Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы логической технологии JIT
1.4 Планирование и управление производством
1.5 Достоинства и недостатки техно логии JIT
Глава 2. Микрологистические сист емы, основанные на концепции JIT
2.2 Микрологистические системы
2.2.1 Концепция эффективной реакции на запросы потребителей (ECR)
Гла ва 3. Практическое приме нение логической техно логии JIT.
3.2 Пример использ ования технология JIT
В сист еме ОРТ осущест вляется автоматизированное опера тивно-производственное планир ование и диспетче ризация. Компьютерный рас чет производственных распи саний выполняется н а смену, де нь, неделю и т.д. Решаются так же задачи конт роля отгрузки запа сов готовой проду кции потребителям, пои ска альтернативных ресу рсов, выдачи рекоме ндаций по полноц енным заменам в случае отсут ствия необходимых матери альных ресурсов. Пр и формировании граф ика производства исполь зуются критерии: степ ень удовлетворения потреб ности производства в ресурсах; эффекти вность использования ресу рсов; средства, иммобилиз ированные в незавер шенном производстве; гибк ости.
Реализация операт ивного планирования и регулирования произв одства в сист еме ОРТ осущест вляется с использ ованием программно-математи ческого обеспечения, постро енного на модул ьной основе.
Дл я формирования производс твенного расписания и з базы дан ных ОРТ исполь зуются файлы зака зов, технологических ка рт, ресурсов, прогн озов сбыта и др. Дан ные файлы матер иалов и комплек тующих изделий обрабат ываются параллельно с данными фай лов технологических ка рт, в резул ьтате чего формир уется технологический марш рут, который обрабат ывается с помо щью программного мод уля, идентифицирующего критич еские ресурсы. В результате появл яется возможность оцен ить интенсивность использ ования ресурсов и степень и х загрузки и соответствующим обра зом упорядочить и х. На эт ом этапе технолог ический маршрут разветв ляется. Ветвь критич еских ресурсов вклю чает все «узк ие» места и последующие связа нные с ни ми логистические актив ности.
Эффект сист емы ОРТ с логистических пози ций заключается в снижении производ ственных и трансп ортных издержек, умень шения запасов незавер шенного производства, сокра щении времени производс твенного цикла, сниж ении потребности в складских и производственных площ адях, повышения ритмич ности отгрузки гото вой продукции потреб ителям.
2.2.4 Управление тотал ьным качеством (Total Quality Management, TQM)
Цел ью является устра нение задержек, вызва нных проблемами с качеством изде лий. Управление тотал ьным качеством вклю чает в се бя такие мет оды как статист ический контроль, кру жки качества и разработка технолог ического процесса с «защитой о т дурака». Пр и TQM каждый опер атор выполняет тр и дополнительных дейс твия. Во-пер вых, он прове ряет качество изде лия, полученного с предшествующего учас тка. Затем о н контролирует каче ство выполнения сво ей операции. И, наконец, ещ е раз прове ряет то, чт о он пере дает следующему. В случае ес ли возникнет проб лема с качес твом, оператор дол жен остановить сборо чную линию, и пока проб лема не буд ет решена, произв одство не возобн овится. Данные тр и вида конт роля представляют соб ой метод «Каче ство на источ нике» (Quality at the source), который позво ляет поддерживать высо кое качество н а производстве, а также устра нить простои н а рабочих мес тах, связанные с ожиданием инспек торов. Таким обра зом, каждый опер атор отвечает з а «входной конт роль» изделий, получ аемых от поста вщика, и «выхо дной контроль» то го, что о н отправляют сво ему потребителю. Эт а цепочка заканчи вается внешним покупа телем, приобретающим высококач ественный продукт.
Гла ва 3. Практическое приме нение логической техно логии JIT.
3.1 Внедрение Just In Time.
Конце пция Just in Time была разраб отана на заво дах компании Toyota и названа Toyota Production System (TPS). З а основу бы ли взяты мет оды, использованные пр и массовом произв одстве компании Фо рд, которое основы валось на дв ух основных принц ипах: взаимозаменяемости комплек тующих и прин ципе потока. Пер вый принцип позв олял отказаться о т высококвалифицированных рабо чих, заменив и х неквалифицированными сборщ иками. Второй прин цип, разработанный и внедренный в производство непосред ственно Фордом, бы л направлен н а повышение эффекти вности производства, сокра щения времени транспор тировки и врем ени ручного тру да за сч ет создания специализ ированных путей движ ения продуктов - конве йеров.
В комп ании Toyota поставили следу ющую цель: адапти ровать поточное произв одство Ford к усло виям ограниченных ресу рсов и огранич енного спроса. В результате появи лись два подх ода к созд анию новой сист емы. Первый под ход сформулировал Тай чи Оно в 1988 году. П о его мне нию, "фундаментальной доктр иной " производственной сист емы Toyota" становится пол ное устранение пот ерь". Вторым идеол огом стал Шиг ео Шинго. С о своей стор оны, он указ ывал на необход имость организации производс твенного потока с высокой добавл енной стоимостью и устранения так их видов пот ерь как перепрои зводство, простои, транспор тировку, лишние зап асы, лишние непроизво дственные операции и брак, кото рые уменьшают стоим ость, добавляемую в процессе произв одства. В совоку пности эти дв а подхода ста ли философской осно вой Just in Time.
