Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы логической технологии JIT
1.4 Планирование и управление производством
1.5 Достоинства и недостатки техно логии JIT
Глава 2. Микрологистические сист емы, основанные на концепции JIT
2.2 Микрологистические системы
2.2.1 Концепция эффективной реакции на запросы потребителей (ECR)
Гла ва 3. Практическое приме нение логической техно логии JIT.
3.2 Пример использ ования технология JIT
2.2.1 Концепция эффективной реакции на запросы потребителей (ECR)
JIT заставляет поставщиков менять мет оды работы, чтобы обеспечивать бол ее быстрые поставки, более высокое качество, меньшие партии и абсолютную надежность. Очевидный способ удовлетворять эти требования – сам им поставщикам взять на вооружение методы JIT. Это гарантирует, что вся ЛЦ будет работать согласованно на основе одних и те х же цел ей, и принципов. Концепция эффективной реакции на запросы потребителей (efficient consumer response) или ECR предполагает расширение зоны JIT на всю цепь поставок. Еще используются названия быстрая реакция (quick response, QR), планирование непрерывного пополнения (continuous replenishment planning, CPR). В условиях ECR сообщение о требуемых материалах идет назад через цепь поставок, в результате чего МР перемещаются вперед, т.е. ECR «протягивает» МР через организации, входящие в ЛЦ.
В 1985 г. в СШ А было создано одно и з первых в мире партнерств по ECR с участием розничного торгового предприятия J.C.Penney, производителя тканей Burlington и производителя одежды Lanier Clothing. В результате он и повысили объем продаж на 22%, сократили объем запасов на 50%.
Большой интерес к ECR воз ник во второй половине 1990-х годов в отрасли бакалейных товаров. В настоящее время в супермаркетах, использующих этот подход, когда покупателю продают пачку печенья, то касса автоматически отправляет сообщение поставщику заменить эту пачку, после чего система поставщика отправляет аналогичный сигнал своему поставщику, т.е. этот сигнал идет по всей цепи назад. Именно в рамках ECR возникла техно логия запасов, управляемых продавцом.
Необходимые условия реализации концепции "точно в срок":
- Наличие в экономической системе надежных поставщиков. Так, например, американские и европейские производители смогли внедрить эту концепцию на 10-15 лет позже японцев из-за низкой надежности поставок.
- Отношения партнерства между организациями в цепи поставок.
- Использование систем обмена информацией о требуемых МР, например, канбан для JIT и электронный обмен данными для ECR.
- Высокая скорость физической доставки М Р, в том числе за счет сокращения времени промежуточного хранения и ожидания грузопереработки.
- Точная информация о текущем состоянии производства, точные прогнозы на ближайшее будущее. Для этого при организации и оперативном управлении производственных процессов должны использоваться надежные телекоммуникационные системы и информационно-компьютерная поддержка.
Проблемы внедрения ECR:
- Сезонность производства некоторых поставляемых ресурсов, например, сельскохозяйственных культур.
- Несогласие какой-то из организаций ЛЦ (не хочет или не может) работать в режиме ECR – это прерывает поток.
- Если ЛЦ пересекает границу, где МП тормозится, или сталкивается с другими проблемами, снижающими производительность, ECR не работает.
2.2.2 Внутрипроизводственная система KANBAN.
Микрологистическая сист ема KANBAN является одн ой из пер вых попыток практич еского внедрения конце пции «точно в срок».
Св ой вклад в развитие миро вой логистической сист емы внесла Япо ния, которая разраб отала и приме нила впервые в мире прогрес сивную логистическую конце пцию «just in time» - JIT (точно в срок) и внутрипроизводственную сист ему KANBAN.
На прак тике к тяну щим внутрипроизводственным логисти ческим системам отно сят систему «KANBAN» (в переводе с японского - карт очка), разработанную и реализованную фир мой «Тойота» (Япо ния).
В эт ой системе сочет аются особенности сист емы «точно в срок», в частности, мал ый размер зап аса, и отдел ьные производственные един ицы. Системы наиб олее применимы дл я изделий, выпуск аемых в боль ших объемах н а регулярной осн ове. Они гора здо менее приме нимы для доро гих или круп ных изделий, расх оды за хран ение которых н а складе ил и доставку вел ики; системы мен ее применимы отнош ении нечасто и нерегулярно исполь зуемых изделий ил и на предпр иятия обрабатывающей промышл енности, которые н е делятся н а малые производ ственные единицы.
Сист ема «KANBAN» не треб ует тотальной компьюте ризации производства, одн ако она предпо лагает высокую дисци плину поставок, а также высо кую ответственность персо нала, так ка к центральное регулир ование внутрипроизводственного логисти ческого процесса огран ичено. Система «KANBAN» позво ляет существенно сниз ить производственные зап асы.
«Тянущие» микрологи стические системы ти па «KANBAN», устраняя изли шние запасы, мог ут эффективно рабо тать лишь пр и относительно коро тких производственных цик лах, точном прогнози ровании спроса и некоторых дру гих производственно-технолог ических условиях. Дл я исправления недост атков, присущим обе им системам, бы ли предприняты попы тки их объеди нения в еди ном планово-производ ственном и диспетч ерском компьютерном компл ексе.
Отличие Just-in-time о т KANBAN.
Многие лю ди путают ил и не мог ут четко разгра ничить понятия Just-in-time (точ но-в-ср ок) и KANBAN. Уве рен, эта прос тая и небол ьшая статья и м поможет.
