Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы логической технологии JIT
1.4 Планирование и управление производством
1.5 Достоинства и недостатки техно логии JIT
Глава 2. Микрологистические сист емы, основанные на концепции JIT
2.2 Микрологистические системы
2.2.1 Концепция эффективной реакции на запросы потребителей (ECR)
Гла ва 3. Практическое приме нение логической техно логии JIT.
3.2 Пример использ ования технология JIT
Диспетчерский отд ел наркомата поддер живал связь непосред ственно с директ орами. И ког да все шл о по граф ику, дело огранич ивалось разговором с директором. Ког да что-т о не лади лось, директор обя зан был лич но доложить о б этом начал ьнику главка ил и наркому, т.к. лич но спрашивали и с нарк ома конкретно: поч ему произошло откло нение от граф ика на так ом-то зав оде и ког да график буд ет выполнен?
В начале 1941 го да ЦК пар тии ввел ежедн евный письменный отч ет перед Ц К и Совнар комом о выпу ске самолетов и моторов. В этом ежедн евном донесении указыв алось, сколько те м или ин ым заводом дол жно быть изгото влено самолетов ил и моторов и сколько факти чески сделано з а истекшие сут ки. А в конце 1941 го да по указ анию ЦК вве ли еще и графу о самолетах, гото вых к бо ю. Это озна чало, что само лет не тол ько принят военп редом в сборо чном цехе, н о и обле тан, и гот ов к отпр авке на фро нт. К нач алу 1941 года п о суточному граф ику стали рабо тать все (пуще нные в стр ой, т.к. многие ещ е строились) самол етные и мото рные заводы СС СР. [3]
Однако, подо бный подход явля ется инертным и не позво ляет резко перех одить на вып уск принципиально нов ой продукции, хо тя при долж ном умении и хорошем управ лении позволяет внос ить существенные модифи кации в сери йное производство. Че му служат прим еры не тол ько серийного произв одства, но и довольно быст рого и массо вого появления н а фронтах модифи каций новейших истреб ителей СССР - Я к и Л а, штурмовиков И л-2 и И л-10 и дру гих типов самол етов.
Опыт авиастр оителей в го ды войны пере няли танкостроители, многок ратно повысив эффекти вность и сни зив себестоимость изде лий, что позво лило сделать отечест венные танки массо выми в проти вовес немецким.
К сожалению, в годы вой ны невозможно бы ло обходиться поста вками только точ но вовремя и з-за постоя нного риска сры ва поставок и з-за нале тов противника и т.д. (к прим еру, часто запазд ывали моторы, бронес текла, оружие, н е хватало подшип ников, клея дл я фанеры, рез ины, цветных мета ллов для произв одства деталей радиа торов и тр уб и т.п.), поэт ому промышленность обход илась заменителями ил и крупными "заде лами" на скла дах, которые посто янно пополнялись и з фондов Коми тета Обороны. Сроч ные поставки осущест влялись, не счит аясь с себесто имостью транспортировки транспо ртными самолетами заво дов (к кажд ому заводу бы ли прикомандированы п о два Л и-2). Это кардин ально (с попра вкой на воен ное время) отли чает введенный в СССР сти ль производства о т системы "точ но вовремя". В мирное вре мя подобный сти ль производства сохра нить надолго н е удалось, д а и правите льство не вид ело в не м смысла.
В современных усло виях деятельность отечест венных производителей дол жна быть ориенти рована на вып уск высококачественной и конкурентоспособной проду кции при максим альном снижении зат рат на е е производство. Име нно поэтому осо бую значимость приобр етает использование перед овых концепций Just in time.
Just in time попул ярна в Рос сии, несмотря н а трудности, обуслов ленные, в частн ости, отечественным ментал итетом и отсутс твием налаженной сист емы логистики. Ря д крупных росси йских компаний уж е пытается внед рить у се бя JIT. Например, Кам АЗ, АВТОВАЗ и «Уралсвязьинформ». Н а Ульяновском автоз аводе внедрение сист емы привело к экономии врем ени на 20%. В 2003 году Завол жский моторный зав од также перес троил свое произв одство в соотве тствии с конце пцией JIT.
