Файл: .Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций..pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Научный анализ аспектов трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организации
Специфика мотивации трудовой деятельности
Особенности личностного адаптационного потенциала
1.3.Сущность профессиональной адаптации сотрудников организаций
2.2. Результаты исследования и их анализ
2.3.Особенности развития трудовой мотивации и адаптационного потенциала у сотрудников организации
При этом сама зависимость между качеством выполненной работы и получаемым вознаграждением или наказанием часто не осознается работниками, однако без этого мотивация оказывается невозможной и если в организации используется сложная система надбавок к основному окладу в зависимости от результатов трудовой деятельности, то менеджмент должен быть уверен, что все работники понимают данную систему [35, с. 54].
Для руководителя важно понимание того, что люди, приходя в организацию, преследуют свои собственные цели, и поэтому добиться от них эффективной производительности можно лишь в том случае, если качественное выполнение работы приводит к достижению личных целей, а не целей организации. Иначе говоря, цели организации будут достигнуты, если ее сотрудники, выполняя то, что от них требуется, смогут достичь собственных целей [24, с. 83].
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем стимулирует инициативу работников, формирует у них приверженность к организации, привлекает к ней новых членов. Кризис мотивации в организации проявляется также в замене уровня высших потребностей уровнем низших потребностей. Прежние ориентиры оказываются разрушенными, а новая созидательная мотивация еще не создана. При этом для ее возникновения нужен соответствующий механизм стимулирования, который мог бы влиять на структуру ценностей трудовой деятельности, а также на социальную активность [19, с. 82]. Косвенная экономическая мотивация основана на мотивации свободным временем, что выражается в таких формах, как сокращенный рабочий день, увеличенная продолжительность отпуска, которые должны компенсировать повышенные физические или нервно-эмоциональные затраты, а также в скользящем или гибком графике, делающем режим работы более удобным для персонала, что позволяет ему распределять свое время; сюда же относится и предоставление отгулов за часть сэкономленного при выполнении работы времени.
Одним из наиболее мощных инструментов формирования связи между результатами труда и вознаграждением является комплексная программа оплаты и стимулирования труда. Важнейшим инструментом формирования связи между результатами труда и вознаграждением является комплексная программа оплаты и стимулирования труда [18, с. 12]. Текущая программа выявляется через денежное вознаграждение и комплекс компенсационных и поощрительных мер.
В комплексной программе должны предусматриваться дополнительные денежные вознаграждения и множество иных мер, которые могут порой существенно усиливать и дополнять текущую программу оплаты и стимулирования труда и удовлетворять те потребности, которые оказываются на уровень выше текущей программы.
При разработке программ необходимо иметь в виду, что ценность деятельности и ценность человека, работающего в этой должности представляют собой разные категории [12, с. 144].
При формировании политики стимулирования персонала в организации может применяться следующая общая модель мотивации, целью которой является [40, с. 105]:
- оптимизировать систему стимулирования под существующий мотивационный профиль организации в целях обеспечения предельно конструктивного поведения персонала организации;
- сформировать и поддерживать определенный мотивационный профиль организации в соответствии с реализуемой стратегии развития бизнеса.
Оптимизированная система мотивации и стимулирования организации должна соответствовать таким требованиям, что уровень заработной платы с переменной составляющей должен быть конкурентоспособен на рынке труда. Факт повышения оклада является мотиватором к лояльному отношению к организации, а факт повышения переменной составляющей приводит к продуктивной работе и достижению более высоких результатов.
Кроме того, работник должен зарабатывать в таком объеме, чтобы обеспечить удовлетворение собственных насущных потребностей. В противном случае работник будет искать дополнительные способы заработка или подработку в другой организации или другую компанию. Обеспечить достаточность оплаты могут разработка и внедрение системы оплаты "соответственно категориям" работников с введением минимального размера, ниже которого оклады в данной организации не опускаются [22, с. 219].
Необходима определенного рода социальная политика организации по реализации льгот и гарантий по программе социальной защиты сотрудников организации (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне, а также предоставление организацией своим сотрудникам дополнительных льгот, имеющих отношение к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития организации [6, с. 23]. Также важно совершенствование системы организации труда и управления. Усиление взаимодействия между персоналом организации, точное распределение служебных обязанностей, разработанная система продвижения по карьерной лестнице, совершенствование системы отношений между руководителями и исполнителями [10, с. 242].
Таким образом, для развития мотивационной сферы необходимы меры организационного характера, которые способствуют повышению мотивации работников организации. Для руководителя важно понимание того, что работники, приходя в организацию, преследуют свои собственные цели, и поэтому добиться от них высокой эффективности можно только в том случае, если качественное выполнение работы приводит к достижению личных целей, а не целей организации. Цели организации будут достигнуты, если работники, выполняя свои обязанности, будут в состоянии собственные цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе проводилось изучались особенности трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организации. Был проведен научный анализ аспектов трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организации, раскрыта специфика мотивации трудовой деятельности, рассмотрены особенности личностного адаптационного потенциала, показана сущность профессиональной адаптации сотрудников организаций.