Внедрение Just in Time да ет ряд преиму ществ, позволяющих увели чить конкурентоспособность органи зации. К ни м относятся: сниж ение уровня запа сов, повышение производи тельности, повышение каче ства выпускаемой проду кции или пост авки, сокращение сро ков поставок, повыш ение гибкости деятел ьности фирмы, сокра щение производственного цик ла. Статистический отч ет, подготовленный Национ альной ассоциацией произво дителей США в 1997 г., свидетел ьствует, что наибол ьшего успеха сре ди исследованных 385-т и предприятий доби лись 16%, внедривших у себя сист ему JIT, а провед енный опрос подтв ердил готовность ещ е 53% компаний пере йти к дан ной системе снабж ения. Не случ айно среди первопр оходцев JIT в СШ А стали Ford, General Motors, Hewlett-Packard, Intel, Motorola и многие дру гие крупные произво дители. Именно внедр ение JIT во мно гом позволило дан ным промышленным гига нтам отстоять св ои рыночные пози ции.
3.2 Пример использ ования технология JIT
Извес тная американская комп ания Harley-Davidson, производящая мотоц иклы, в 1970-х годах столкн улась с обостр ением конкуренции с японскими компа ниями: Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki. Больши нство ранее стаби льных компаний в этой отра сли обанкротились. Чет ыре японские комп ании могли поста влять свои мотоц иклы практически в любую точ ку мира с более высо ким качеством и по бол ее низкой це не, чем у конкурентов. В 1978 г. Harley-Davidson пыта лась доказать в суде, чт о японские комп ании продают мотоц иклы по демпин говым ценам, т.е. ни же их себесто имости. Но в о время суде бных слушаний выясн илось, что операц ионные издержки у японских комп аний на 30% ни же, чем у Harley-Davidson. Одной и з основных при чин такого полож ения дел бы ло использование им и режима раб оты JIT. Поэтому в 1982 г. Harley-Davidson нач ала разрабатывать и внедрять прогр амму «материалы п о мере необход имости», аналог JIT. Внач але компания столкн улась с трудно стями, но з а 5 лет он а снизила вре мя переналадки оборуд ования на 75%, сокра тила гарантийные затр аты и расх оды, связанные с отходами, н а 60%, снизила зап асы незавершенного произв одства на 22 мл н $. За то т же пер иод производительность комп ании выросла н а 30% и в настоящее вре мя компания преусп евает на рын ке.
3.3 Применение технологии JIT в Рос сии.
Впервые подо бная система бы ла внедрена в авиационной промышл енности (ВПК) СС СР в 1940 г при учас тии нового нарк ома Шахурина. Д о этого, ка к и в других вид ах индустрии СС СР работа вел ась по меся чным и кварта льным планам. Пр и такой раб оте первые дв е недели кажд ого месяца обы чно уходили н а "подчистку" недодел анного в прош лом месяце, а в после дней декаде начин ался штурм, что бы как-т о выполнить пл ан. За тре тью декаду произв одили около поло вины всей проду кции. Это в лучшем слу чае. А в худшем - де ло затягивалось ещ е больше. Бы ло решено прекр атить подобную прак тику, ввести ежедн евный график-нор му сдачи проду кции государству и строго ег о придерживаться, та к как штурмо вщина тормозила осно вное производство.
Требов алось перестроить ум ы людей, приу чить не воо бще выпускать само леты, моторы и все остал ьное, а выпус кать точное колич ество ежедневно. Перестра иваться на суто чный график приход илось всем - и кладовщику, и директору. О т складов д о сборки налаж ивали определенный ри тм, который позв олял ежедневно выпус кать определенное и все увеличив ающееся количество самол етов. В го ды войны, ког да промышленность СС СР полностью пере шла на пото чный метод произв одства, это позво лило планировать, и совместно с широко применя вшейся унификацией, стандарт изацией, снижением цик ла производства, прос тоя оборудования и постоянным повыш ением технологичности - гиб ко наращивать тем пы производства.
Осо бая роль принад лежала созданному в наркомате диспетч ерскому отделу. Отд ел учитывал раб оту многих цех ов на заво дах, выпуск осно вных узлов и агрегатов самол етов или мото ров. Хорошо зн ая тот ил и иной ци кл производства, работ ники диспетчерского отд ела по колич еству, например, крыл ьев или фюзел яжей, изготовленных в цехах, вид ели, нормально л и работает зав од, или назре вает срыв граф ика. Причем точ но подсчитывали, чер ез сколько дн ей может произ ойти срыв, выяс няли причины, став или в извест ность руководство глав ков и нарко мата.