;
- поступления по акту дарения;
- передачи в совместную деятельность и доверительное управление;
- передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
Документ применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, а так же для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию.
При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами приемочной комиссии, назначенной приказом руководителя организации. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь, если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» применяется при приеме-передаче зданий и сооружений.
Форма ОС-2 – Накладная на внутреннее перемещение основных средств в ПАО «Волгосельэлектросетьстрой» применяется для оформления внутреннего перемещения основных средств в двух экземплярах работником структурного подразделения организации. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению организации служит основанием для соответствующих записей в инвентарной карточке.
Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.
Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившего ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации.
Акт подписывается главным бухгалтером ПАО «Волгосельэлектросетьстрой» и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Акт на списание основных средств (форма № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств). Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.
Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания».
Акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а) применяется для оформления списания автотранспортных средств. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр, с документом, подтверждающим снятие с учета в ГИБДД, передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. Затраты по списанию, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки автотранспортных средств, отражают в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания».На основании указанных актов бухгалтерия делает соответствующие записи в инвентарных карточках объектов учета основных средств форм: № ОС-6. Эти карточки изымаются из картотеки, о чем делаются специальные отметки в описи инвентарных карточек и в инвентарных списках по местонахождению объектов, и прилагаются к акту. Выбытие основных средств вследствие ветхости, полного износа (физического или морального), аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации, а также в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением организаций и по другим причинам именуется ликвидацией. Она связана с процессом разборки, демонтажа оборудования, транспортных средств, перевозки объектов, очистки территории, рассортировки и сдачи лома и т.д. При ликвидации основных средств несет соответствующие затраты в виде заработной платы, начисленной рабочим за разборку объекта, дополнительно используемых материалов и др. Информация о процессе выбытия объектов основных средств (продажа, списание, частичная ликвидация, безвозмездная передача и др.) принадлежащих организации, а также определение остаточной стоимости от этого обобщается на открываемом субсчете "Выбытие основных средств" к счету 01 "Основные средства". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывших объектов основных средств, а в кредит — сумма начисленной за весь период эксплуатации амортизации с дебета счета 02 "Амортизация основных средств". Учет по вводимому субсчету "Выбытие основных средств" к счету 01 "Основные средства" ведется в журнале-ордере № 13 , аналитический — в ведомости № 15.
Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6) применяется в ПАО «Волгосельэлектросетьстрой» для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.
В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» записываются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности, ограничиваясь двумя-тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование данных имеющейся в организации технической документации на данный объект.
Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета основных средств дают не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке. При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.
Первичные документы обрабатываются путем группировки и регистрации показателей, записываемых в учетные регистры. Учетные регистры на ПАО «Волгосельэлектросетьстрой» представляют собой ведомости, журналы, в которых осуществляется группировка однородных данных для отражения на бухгалтерских счетах. В учетных регистрах информация, содержащаяся в принятых к бухгалтерскому учету первичных документах, фиксируется, оценивается, накапливается и обобщается.
Регистрами синтетического учета являются оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», карточки счетов. На основании данных накопительных или группировочных ведомостей, производится запись в журналы-ордера № 13, 10, 10/1. Проверка правильности записей в журнале - ордерах заключается в сопоставлении итога записей по кредиту с итогами записей по дебету счетов.
Итоги записей в журнале - ордерах переносится в Главную книгу. Проверка записей в Главной книге также основывается на обязательном взаимном равенстве дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо.
По данным Главной книга и журнала - ордеров составляется бухгалтерский баланс (форма № 1) и другие формы бухгалтерской отчетности.
Рассмотренные первичные документы, позволяют сделать вывод, что в организации они заполняются с нарушениями. Не все реквизиты заполнены или прочеркнуты. Это может стать причиной применения к организации финансовых санкций.
Аналитический и синтетический учет основных средств организуется на основе регистров бухгалтерского учета, рекомендованных Минфином России или разработанных другими ведомствами при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета. Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии ПАО «Волгосельэлектросетьстрой» по классификационным группам, а внутри групп – по инвентарным объектам в инвентарных карточках № ОС-6 и месту нахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за сохранность в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта, срок полезного использования, способ начисления амортизации, освобождение от начисления амортизации (если она есть).
Заполнение инвентарных карточек или книг производится на основе первичных документов: актов приемки-передачи, технических паспортов, свидетельств и других документов. Инвентарные карточки регистрируются в описях, которые ведутся в одном экземпляре. В описи приводится порядковый номер карточки и наименование объекта. На каждую классификационную группу основных средств (здания, сооружения, передаточные устройства и т. д.) заводят отдельные описи инвентарных карточек.
Инвентарные номера обязательно указываются во всех первичных документах, которыми оформлено движение основных средств, и в регистрах аналитического учета основных средств.
С момента автоматизации учета инвентарные карточки оформляются в программе 1С:Бухгалтерия. Параллельно ведется Книга инвентарного учета основных средств и материалов.
Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам не присваиваются в течение пяти лет по окончании года списания.