JIT применяется так же в трансп ортной логистике и в дистри буции. С ма я 2003 года ОА О «Северсталь» нач ал осуществлять пост авки металлопроката н а ООО «Катерп иллар Тосно» п о принципу Just in Time, т о есть п о мере необход имости заказчика в том ил и ином матер иале. Кроме то го, в Рос сии поставки п о системе JIT осущес твляет такая комп ания как Мас тер-СНАБ, веду щий поставщик промышл енного оборудования и лидер в области компле ксного снабжения н а рынках Тве ри, Тверской и Московской обла стей. Компания «ЕВРО СИБ-Логистика» предл агает доставку п о системе JIT ав то компонентов и труб боль шого диаметра.
Сист ема Just-in-time в торг овле предполагает, чт о товары посту пают на пол ки «прямо с колес». К примеру, в Москве дейст вует сеть магаз инов самообслуживания «АБ К», поставки в которые осущест вляются по техно логии JIT. Применение данн ого принципа позво лило увеличить объ ем торговых площ адей за сч ет складских помещ ений, избежать затовар ивания и обесп ечить высокий уров ень наполнения заявле нного ассортимента.
Некот орые принципы JIT мог ут быть так же применены пр и найме персо нала. Такой мет од эффективен дл я предприятий, чь я специфика позво ляет серьезно эконо мить ресурсы, нани мая временных работ ников точно в тот пер иод, когда он и необходимы (напр имер, в пер иод сезонного увели чения объемов раб от), вместо то го, чтобы содер жать большой шт ат постоянных работ ников.
Just in Time применим да же в строите льстве. Так, росси йско-чешская строит ельная компания «U-Group» предл агает свои усл уги в проекти ровании и строите льстве объектов с использованием быстрово зводимых стальных констр укций, применяя JIT.
3.4 Буду щее технологи и JIT.
Мы рассмо трели философию и логику Just in time, убеди лись в потен циале системы п о созданию конкуре нтного преимущества. Как ово же буду щее этого новато рского способа произв одства?
В ближа йшем будущем буд ет происходить «возв рат к осно вам» — данный тер мин был впер вые введен Эд жи Тойода в декабре 1993 г. Характерное дл я 1980-х стремит ельное увеличение чис ла продуктов ны не замедлилось. Дл я выравнивания колеб аний в длител ьности операций н а разных рабо чих местах меж ду ними созда ются небольшие резер вные запасы. Зап асы отдельных вид ов готовой проду кции специально увеличи ваются для то го, чтобы обесп ечить более высо кий уровень серв иса. Аналогично созда ются дополнительные зап асы сырья и материалов, что бы подстраховаться н а случай заде ржки поставок. Ра ди уменьшения про бок на доро гах и сниж ения загрязнения окруж ающей среды — ка к признание ответств енности перед общес твом — сами пост авки происходят ре же. В цел ом, экономические реа лии приуменьшают революц ионное рвение и распространение JIT.
Возв рат к осно вам должен упро чить позиции JIT н а массовых рын ках потребительских това ров. JIT, однако, н е сможет удовлет ворить потребности те х покупателей, чт о нуждаются в высоком уро вне вариабельности. Дл я этого необх одимы гораздо боль шая гибкость и намного бол ее короткое вре мя выполнения зака зов. Это сам ая главная проб лема долгосрочного разв ития JIT. Необходимо буд ет создать бол ее гибкое произв одство смешанного модел ьного ряда, в котором н е будет практи чески никаких ограни чений на чис ло конфигураций прод укта, причем вс е они мог ут быть быс тро построены пр и поступлении соответс твующего заказа. Ка к скоро эт о произойдет, зави сит от тем пов развития необхо димых производственных проце ссов и информа ционных технологий, а также о т того, буд ут ли созд аны системы, в которых эт и технические аспе кты объединятся с гибкой, лоял ьной и заинтере сованной рабочей сил ой.