Подготовлено и проведено исследование трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организации, проанализированы результаты исследования, представлены основные аспекты развития трудовой мотивации и адаптационного потенциала у сотрудников организации.
Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что имеется взаимосвязь адаптационного потенциала сотрудников организации с особенностями трудовой мотивации и мотивационной сферой личности.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Трудовая деятельность – действия сотрудников организации для удовлетворения своих потребностей в материальных и иных ценностях, связанные с достижением организационных целей. Мотивация трудовой деятельности представляет собой стремление сотрудника организации удовлетворить собственные потребности в определенного рода благах посредством трудовой деятельности, которая направлена на достижение целей организации.
Сущность мотивации трудовой деятельности в отечественной литературе сводится к тому, что мотивация представляет собой заявку на трудовое поведение, выбор мотивов, побуждающих человека к труду, к соответствующей активности. Мотивация труда - один из элементов кадровой стратегии организации, непосредственно влияющий на производительность труда, а также на эффективность деятельности сотрудников, а также функционирование организации в целом. Трудовая мотивация многоаспектна и базируется на личной мотивации работников к труду, а также на мотивировании - совокупности управленческих воздействий, которые формируют мотивацию работников к труду.
Адаптационный потенциал можно охарактеризовать в качестве интегрального образования, систематизирующего социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, которые актуализируются личностью для формирования и осуществления новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Адаптационный потенциал можно охарактеризовать в качестве способности личности к структурным и уровневым изменениям свойств и качеств, что увеличивает ее организованность и стабильность.
Кризис мотивации в организации проявляется также в замене уровня высших потребностей уровнем низших потребностей. Прежние ориентиры оказываются разрушенными, а новая созидательная мотивация еще не создана. При этом для её появления необходим соответствующий механизм стимулирования, который мог бы влиять на структуру ценностей трудовой деятельности, а также на социальную активность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Акименко А.К. Представления о прошлом, настоящем и будущем в системе социально-психологической адаптации личности// Известия Саратовского университета. – 2014. - № 2. – С. 131-142.
- Алексеевский А.А. Социально-профессиональная адаптация молодых специалистов: факторы влияния, критерии и показатели// Символ науки. – 2015. - № 6. – С. 344-346.
- Апухтин О.О. Теоретические аспекты исследования мотивации труда// Новые технологии. – 2011. - № 4. – С. 136-140.
- Буслаева Е. Л. Проблема адаптации личности в обществе// Царскосельские чтения. – 2014. - № 18. – С. 179-181.
- Вилкова И.А. Профессионально важные качества, определяющие успешность владения профессией в структуре среднего профессионального образования//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2018. - № 2. – С. 72-81.
- Волкова Н.В. Адаптация персонала в российских организациях: различия профессиональной мотивации и уровня самомониторинга представителей трех поколений (на материале компаний г. Санкт-Петербурга) / Н.В. Волкова, В.А. Чикер// Вестник Московского университета. - 2015. - №4. - С.21-38.
- Вызулина К.С., Ясько Б.А. Личностные детерминанты социально-психологической адаптации личности: теоретико-методологические основы исследования// Вестник Адыгейского государственного университета. – 2015. - № 1 (157). – С. 180-185.
- Гапонова О. С. Система мотивации персонала как инструмент внутрифирменного планирования в инновационных компаниях ранних фаз развития // Вестник ПГУ. - 2015. - №1 (24). - С.124-133.
- Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности// Известия Саратовского университета. – 2014. - № 3. – С. 259-263.
- Губарев Р.В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда /Р.В. Губарев// Вестник УГНТУ. - 2014. - №1 (7). - С.239-246.
- Гусарова М.С., Копытова А.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала вуза в рамках реализации кадровой стратегии // Вестник Омского университета. - 2014. - №4. - С.14-22.
- Зенова А. В. К вопросу о мотивации профессиональной деятельности // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Молодой ученый, 2015. — С. 143-146.
- Золотарева Ю.О. Социопсихологические аспекты развития трудовой мотивации как вектор активизации личности работника// Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. - № 3. – С. 11-13.
- Зоткина Н.С., Копытова А.В., Неклюдова М.Ю. Инструменты управления трудовой мотивацией: идентификация понятий// Науковедение. – 2017. - № 3 (40). – С. 46.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
- Кардашов В.И. Мотивация персонала: теория и практика//Человек и труд. - 2012. - № 10 - С. 80-83.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2017. – 447 с.
- Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е. А. Управление персоналом: теория и практика. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2017. – 64 с.