Упра вляя запасами, все гда необходимо помн ить, что изли шек запаса – эт о нехорошо. Име нно такая филос офия определяет прин цип подхода к управлению запа сами Just-in-time (точно-в-срок). Це ль этого подх ода лежит в увеличении возв рата на инвес тиции (ROI) путем умень шения запасов в производстве и соответствующих и м издержек н а формирование эт их запасов. Одн им из ключ евых элементов в системе JIT явля ется KANBAN. Это япон ское слово сост оит из дв ух слов, гд е KAN означает «визуа льный» и BAN озна чает «карточки». Т о есть, буква льно, KANBAN означает визуа льные карточки. Эт и карточки игр ают важную ро ль во внедр ении JIT, т.к. служат сво его рода светоф орами – визуальными сигна лами к дейс твию. И хо тя JIT и KANBAN час то друг с другом пут ают, это н е одно и то ж е. В так ом случае, дава йте определим, че м различаются эт и два родств енные друг дру гу понятия.
В о-первых, чт о такое JIT? Эт о метод управ ления запасами предпр иятия, призванный улуч шить возврат н а инвестиции, эффекти вность и каче ство работы пут ем радикального умень шения уровня запа сов. Сторонники мет ода JIT видят зап асы скорее, ка к источники изде ржек, а н е как дополни тельную ценность, в отличие о т сторонников традиц ионной практики. О н фокусируется н а наличии необхо димого материала в нужное вре мя в нуж ном месте и в необхо димых количествах. И, несмотря н а некоторую идеалист ичность этого подх ода, он да ет компаниям ря д преимуществ:
- О н упрощает склад ские потоки матер иалов, делая и х более контроли руемыми.
- Поставки синхрон изованы с производ ственным планом, изде ржки на хран ение уменьшаются, гибк ость увеличивается/
- Производ ственный график и рабочие ча сы привязаны к производству и поставкам, эт о снижает колич ество овертаймов и освобождает вре мя на разв итие персонала.
- Оптими зация достигается з а счет перераспр еделения персонала, облада ющего разнообразными навы ками, на т е части проц есса, где в этот мом ент существует необход имость в тру де.
- Наконец, осо бое внимание уделя ется взаимоотношению комп ании с е е поставщиками. В этой страт егии также сущес твует недостаток – JIT дел ает поставщиков оче нь восприимчивыми к возможным колеб аниям спроса. Креп кие и долгос рочные отношения с поставщиком позво ляют, однако, све сти этот недос таток к мини муму.
KANBAN – это н е система конт роля запасов. Ско рее, это сист ема планирования, кото рая говорит комп ании, что произв одить, когда произв одить и скол ько производить. Эт о подходящий элем ент внедрения конце пции JIT. KANBAN используется ка к индикатор спр оса, незамедлительно перед ающий сигнал п о всей це пи поставок. Рассм отрим на конкр етном примере, ка к он рабо тает. Предположим, од ин из компон ентов для произв одства какого-ли бо прибора – эт о 10-дюймовый стер жень, который прих одит на палл етах. Скажем, н а паллете 100 стер жней. Когда палл ета заканчивается, рабо чий-сборщик бер ет карточку, кото рая была прикре плена к палл ету, и пере дает ее в зону произв одства стержней. Пос ле этого произв одится очередная палл ета стержней и отправляется в цех сбо рки приборов. В сущности, KANBAN – эт о пулл-мод ель производства (о т английского “pull”-тян уть), то ес ть каждая карт очка, паллет, корз ина или ящ ик, отправленные поста вщику или произво дителю компонентов, отра жают спрос н а конечный прод укт. По су ти, система планир ования производства KANBAN да ет возможность бизн есу быть реакт ивным по отнош ению к потреб ностям заказчика вме сто того, что бы пытаться спрогноз ировать потребность.
Выв од:
- JIT – это страт егия управления запа сами и KANBAN явля ется одним и з ее элеме нтов.
- KANBAN – это пу лл-модель произв одства, базирующаяся н а потребности, обы чно в фор ме карточек, кор зин, паллет ил и коробок.
- JIT испол ьзует KANBAN как спо соб снизить изде ржки, связанные с управлением запа сами. Обе он и в совоку пности дают возмо жным получать «нуж ный материал, в нужном мес те, в нуж ное время и в нуж ных количествах».
2.2.3 Микрологи стическая система ОР Т
Одним и з наиболее удач ных примеров синт еза в произв одстве продукции ключ евых элементов MRP и KANBAN на осн ове современных информа ционно-компьютерных техно логий явилась разрабо танная в нач але 1980-х год ов микрологистическая сист ема «Optimized Production Tehnology» — ОРТ (оптимизи рованная производственная техно логия).
Система ОР Т, разработанная израил ьскими и америка нскими специалистами, относ ится к кла ссу «тянущих» микрологи стических систем, интегри рующих процессы снабж ения и произв одства. Основным принц ипом работы эт ой системы явля ется выявление в производственном проц ессе так назыв аемых «узких» ме ст (в ориги нале — критических ресу рсов). Многие специа листы считают ОР Т компьютеризированной верс ией KANBAN с то й разницей, чт о система ОР Т препятствует возникн овению узких ме ст в логисти ческой сети «снабж ение — производство», а система KANBAN позво ляет эффективно устра нять уже возни кшие узкие мес та.