Заключение
Сист ема "точно-в-срок" - эт о система, кото рая применяется преимуще ственно в сери йном производстве. В такой сист еме товары переме щаются через сист ему и зада ние выполняется в точном соотве тствии с граф иком. "Точносрочные" сист емы требуют оче нь небольших матери альных запасов, поско льку последовательные опер ации жестко скоордин ированы.
Конечной цел ью JIT является сбаланси рованный, плавный пот ок производства. Вспомога тельные цели: устра нение нарушений в системе, обеспе чение гибкости сист емы, сокращение врем ени оснащения и сроков произв одства, исключение непроизво дительных расходов, и минимизация матери альных запасов. Формир ующие блоки "точ но срочной" сист емы - разработка изде лия, разработка проц есса, кадровые и организационные вопр осы, планирование и управление произво дством.
Такое произв одство требует исклю чения всех возмо жных источников наруш ения плавного пот ока работ. Высо кое качество необх одимо, потому чт о проблемы с качеством мог ут нарушить проц есс. Кроме то го, решение проб лем нацелено н а устранение вс ех нарушений производс твенного процесса и придание сист еме большей эффекти вности и непрер ывного усовершенствования.
Ключ евое преимущество "точ но срочных" сис тем - пониженный уров ень запасов, высо кое качество, гибк ость, сокращение сро ков производства, повыш ение производительности и эффективности использ ования оборудования, сниж ение объема бра ка и перера боток, а так же уменьшенные требо вания к площ адям.
Список ис пользованной литер атуры
- Абердин Р.З. Экономи ческое обеспечение логис тики и финан совые потоки: Учеб ное пособие / ГУ У. – М., 2006.
- Б.А. Аник ина. Логистика - М.: ИНФРА-М б, 1999.
- Гайсинский А.М. Логис тика: Учебник дл я высших и средних специа льных учебных завед ений. – 2-е из д. – М.: ИВ Ц “Маркетинг”, 2005.
- Гаджи нский А.М. Практикум п о логистике. – М.: Информационно-внедрен ческий центр «Марке тинг», 2007.
- Голиков Е.А. Марке тинг и логис тика: Учебное посо бие. –М.: Из д. дом “Даш ков и К о”, 2007.
- Джонстон Р. Слак Н. Чеймберс С. Организация, планир ование и проекти рование производства. Операц ионный менеджмент. - М.: Инфра-М, 2009
- Кокурин Д.И. Осн овы логистики в промышленности: Тек ст лекций. – Сам ара: Самарская го с. экон. ак ад., 2006.
- Курбатова Т.Я., Лебе дев К.А. Курс лек ций по пред мету “Логистика”, 1997.
- Лар ин Л.С. Производственная логис тика: Учеб. Посо бие. –Саранск: Ти п. «Крас. Ок т.», 2008.
- Логистика: Учеб ное пособие / По д ред. Б.А. Аник ина. – М.: ИНФ РА-М, 2007.
- Нер уш Е.М. Коммерческая логис тика. — М.: Бан ки и бир жи, ЮНИТИ, 1997.
- Нер уш Ю. М. Логистика: Учеб ник для вуз ов. - М., ЮНИ ТИ-ДАНА, 2008.
- Плот кин Б.К. Основы логис тики. — Ленинград, 1993.
- Практ икум по логис тике. Под ре д. Б. Аник ина. –М.: из д. дом “Инф ра-М”, 2009.
- Серг еева В.И. Корпоративная логис тика. 300 ответов н а вопросы професс ионалов - инфра-м, издательский до м, 2005.
- Федько В.П. Упак овка и марки ровка. –М.: «Экспе ртное бюро-М», «Издательство ПРИ ОР»,2007.
- http://www.marketing.spb.ru
- http://www.logsystems.ru
- http://www.startlogistic.ru
- http://thedifference.ru
- http://vse-o-logistike.blogspot.com
- http://log-lessons.ru/