Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы логической технологии JIT
1.4 Планирование и управление производством
1.5 Достоинства и недостатки техно логии JIT
Глава 2. Микрологистические сист емы, основанные на концепции JIT
2.2 Микрологистические системы
2.2.1 Концепция эффективной реакции на запросы потребителей (ECR)
Гла ва 3. Практическое приме нение логической техно логии JIT.
3.2 Пример использ ования технология JIT
Поня тия "тянуть" и "толкать" испол ьзуют для опис ания двух разли чных способов переме щения работы чер ез производственную сист ему. В «толка ющих» системах (push system), п о окончании раб оты на производ ственном участке, проду кцию толкают н а следующий учас ток; или ж е, если дан ная операция бы ла завершающей, гото вые изделия выталки ваются на скл ад конечной проду кции. В «тяну щих» системах (pull system) управ ление перемещением раб оты закреплено з а последующей опера цией: каждый рабо чий участок п о мере необход имости «притягивает» се бе продукцию с предыдущего учас тка; продукция с конечной опер ации «вытягивается» запр осом потребителя ил и контрольным граф иком. «Точносрочные сист емы» используют «тяну щий» подход дл я управления пото ком работы, ког да каждый рабо чий участок выпус кает продукцию в соответствии с запросом послед ующего рабочего учас тка. Традиционные производ ственные системы испол ьзуют «толкающий» под ход для продви жения работ чер ез систему.
Ка к правило, в системах «точ но-в-ср ок» действуют оче нь тесные свя зи с постав щиками, которые дол жны обеспечить час тые поставки небол ьших партий высококач ественных изделий. В традиционной производ ственной системе, покуп атели сами сле дят за качес твом закупленной проду кции, проверяя пар тии поставок н а качество и количество, и возвращая некачес твенный товар обра тно поставщику дл я доработки и замены. В «точносрочных» сист емах резервного врем ени практически не т, поэтому некачес твенные изделия нару шают плавное движ ение работы чер ез систему. Бол ее того, пров ерка поступающих заку пок считается непроизво дительной тратой врем ени, потому чт о она нич его не добав ляет к стоим ости изделия. П о этой прич ине обязанность гара нтии качества перед ается поставщикам. Покуп атели работают с поставщиками, помо гая им доби ться необходимого уро вня качества и осознать вс ю важность произв одства товаров постоя нного высокого каче ства. Конечная це ль покупателя — закре пить за постав щиком сертификат соотве тствия, как з а производителем това ров высокого каче ства. Суть в том, что бы на поста вщика можно бы ло полностью полаг аться, не сомне ваясь, что ег о поставки буд ут соответствовать определ енному уровню каче ства и н е нуждаться в проверках с о стороны покуп ателя.
Технологические измен ения являются сам ыми дорогостоящими сре ди всех перечис ленных операций. Технология JIT сокр ащает расх оды, уменьшив чис ло и част оту проведения подо бных операций. Напр имер, поставщик доста вляет изделия непосред ственно на произв одство, полностью мин уя склады, — те м самым упразд няется деятельность, связа нная с помещ ением материалов н а склад и последующим переме щением их н а производственные учас тки. Бесконечные пои ски путей повыш ения качества, пронизывающие вс ю технологию JIT, упраз дняют многие ви ды деятельности, связа нные с качес твом изделия — и соответствующие затр аты. Использование штрих ового кодирования (н е только в «точносрочных» сист емах) помогает сокра тить операции п о вводу дан ных и увелич ивает точность дан ных.
1.5 Достоинства и недостатки техно логии JIT
С логисти ческих позиций JIT — дово льно простая бина рная логика управ ления запасами бе з какого-ли бо ограничения к требованию мини мума запасов, согл асно которой пот оки МР тщате льно синхронизированы с потребностью, задав аемой производственным граф иком выпуска гото вой продукции. Подо бная синхронизация ес ть не чт о иное, ка к координация дв ух функциональных сф ер логистики: снабж ения и подде ржки производства. В дальнейшем идеол огия JIT была успе шно продвинута и в дистри бьюцию продукции, а в насто ящее время — и в макрологи стические системы разли чного уровня и назначения.
Основ ными преимуществами техно логий «точно в срок», объясн яющими их широ кое распространение в логистической прак тике, являются:
- Низ кий уровень запа сов МР, Н П, ГП.
- Сокра щение производственных площ адей.
- Повышение каче ства изделий, сниж ение брака и переделок.
- Сокра щение сроков произв одства.
- Повышение гибк ости при измен ении ассортимента изде лий.
- Плавный пот ок производства с редкими сбо ями, причинами кот орых явля лись бы проб лемы качества.
- Более коро ткие сроки под готовки производс твенного процесса.
- Рабочие с многопрофильной квалифи кацией, которые мог ут помочь ил и заменить др уг друга.
- Высо кая производительность и эффективность использ ования оборудования.
- Учас тие рабочих в решении производ ственных проблем.
- Хоро шие отношения с поставщиками.
- Мен ьше непроизводственных раб от, например, складир ования и переме щения материалов.
- Так же можно рассмо треть конкретные преиму щества для покупа телей и постав щиков.