- Когдин А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Основы ЭУП. - 2012. - №4 (4). - С.80-83.
- Лобанова Т.Н. Активизация трудового поведения граждан за счет реализации мотивационного потенциала// Актуальные проблемы экономики и права. – 2015. - № 1 (33). – С. 54-60.
- Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2018. – 583 с.
- Маркина И.Л. Правила осуществления эффективной мотивации работников И.Л. Маркина// Символ науки. - 2016. - №11-3. - С.217-220.
- Маслоу А.Х. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2017. - 400с.
- Матухнов О. С. Стимулирование административной эффективности СМК и мотивация управленческого персонала /О.С. Матухнов, В.А. Терехин// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. - №3 (42). - С.82-85.
- Мироседи С.А. Адаптация системы стимулирования и мотивации персонала к изменениям среды /С.А. Мироседи, Г.М. Касумова// Инновационная наука. - 2017. - №2-1. - С.212-214.
- Николаев Е. Л., Лазарева Е. Ю. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подходов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2013. - №9. - С. 18-32.
- Николаева Э.Ф., Денисова Е.А., Николаева С.Ю. Возможности системного анализа особенностей адаптации личности// Концепт. – 2015. - № 4. – С. 126-130.
- Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М.: Академия, 2012. – 338 с.
- Психология труда. Учебник и практикум/под общей ред. С.Ю. Манухиной. – М.: Юрайт, 2017. – 486 с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М, 2017. – 672 с.
- Розанова В.А. Психология управления. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 384 с.
- Романова Ю.А. Оптимизация отбора и профессиональной адаптации персонала в организации// Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. – 2015. - № 1 (12). – С. 70-79.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2017. - 713 с.
- Сидорова А.А. Развитие адаптационного потенциала личности в процессе обучения в вузе: дисс...к.п.н. – СПб.: АОУ ВПО «Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина», 2012. – 216 с.
- Стрижова Е.А. Динамика трудовой мотивации до и после трудоустройства//Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1 (21). – С. 78-87.
- Толочек В.А. Психология труда. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 480 с.
- Толстых Ю.И. Современные подходы к категории «Адаптационный потенциал»//Известия Тульского государственного университета. – 2011. - № 1. – С. 493-496.
- Туев В.А. Мотивация труда и развитие потребностей личности// Известия Байкальского государственного университета. – 2014. - № 4. - С. 177-182.
- Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп /Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов//Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). - М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2009. – 544 с.
- Шмаков А.Г., Топоркова А.В. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала // Вестник ЧелГУ. - 2013. - №3 (294). - С.103-106.
- Щербакова Е.М. Изменение мотивов трудовой деятельности персонала и его влияние на качество труда// Проблемы современной экономики. – 2014. - № 1 (49). – С. 305-307.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели успешности профессиональной деятельности сотрудников организации при помощи методики В.А. Розановой "Оценка эффективности деятельности руководителя"
А - Низкоэффективные сотрудники
№ |
низкоэффективные менеджеры |
|||||||||||||
факторы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
стратегическое мышление |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
управленческие способности |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
понимание организационных целей |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
высокая социальная ответственность |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
умение принимать управленческие решения |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
креативность |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
самоконтроль |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Умение правильно организовать деятельность |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
1 |
3 |
4 |
2 |
3 |
инновационная деятельность |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Высокий уровень профессионализма |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Стремление к полу чению новой информации |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
Применение эффективных стратегий в решении управленческих задач |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Способность идти на риск |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Проявление внимания к исполнителям |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Умение положительно мотивировать работников |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
Наличие навыков делового общения |
4 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
норм психол климат |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Учет мнений исполнителей |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
Умение культурно вести себя |
2 |
6 |
5 |
3 |
3 |
4 |
6 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
3 |
3 |
Умение правильно осуществлять контроль за действиями персонала |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Умение влиять на других людей |
3 |
1 |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Наличие положительных социальных установок |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
Правильное отношение к критике в свой адрес |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
|
Стремление к личностному росту |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Применение эффективных стилей руководства людьми |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Последовательность в достижении целей |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Гуманное отношение к работникам |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
2 |
5 |
2 |
3 |
3 |
Наличие эмпатии |
2 |
3 |
3 |
4 |
6 |
2 |
2 |
4 |
5 |
3 |
6 |
5 |
4 |
4 |
Умение управлять группой |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Умение пользоваться авторитетом и властью |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Ср |
2,54 |
2,35 |
2,67 |
2,51 |
2,83 |
2,54 |
2,51 |
3 |
3,03 |
2,67 |
3,03 |
3 |
2,86 |
2,90 |
общ эфф |
78 |
71 |
80 |
74 |
83 |
73 |
71 |
85 |
85 |
73 |
83 |
81 |
73 |
76 |