Преимущества дл я покупателя:
- Тес ные взаимоотношения откры вают возможность дл я диалога, веду щего к точн ому определению выг од.
- Поддержание максим ально низкого уро вня запасов сыр ья и комплек тующих.
- Экономия зат рат до моме нта возникновения потреб ности в запа сах.
- Экономия с точки зре ния сроков и площадей.
- Сниж ение расходов п о охране и страхованию.
- Сокра щение вероятности хище ний, списаний и порчи.
- Дл я оптовиков и розничных торго вцев — сокращение склад ских и высвобо ждение торговых площ адей.
- Уменьшение необхо димого транспортного пар ка.
- Преимущества дл я поставщика
- Гарантир ованный контракт.
- Получ ение полезной инфор мации в свя зи с рабо той в бол ее близком конт акте с покупа телем.
- Тесные взаимоот ношения способствуют формир ованию лояльности, дове рия и заклю чению долгосрочных контр актов.
Основными недост атками системы «точ но в ср ок» являются:
-
- сложн ость обеспечения высо кой согласованности меж ду стадиями произв одства продукции;
- значит ельный риск сры ва производства и реализации проду кции.
Аналогично, сущес твуют недостатки конкр етно для покупа телей и постав щиков.
Организация подо бных систем мож ет требовать высо ких начальных зат рат для вс ех участников логисти ческой цепочки пост авок.
Недостатки дл я покупателя:
Отсут ствие нужного тов ара.
- Повышение стоим ости в свя зи с отка зом от поку пки крупных пар тий.
- Проблемы с доставкой и транспортом, связа нные с необход имостью частых перев озок.
Недостатки дл я поставщика:
- Плат ежи распределяются в о времени н а протяжении все го срока дейс твия контракта.
- Вероят ность ошибочных зака зов при измен ении потребностей и объемов про даж покупателя.
- Повыш ение издержек п о хранению и доставке тов ара.
- Увеличение зат рат по охр ане и страхо ванию.
Также недост атками системы JIT явля ется сложность е е реализации и многочисленный проб лемы, которые возни кают при внедр ении концепции «точ но в ср ок». К эт им проблемам относ ятся:
- Высокие первона чальные инвестиции и затраты н а реализацию JIT (поку пка качественного дорогос тоящего современного оборуд ования, затраты н а подготовку специа листов и н а высокую зараб отную плату, повыш ение затрат н а производство вслед ствие небольших пар тий выпуска и т.д.).
- Неспособность справл яться с непредви денными обстоятельствами (поло мки, забастов ки работников пост авки и д р.).
- Зависимость о т высокого каче ства поставляемых матер иалов.
- ·Необходимость рабо тать в стаби льном производстве, хо тя спрос час то колеблется.
- Сниж ение гибкости в удовлетворении меняю щихся запросов потреб ителей.
- Трудность сокра щения времени н а переналадку и связанных с этих зат рат.
- Неспособность отдел ьных поставщиков рабо тать в реж име JIT.
- Проблемы прив язки JIT к дру гим информационным сист емам партнеров.
- Необход имость изменения общ ей планировки соору жений.
- Работа сотруд ников в обста новке повышенного стре сса.
- Отсутствие ду ха сотрудничества и доверия меж ду работниками.
- Неспосо бность отдельных сотруд ников взять н а себя боль шую ответственность.
Одн ако, по дан ным Industry Week's Best Plants (2000 Statistical Profile) в цел ом усредненные дан ные, полученные пр и обследовании бол ее 100 компаний, внедр ивших на сво ем предприятии логисти ческую концепцию JIT, оказа лись такими:
- Сократ ились запасы незавер шенного производства н а 80 %;
- Запасы гото вой продукции снизи лись на 33 %;
- Объ ём непроизводственных запа сов вместо 5-15 дн ей сократились д о 4 часов - 2 дн ей;
- Продолжительность производс твенного цикла уменьш илась на 40 %;
- Производ ственные издержки снизи лись на 10-20 %;
- Значит ельно повысилась гибк ость производства;
- Вре мя реализации проду кции сократилось в два ра за;
- Затраты н а внедрение JIT быс тро окупились (чер ез несколько меся цев).
Глава 2. Микрологистические сист емы, основанные на концепции JIT
2.1 Основные понятия
Микрологи стические системы – эт о подсистемы, структ урные составляющие макрологи стических систем. Микрологи стические системы охват ывают сферу деятел ьности отдельного предпр иятия, строятся с позиций стратег ических целей фи рм и оптими зации основных проце ссов, обеспечивают реше ние локальных вопр осов в рам ках отдельных функцио нальных элементов логисти ческих систем. Эт о могут бы ть производственные, торг овые предприятия, террито риально-производственные компл ексы.
Логистические системы, использующие принципы концепции "точно-в-срок", являются "тянущими" системами {pull systems), в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит в то м случае, когда количество их в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня. При этом запасы "вытягиваются" по распределительным каналам о т поставщиков материальных ресурсов ил и логистических посредников в системе дистрибуции.
Тянущая система представляет собой систему организации производства, в кото рой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.
Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, н е устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ста вит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.